9 января 2024 г.
В России растут продажи ПК с предустановленной пиратской Windows, но для сколько-нибудь серьёзного бизнеса такой подход в любом случае неприемлем, — придётся рано или поздно переходить на одну из официально доступных сегодня ОС на основе ядра Linux. Или всё-таки не придётся? Как с точки зрения ИТ-канала продвигается сегодня процесс перехода заказчиков на новые для них операционные системы?
В процессе осознания
Велика ли сегодня в принципе объективная потребность заказчиков в России в отечественных операционных системах? Кирилл Синьков, руководитель отдела по работе с технологическими партнёрами «Группы Астра», приводит в пользу этого весомые аргументы: «С одной стороны, „серый“ импорт Windows продолжается через третьи страны, и номинально никто помешать этому не может. Но при этом крайне остро встают вопросы с технической поддержкой, которая теперь отсутствует, и с обновлениями политик безопасности, т. к. в устаревших версиях есть много „дыр“, уязвимых извне. С другой стороны, есть Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2022 г. № 166 об импортозамещении — плюс достаточно жёсткая риторика Минцифры: представители ведомства заявляют, что в России с 2024 года могут ввести запрет на использование иностранного ПО в госкомпаниях и на объектах критической инфраструктуры. Данные факторы оказывают решающее воздействие: представители отечественной ИТ-отрасли стремятся выпускать максимально „зрелые“ продукты, способные качественно заместить зарубежный софт, а заказчики на протяжении уже нескольких лет всё больше отдают предпочтение отечественным безопасным решениям».
Михаил Геллерман, генеральный директор «РуПост» (входит в «Группу Астра»):
Переход с операционной системы Windows на Linux пугает многих клиентов. Но лишь потому, что они привыкли к бизнес-сервисам корпорации Microsoft. Вернее, к тому, как они реализованы в ее ОС. Причем панику чаще испытывают обычные пользователи, в силу своей профессии далекие от ИТ. «Как я буду работать без привычного Outlook, без почты, контактов и календаря?» — спрашивают они. Им почему-то кажется, что Linux — это вотчина бородатых гиков, сплошная консоль и интерфейс командной строки. На самом деле всё не так сложно. Попробуем объяснить это на примере того, как организована работа с почтой, контактами и календарями в ОС Astra Linux.
Операционная система Astra Linux поддерживает стандартные протоколы электронной почты — SMTP, IMAP, POP3. Корпоративный почтовый сервер RuPost также совместим с Microsoft Outlook. Пользователи могут настроить доступ к корпоративной почте с помощью любого клиента, а их в ОС Astra Linux поддерживается немало. Один из наиболее удобных и дружественных для бизнес-пользователя — почтовый клиент RuPost Desktop, обладающий теми же базовыми возможностями, что и MS Outlook. Переучиваться не придется.
Управление контактами часто осуществляется через почтовые клиенты или специализированные программы. RuPost поддерживает стандартные протоколы синхронизации контактов, такие как CardDAV, что позволяет интегрировать контактную информацию в Astra Linux через доступные приложения или почтовые клиенты.
Все мы планируем свои дела и рабочие встречи в корпоративном календаре, который затем своевременно напоминает о них. Astra Linux поддерживает стандартные календарные сервисы через протоколы iCal и CalDAV, предоставляя пользователям возможность синхронизировать свои корпоративные календари. Почтовый клиент RuPost Desktop предоставит полную функциональность календаря, к которой привык пользователь Outlook.
При переходе с Windows на Linux важно, чтобы все протоколы передачи данных и аутентификации, используемые в системе, соответствовали корпоративным стандартам безопасности. В Astra Linux этот вопрос полностью решен: ОС обладает всеми необходимыми сертификатами регулирующих органов. Во многих случаях для перехода может потребоваться помощь консультантов в настройке и оптимизации рабочих процессов под новую ОС, чтобы минимизировать перерывы в работе и обеспечить стабильное функционирование корпоративной почты, контактов и календаря в Astra Linux. Такую помощь готов оказать консалтинговый департамент «Группы Астра».
Реклама ООО «РУПОСТ», ИНН: 7726472944
Евгения Крынина, и. о. коммерческого директора, начальник отдела продаж «Базальт СПО», подтверждает, что потребность корпоративных заказчиков, особенно субъектов КИИ, в отечественных операционных системах растёт: «Это связано с объективной необходимостью обеспечить технологический суверенитет нашей страны. Переход на российские ОС частных пользователей идёт медленнее, потому что ряд игр и других приложений работают только под Windows. Но сейчас российские разработчики массово адаптируют свои решения, необходимые частным пользователям, под российские операционные системы, — в пример можно привести образовательное ПО из дистрибутива ОС „Альт“. Использование же пиратских версий зарубежного ПО несёт большие риски: это огромная брешь в безопасности корпоративной ИТ-инфраструктуры. Утечки ценных данных неизбежны — мы постоянно становимся свидетелями таких инцидентов на российском рынке. Причём объектами атак становятся в первую очередь госструктуры и крупный бизнес».
Как свидетельствует Алексей Парфентьев, руководитель отдела аналитики «СёрчИнформ», уход от продуктов Microsoft из теории превратился в реальность, которую во многих организациях уже ощутили в полной мере: «Сложно отказываться от того, к чему привык, но процесс запущен и его вряд ли можно остановить. Потребитель вынужден смотреть в сторону отечественных продуктов — как с точки зрения безопасности, так и с позиций законности».
Потребность в российских операционных системах сильно зависит от типа заказчиков и накладываемых на них ограничениях со стороны регулятора, — на это указывает Дмитрий Серый, заместитель директора и соучредитель компании VINTEO: «Если мы говорим про госсектор и объекты КИИ, то в этом случае переход на отечественные ОС обязателен, есть понимание необходимости замещения иностранного софта — в первую очередь с точки зрения безопасности государственных систем. В сегменте же коммерческих заказчиков другая ситуация: они не связаны обязательствами использовать только российское ПО, у них развёрнута вся инфраструктура и сформирована привычка к экосистеме Microsoft, — и, скорее всего, они ещё долго будут работать с продуктами этой корпорации, в том числе „серыми“».
Прикладные трудности
Верно ли, что главная проблема при переходе на отечественную ОС — отсутствие необходимого заказчику ПО, пригодного для запуска в ней, а не сложности с переучиванием персонала, не инертность мышления и т. п.? Кирилл Синьков считает, что если
Проблема в том, полагает Алексей Парфентьев, что Windows была лидером среди остальных ОС: «Любой разработчик понимал, на что ориентироваться. Сейчас вендор должен поддержать как отечественные ОС, так и свободно распространяемое ПО. Поэтому и возникают сложности с прикладным программным обеспечением. Но стоит отметить, что они актуальны только для специфических, сложных приложений, замещение которых в любом случае потребует многолетнего пути проб и ошибок. Но если у отечественного разработчика будет время на этот путь, то он его пройдёт».
Евгения Крынина соглашается с тем, что основная проблема с переходом на российские ОС — отсутствие полного набора отечественного прикладного ПО, необходимого заказчикам: «А существующее ПО было в основном написано для работы в среде Windows, поскольку эта ОС долгие годы была приоритетом для российского рынка. Разработчики стараются максимально быстро адаптировать свои решения под отечественные ОС, но для этого требуется время. Особенно остра ситуация в промышленном секторе, поскольку используемый предприятиями специализированный софт привязан в том числе и к зарубежному оборудованию. Российские разработчики ОС и прикладного ПО объединяют силы для решения этой проблемы. В частности, созданы индустриальные центры компетенций (ИЦК). Преодолеть временные трудности миграции на российское ПО помогает применение решений виртуализации и контейнеризации. Причём важно использовать контейнеры, созданные на основе проверенных компонентов стабильной ветки российского репозитория. Понимая важность этой задачи для сотен российских предприятий, „Базальт СПО“ создала и ведёт собственный реестр контейнеров, разработанных на основе стабильных веток репозитория проекта „Сизиф“, который находится на территории и под юрисдикцией Российской Федерации».
Сейчас, уверен Дмитрий Серый, актуальны обе проблемы — и отсутствие части необходимого заказчику прикладного ПО в российских решениях, и привычка работать с Windows и другими продуктами вендора: «Например, в нашем сегменте видеосвязи есть приверженность заказчиков Microsoft Teams; это, скорее дань удобству и привычке, чем ставка на высокое качество, функционал и безупречность работы решения. Однако, повторюсь, инфраструктура уже развёрнута, продукт работал и сотрудники были обучены взаимодействию с ним. Особенно стоит отметить, что Teams очень активно использовали образовательные учреждения для дистанционной работы с учениками, студентами, абитуриентами и преподавательским составом. Соответственно, переход на российский аналог, даже если тот окажется куда более функциональным и удобным, потребует определённого напряжения с точки зрения привыкания к новому интерфейсу и обучения работы с решением».
Светлые перспективы?
Предсказывать уменьшение доли Windows на рубеже пяти лет, указывает Кирилл Синьков, — дело неблагодарное, особенно с учётом текущих крайне динамичных событий: «Я склонен аккуратно предположить, что в розничном сегменте радикальных изменений не предвидится, и что рядовые пользователи продолжат так или иначе использовать зарубежные решения. В корпоративном же секторе, особенно если мы говорим о государственных и близких к ним заказчиках, есть предписание президента РФ — к
Различать операционные системы для широкого пользователя и корпоративные призывает Алексей Парфентьев: «Первые имеют свои ключевые критерии (простота, поддержка многих функций из коробки, наличие бытового ПО, совместимость с любым „железом“), вторые — принципиально отличные от них (безопасность, интеграция в корпоративный периметр, централизация управления, надёжность и масштабируемость). Сейчас РФ делает упор на развитие вторых, т. к. именно они критичны для экономики. Десктопные же ОС поставляются вместе с девайсами (ноутбуками, планшетами, телефонами, умной техникой), и потому для победы на этом рынке нужны ещё и свои аппаратные платформы. История долгая и амбициозная, но и ей уже дано движение. Например, ряд отечественных компаний уже реализует рынку умные телевизоры исключительно на собственных ОС».
В одночасье заменить весь зарубежный софт на российский невозможно, — в этом убеждена Евгения Крынина: «Поэтому в обозримой перспективе — в горизонте примерно 5 лет — заказчики будут работать на гибридной инфраструктуре. На некоторых машинах придётся пока оставить Windows, чтобы обеспечить работоспособность прикладного ПО. Например, в закрытых контурах, где нет доступа в Интернет, чтобы не было возможности взломать системы через ОС. Но ситуация меняется очень динамично, российская экосистема ПО ежедневно пополняется новыми отечественными решениями — и, соответственно, ИТ-инфраструктуры организаций и предприятий мигрируют на технологически независимые программные продукты».
Роман Смирнов, коммерческий директор «Девелоники» (ГК Softline), подтверждает, что сейчас рынок действует достаточно чётко и по поставленным правительством задачам: «В обозримой перспективе бизнес должен снизить долю Windows (и другого импортного ПО), использовать отечественные решения. За год-два, конечно, эта задача трудно решаемая. Но закрыть её к 2030 году реально, так как доля использования Windows значительно снизится».
«Скорее всего, через
Окончание следует
Источник: Максим Белоус, IT Channel News
erid: 2SDnjc67cJU