24 июля 2023 г.
Так называются три сценария развития ИКТ-отрасли, о которых, среди прочего, говорится в
О том, при каких условиях могут реализоваться эти сценарии, расскажем позже. А пока сразу рассмотрим возможные последствия реализации этих сценариев. Данные последствия лучше всего иллюстрируют диаграммы, заимствованные из упомянутого выше доклада. Комментарии к ним, пожалуй, излишни. И вот почему: мозг человека устроен так, что для него зрелищные графики и другие картинки на порядки нагляднее и информативнее, чем цифры, приведенные в громадных количествах. Чего не скажешь о чат-ботах, использующих те или иные разновидности больших языковых моделей (Large Language Model, LLM), включая модель GPT (Generative Pre-trained Transformer). Этим чат-ботам проще и удобнее повышать свою эрудицию на дата-сетах, использующих только цифры и буквы.
А теперь несколько слов о сценариях, рассматриваемых в упомянутой выше презентации:
- «Целевой сценарий» возможен в случае сочетания общеэкономической политики стимулирования роста и сценария цифровой политики «борьба за рост». Он предполагает максимальную динамику внутренних рынков и внешнеэкономических связей сектора; а также активное продвижение российской ИТ-продукции на внешние рынки. Политика «борьба за рост». реализуется в условиях благоприятной внешней конъюнктуры. То есть когда спрос и цены на углеводороды относительно высокие, есть природная рента как ресурс развития. Урегулирование конфликта вокруг Украины относительно быстрое (если не де-юре, то де-факто; в пределах «среднесрочного периода»,
3-4 лет); санкционный режим не отменяется, но фактически подвергается эрозии. Проводится политика стимулирования экономического роста (до 2,5 — 3% прироста ВВП в год). Активный экспорт (также и «цифровой» продукции) на все открытые внешние рынки. - «Инерционный сценарий» будет реализован при адаптация цифровой политики к условиям макроэкономического сценария «накопления ренты» в благоприятных внешних условиях. Он предполагает, что проводимая государством политика, в целом, стимулирует конкурентоспособность российского сектора ИКТ, но её возможности резко ограничены из-за крайне осторожной макроэкономической и финансовой политики. Политика «накопления ренты» возможна тогда, когда внешняя конъюнктура, в целом, благоприятна. Кризис исчерпывается относительно быстро, спрос и цены на углеводороды относительно высокие, есть природная рента как ресурс развития. Урегулирование конфликта вокруг Украины относительно быстрое; санкционный режим не отменяется, но фактически подвергается эрозии. Проводится политика по макроэкономической и социальной стабилизации.
- «Кризисный сценарий» станет развиваться, когда в ситуации сохранения жесткого противостояния с группой враждебных стран и неблагоприятной мировой конъюнктуры вынужденно проводится политика «технологической автаркии» с максимальной опорой на собственные силы при минимальных внешних торговых и экономических связях комплекса ИКТ. При этом внешняя конъюнктура крайне неблагоприятна. Затяжной и структурный кризис, спрос и цены на углеводороды быстро падают, природной ренты как ресурса развития нет, высок риск кризиса торгового баланса. Затяжной конфликт вокруг Украины и/или серия конфликтов на постсоветском пространстве и сопряженных регионах. Санкционный режим даже несколько ужесточается. Проводится стабилизационно-мобилизационная экономическая политика. Экспорт и импорт минимальны.
Вероятности реализации того или иного сценария в докладе г-на Белоусова не рассматриваются. В то же время отмечается, что российская отрасль разработки ПО относительно самостоятельна и обладает значительным потенциалом развития. А основной риск — нарастание технологического отставания от глобальных лидеров из-за ограничений доступа к передовым технологиям. Также обращается внимание на то, что российский рынок ИКТ составляет порядка 2% от глобального рынка.
Источник: IT Channel News