6 июля 2023 г.
Масштабные изменения, произошедшие на ИТ-рынке в 2022 году, не обошли стороной и сферу инженерных решений. На состоявшемся весной этого года форуме «IT-Ось» ведущие игроки ИТ-рынка обсудили произошедшие перемены и новые вызовы. В дискуссии приняли участие:
- Алексей Кашаев, генеральный директор Systeme Electric;
- Павел Поздерко, заместитель директора Parsec по развитию;
- Анатолий Бутенко, глава представительства Conteg в России;
- Александр Заботин, заместитель директора департамента инфраструктуры и инженерных систем OCS;
- Олег Логвинов, директор по дистрибуции Kramer.
За последний год на ИТ-рынке произошли значительные изменения. Компания Systeme Electric была образована в результате продажи бизнеса Schneider Electric локальному руководству в РФ и Беларуси. Удалось ли вам сохранить свою сущность или же это новая компания с другими целями и задачами?
Алексей Кашаев: В 2022 году компания Schneider Electric объявила об уходе с российского рынка, а 3 тысячи сотрудников, 3 завода, сервисный центр и центр инноваций Systeme Soft перешли под управление локального руководства. К этому моменту более 45% товаров разрабатывалось и производилось в России и на совместных предприятиях в Китае. Локализация производства спасла нас — если бы мы ввозили товары из-за рубежа, а не производили на территории РФ, вероятно, не смогли продолжить бизнес, как некоторые наши конкуренты. Сейчас мы активно развиваем дальнейшую локализацию и инвестируем в развитие наших заводов — до 2025 г. планирует вложить в производства более 2 млрд рублей.
Резкого разрыва отношений со Schneider Electric не было: после ухода глобального бренда мы выполнили часть проектов, которые прошли валидацию экспортного контроля. Это был большой путь, который занял больше года. Он связан и с перестройкой внутренних процессов, и с локализацией ИТ-систем. Мы начали строить новую российскую компанию и конвертировать свою экспертизу в те продукты, которые нужны рынку. Задача была «переродиться» и обеспечить заказчиков тем, что им прежде давал Schneider Electric: надежностью, стабильностью, высоким качеством продукции, дополнив это собственной полноценной экосистемой и высококлассным клиентским сервисом.
С одной стороны, увеличение емкости рынка вследствие ухода западных производителей — позитивный момент, но с другой — эволюционное развитие компаний уступает место революционному. Какие проблемы это может вызвать, на ваш взгляд?
Павел Поздерко: Проблема, по сути, сейчас только одна — найти комплектующие. Процесс ухода европейских и западных конкурентов начался не с прошлого года, эта история длится уже достаточно долго. Государственные структуры, например, в контексте проектов уже на протяжении нескольких лет смотрят в нашу сторону. Что касается проблемы с комплектующими — мы еще года три назад начали «переразводить» электронику под доступную компонентную базу и успешно продолжаем идти в этом направлении.
Есть несколько точек зрения на то, как будет развиваться рынок ЦОДов в новых условиях. Как вы видите перспективы?
Анатолий Бутенко: В принципе, происходит то же, что и всегда: кто-то вещает о чем-то, а мы идем и делаем то же, что и всегда. Я не могу сказать, что в сфере построения ЦОДов что-то резко поменялось. Да, облачные решения имеют место быть, но спрос на ЦОДы при этом не уменьшается. Благодаря компании OCS мы узнали, что не только Москва и Санкт-Петербург заинтересованы в построении ЦОДов, и реализовали ряд перспективных проектов в регионах.
ЦОД — это комплексное решение. Ощущаете ли вы какие-то трудности в связи с нехваткой составляющих для этого «комплекса»?
А. Б. Рынок умеет быстро адаптироваться. Думаю, коллеги согласятся, что нет какого-то условного компонента, из-за отсутствия которого строительство ЦОДов остановилось бы. Мы все — вендоры, дистрибьюторы, партнеры — уже адаптировались к ситуации за прошедший год. Тот, кто хочет строить и производить, делает это.
Александр Заботин: Рынок действительно быстро адаптируется. Все активные участники рынка прорабатывают новые комбинации оборудования, новые технологические решения, ищут новые возможности для бизнеса. Большинство оставшихся на территории РФ вендоров, как российских, так и зарубежных, достаточно успешно стараются занять освободившееся место. Причем в большинстве своем не просто слепо копируя продукты и технологические решения, «ушедшие» из России, а пытаются предложить свое видение продукта, свои инновации.
Что сейчас происходит в секторе аудио- и видео коммутации: падение, стагнация, резкий рост?
Олег Логвинов: Коммутация всегда была востребована рынком и продолжает таковой оставаться. Нельзя построить переговорную, аудиторию, зал без использования средств коммутации, как и без средств отображения и источников сигнала. Нас не видят, но мы необходимы, без нас ничего не получится: нельзя просто повесить панели и положить ноутбуки на стол. Между ними должна быть какая-то связь — и мы ее обеспечиваем. Именно поэтому в нашем сегменте рынка спрос остается стабильным. Запросы интеграторов в небольших проектах изменились в пользу более дешевых решений, но крупные интеграторы, реализующие большие проекты, все также верны себе.
Российский рынок привык к хорошему, в том числе к качественным сервисам, решениям и оборудованию. Сказались ли перемены на рынке на требованиях заказчиков? Стали ли они ниже в свете новых обстоятельств?
А. К.: Мы действительно привыкли к хорошему, и не думаю, что планка требований заказчиков опустится. В ближайшие несколько лет перед нами будут стоять прикладные задачи по замещению решений западных вендоров. В будущем все захотят вернуться к тому же технологическому уровню надежности, который был раньше.
О. Л.: К хорошему быстро привыкаешь, и отказываться от него никто не готов: ни мы, ни вы, ни заказчики в том числе. Приведу пример из сферы коммутации: приходя в комфортный зал и поработав в нем, заказчик не захочет отказываться от этого комфорта. Деньги в стране есть, финансирование на проекты выделяется, сервисы продолжают развиваться. Пока у заказчиков будет возможность платить за удобство, они от него не откажутся. Да, часть оборудования будет заменена восточноазиатскими брендами, но на требованиях заказчиков это не скажется.
П. П.: На рынке систем безопасности все довольно просто, ведь и среди отечественных производителей есть качественные продукты и компании с высоким уровнем сервиса. Некоторое время назад мы увидели рост интереса к таким решениям как мобильная идентификация и технологии NFC. Но сейчас они стали частично недоступны из-за ограничений, например, при работе с устройствами от компании Apple. В сфере идентификации некоторые клиенты вернулись на несколько лет назад к использованию обычных карт доступа. Тем не менее появляются и новые инструменты (например, идентификация с помощью шифрованных QR-кодов), ведь мы тоже не стоим на месте.
А. Б.: Мое мнение таково, что если вы однажды попробовали хорошую вещь, а затем она исчезла, то вы будете искать эту вещь, пока есть деньги, заказывать, возить. Пока есть финансирование, планка требований заказчиков останется столь же высокой, и производителям придется соответствовать их ожиданиям и поддерживать уровень качества.
А. З.: Ни один заказчик не будет бездумно снижать свои требования. Для него по-прежнему во главе угла будут качество, удобство и надежность. А также привычный ему уровень сервиса на всех этапах — от проектирования до гарантийного и послегарантийного обслуживания.
В каких-то второстепенных подсистемах для экономии бюджета он готов будет немного снизить требования к оборудованию, но даже в этом случае будет ожидать высокий уровень сервисов. И я абсолютно согласен с тем, что все участники рынка должны будут соответствовать этим ожиданиям, если рассчитывают на успешный и долгосрочный бизнес в России.
Чтобы соответствовать ожиданиям заказчиков, необходимо замещать оборудование и решения ушедших вендоров. Как это будет происходить? Заменой станут продукты китайских производителей? Или российские вендоры активно включатся в процесс?
А. К.: С технологической точки зрения европейское оборудование займет
А. Б.: Россия на протяжении всей своей истории крайне мало потребляла. Те решения, на которые был и остается высокий спрос, мы импортозаместим. Но есть и нишевые продукты, те же кондиционеры для ЦОДов. Запрос от рынка на них невелик, его будет недостаточно, чтобы загрузить полноценный завод производством и успешно развивать. Поэтому я склоняюсь к мнению, что китайские вендоры займут большую часть рынка, но им нужно будет соответствовать требованиям наших заказчиков. Созданием же нишевых продуктов в России будут заниматься в первую очередь энтузиасты.
Изменения на рынке затронули всех игроков ИТ-сферы. Как отразились перемены на ваших отношениях с партнерами и заказчиками?
А. К.: Мы всегда работали через канал и продолжаем это делать. Нам нужны партнеры, которые понимают ценности экосистемы и готовы их транслировать: сервис, пресейл, работа с заказчиком. Привезти продукцию из Китая большого труда не составляет, вопрос в том, кто будет отвечать в дальнейшем за качество, сервис, обеспечивать гарантию, техническую поддержку. Есть партнеры, которые всегда сами этим занимались.
А. Б.: Консолидация интеграторского рынка закончилась еще до известных событий. Все интеграторы, которые остались, это сильные игроки с большим техническим штатом. Понятно, что мы выбираем хороших сильных партнеров — но в них нуждается и заказчик. Для него финансово сильный партнер является гарантией, что он получит свое оборудование, а проект будет успешно завершен. Дорогой партнер, как и дорогая строительная компания, только экономит деньги.
П. П.: У нас сложилась вообще уникальная ситуация. У клиентов есть деньги, есть проекты, но многие интеграторы просто не приходят и не берутся за них.
А. З.: Сейчас для реализации практически любого комплексного проекта как никогда требуется плотное взаимодействие всех участников рынка: специалистов заказчика, вендоров, дистрибьюторов, системных интеграторов, проектных институтов. Если раньше давно обкатанные технические решения можно было «тиражировать» с небольшими изменениями, то сейчас практически каждый проект уникален с точки зрения выбора конкретных аппаратных и программных решений, с учетом их текущей доступности, совместимости, необходимости доработок для выполнения требований заказчика с учетом уже инсталлированной базы.
Все это требует очень плотной коммуникации практически всех участников проекта. И поэтому количество и качество общения и взаимодействия всех участников рынка начинают расти.
Источник: IT Channel News