23 ноября 2023 г.
Михаил Степанюк, директор департамента программного обеспечения и корпоративных систем, компания Merlion, рассказывает об ИТ-трендах на 2024 год.
Составляя список трендов на следующий год, принято писать про «горячие» технологии — облака, искусственный интеллект, блокчейн... а нет, про блокчейн уже подзабыли, все пишут про ИИ. Конечно, технологии, даже блокчейн, окажут воздействие на развитие российского рынка. Облака будут отвоевывать долю у premise-решений, искусственный интеллект — все чаще встречаться нам в сервисных службах и бытовых устройствах.
Но гораздо больше, мне кажется, будут влиять на российский ИТ-рынок более «приземленные» вещи. Вот пять главных, на мой взгляд, факторов, которые надо учитывать, строя планы на 2024 год.
«... мы входим в зону турбулентности». Или уже выходим?
Прошлый,
В текущем году общее направление движения стало понятным, так что 2023 год можно назвать временем тектонических сдвигов, изменения расстановки сил за счет большого количества слияний, поглощений, ухода старых игроков и прихода новых. Особенно новых вендоров — как российских, так и из «дружественных» стран.
В ближайшие годы контуры нового рынка будут проясняться. В частности, я ожидаю консолидацию «одноплановых» компаний, поскольку некоторые ниши у нас явно «перенаселены». Тем более что один из главных заказчиков — государство — сменил стратегию развития.
Переход на ГосТех
Государство в России — крупнейший ИТ-заказчик. В целях повышения эффективности реализации мероприятий, связанных с созданием, развитием и эксплуатацией государственных информационных систем (ГИС), осуществляется их перевод в облако, на платформу ГосТех.
Требование по переносу к федеральным ГИС действует с 1 апреля текущего года, с 1 января 2024 года оно станет действовать и в отношении региональных информационных систем. На текущий момент 60 регионов уже подтвердили готовность к переводу региональных систем на ГосТех, их них 11 регионов включены в пилотный проект.
В результате поменяется структура государственных расходов на ИТ-оборудование, инфраструктурное программное обеспечение, сервисы. В частности, капитальные затраты госзаказчиков на приобретение оборудования и ПО трансформируется в операционные расходы.
Это существенно повлияет на роль крупнейших системных интеграторов, которым придется существенно пересматривать модель ведения бизнеса, а через них — и на других игроков рынка.
Импортозамещение — это надолго
2024 год станет годом перехода к импортозамещению тяжелого ПО — средств виртуализации, систем резервного копирования, инфраструктурных продуктов, СУБД и аналитических решений. При этом надо учитывать, что доступность высокопроизводительных компьютеров стала меньше, так что российским разработчикам придется вспомнить подзабытое умение советских времен — создавать софт, максимально использующий возможности «железа».
Да, и само «железо», кстати, тоже надо импортозамещать. Но тут такое непаханое поле, что его хватит на «тренды» ближайших лет пяти, а то и десяти.
Пиратство — новые повороты вечной темы
Про «обычное» пиратство, которое понемногу проникает даже на ведущие маркетплейсы, сказано за последние два десятка лет уже достаточно. Но теперь пираты гораздо чаще, чем ранее, воруют не у условного «Майкрософта», а «у своих», тормозя развитие российского рынка разработки и, конечно, с этим надо что-то делать более решительно, чем раньше.
Также появилось «вынужденное» пиратство. Не весь иностранный софт можно заменить «по щелчку пальцев», для некоторых решений полноценных аналогов нет. И многие российские компании пытаются «менять, ничего не меняя» — оставаться до последней возможности на привычных западных разработках. Решать вопросы силовыми методами в этом случае неправильно, особенно если «аналогов нет».
Но если оставить в этом отношении все как есть, компании будут жить на небезопасном нелицензионном ПО, что может оказаться чревато. А российские разработчики — недополучать средства для развития. Государство должно определиться с политикой в этом отношении. Ввести, например, сбор за использование иностранного ПО в фонд поддержки развития отечественного, такие планы озвучивались.
Российские вендоры, станьте вендорами
Долгое время российские разработчики говорили о том, что они ближе к заказчику и готовы внимательнее относиться к его нуждам, чем западные гиганты. Настало время доказать это на деле.
Многие разработчики развивались, удовлетворяя запросы ключевого заказчика, часто в его роли выступала материнская компания. Но для масштабирования бизнеса необходима оперативная подстройка и под интересы заказчиков «с рынка». Те из вендоров, кто сможет перестроиться соответствующим образом — выстроит полноценную партнерскую сеть, вложится (совместно с партнерами) в демоцентры и лаборатории, научится оперативно реагировать на запросы и, особенно, жалобы клиентов, тот получит гораздо больше возможностей для развития.
Возможно, на этом рынке нам также предстоит волна слияний, в некоторых нишах, иногда — неожиданных, у нас больше разработок, чем способны «востребовать» отечественные заказчики.
В целом, ближайшие годы ожидаются напряженными и интересными, впрочем, расслабленных и скучных я как-то и не припомню.
Источник: Михаил Степанюк, директор департамента программного обеспечения и корпоративных систем, компания Merlion