17 января 2024 г.
«Как развивалась российская ИТ‑отрасль: история успеха национальных лидеров» — так называлась пленарная сессия, которая прошла сегодня на ВДНХ в рамках Дня цифровизации на выставке-форуме «Россия». Сессия была разделена на 3 блока:
- Телеком;
- ИТ‑отрасль;
- Интернет.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко поприветствовал участников и отметил: «Президент Владимир Путин определил цифровую трансформацию одной из 5 национальных целей развития страны до 2030 года. Мы уверенно к ней идем. И добились значимых результатов, ежегодно перевыполняя показатели. В 2019 году цифровая зрелость отраслей экономики составляла 32%, только 5% услуг были доступны в электронном виде. Сегодня цифровая зрелость выше 74%, в прошлом году в онлайн перевели все запланированные социально значимые услуги. Число пользователей портала Госуслуг увеличилось почти в 2 раза и достигло 109 млн человек».
По словам вице-премьера, нацпроект «Экономика данных» позволит:
- увеличить выручку топ-100 ИТ-компаний в 2,5 раза, до 5,3 трлн руб.;
- увеличить ВВП на 11,2 трлн руб. за счёт технологий искусственного интеллекта;
- увеличить доступность госуслуг в режиме онлайн в 3,5 раза;
- поддержать не менее 1 тыс. ИТ-стартапов и создать порядка 2 тыс. решений и продуктов до 2030 года;
- подготовить более 85 тыс. специалистов в сфере ИТ.
Центральным элементом экономики данных являются технологии искусственного интеллекта, сказал вице-премьер. Он подчеркнул, что государство должно уметь быстро внедрять новые решения для оперативного реагирования на проблемы граждан и запросы от бизнеса. Для этого по указу Президента идет разработка единой цифровой платформы «ГосТех», на которой в ближайшие 2 года будет реализовано более 100 проектов, в том числе готовых сервисов и типовых решений для регионов.
Дмитрий Чернышенко и глава Минцифры РФ Максут Шадаев вручили награды за вклад в реализацию проектов цифровой трансформации отраслей экономики:
- Анатолию Бобракову — заместителю министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики;
- Андрею Бударину — заместителю руководителя Федеральной налоговой службы;
- Шамилю Гафарову — заместителю премьер-министра Республики Татарстан — руководителю Аппарата кабинета министров Республики Татарстан;
- Алексею Забозлаеву — заместителю губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
- Александру Козлову — заместителю губернатора Челябинской области;
- Светлане Кочетовой — заместителю руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;
- Ярославу Ракову — заместителю председателя правительства Тульской области — министру по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области;
- Анатолию Якутину — заместителю губернатора Липецкой области в период с 2022 по 2023 годы.
Телеком
Денис Кусков, генеральный директор TelecomDaily, открыл блок «Телеком». Он назвал 3 основных драйвера роста телекома:
- мобильный интернет, который входит в документальную электросвязь;
- подвижная связь — голосовой трафик;
- пропуск присоединения трафика.
Михаил Осеевский, президент ПАО «Ростелеком», привел цифры и факты по телеком-отрасли в целом и по возглавляемой им компании:
- более 41 млн домохозяйств охвачены оптическими сетями;
- 40% семей страны пользуются интернетом «Ростелекома»;
- более 700 тыс. компаний работают с «Ростелекомом»;
- «Аврора» — 100% российское программное обеспечение;
- Wink занимает второе место на рынке по количеству клиентов с платной подпиской, их сейчас 12,9 млн;
- к «Ростелеком Ключ» подключены более 500 тыс. домохозяйств в более чем 270 городах;
- установлены более 900 тыс. камер домашнего облачного видеонаблюдения.
«На сегодняшний день на территории всей страны наши клиенты могут получить 1 Гигабит в секунду в любой точке присутствия нашей сети. Уже 30% клиентов вошли в гигабитное сообщество. Средняя скорость сети по скорости интернета выросла в 2 раза и составила 147 мбит/с, — отметил Андрей Кузяев, президент АО „ЭР-Телеком Холдинг“. — Чтобы обеспечить качество доступа интернет, мы построили собственную магистральную сеть за последние 7 лет — это 105 000 км оптических сетей. Чтобы усилить надёжность — внедрили тройное резервирование сети, то есть при объёме трафика 12 терабит в секунду наша ёмкость составляет 36 терабит в секунду».
Евгений Черешнев, член правления и вице-президент по стратегии и инновациям «МТС», привел следующие данные:
- У МТС 280 тыс. км. оптоволоконных сетей. Если исходить из того, что длина экватора — 40 тыс. км, то МТС как минимум 7 раз прошёлся вокруг Земли.
- 600 млрд руб. — инвестиции в технологии РФ за 6 лет. Мы делаем ставку на инновационные продукты и наукоёмкие исследования.
- Несмотря на ребрендинг, узнаваемость бренда — 99,9%. Примерно 70% людей готовы пробовать что-то новое от МТС.
- МТС — более 85 эксабайт интернет-трафика, более 2,1 триллионов минут голосового трафика, более миллиарда посещений розничных магазинов за 6 лет.
«Раньше наши корпоративные клиенты хотели sim-карты, качественную связь и IP-телефонию, сегодня они идут в цифру. Хотят осваивать облачные сервисы и получать безопасные качественные услуги, — сказал Хачатур Помбухчан, генеральный директор ПАО „Мегафон“. — Наши клиенты сегодня — 91% населения страны, которые проживают в зоне уверенного покрытия 4G от Мегафона. Мы практически удвоили скорость мобильного интернета с 23 мегабит/с до 44 мегабит/с примерно за последние 6 лет... Много сил тратим на защиту от спама. В прошлом году нашими системами было заблокировано порядка 3 млрд спам-звонков и SMS».
Александр Торбахов, генеральный директор ПАО «ВымпелКом», рассказал о главных поступалатах стратегии компании: «Мы инженерная компания. Мы больше не делаем ставку на аутсорс. За 5 лет мы создали 13 тыс. новых сайтов, 70 тыс. базовых станций, модернизировали и улучшили транспортные и IP-сети. Стремимся к партнёрствам. У нас не конкуренты, а партнёры. Благодарны МТС, Ростелекому и Телеком-Сервису за совместную работу».
ИТ-отрасль
Александр Левашов, главный редактор TAdviser, открыл второй блок — «ИТ-отрасль»: «Несмотря на уход иностранцев, конкуренция на рынке только усилилась. Заказчикам есть из чего выбирать и в бизнес-приложениях, и в инфраструктурном ПО, и в ИБ-продуктах, и в облачных услугах».
Алексей Шелобоков, генеральный директор YADRO и «БЮРО 1440» («ИКС Холдинг»), рассказал об итогах работы компаний:
- Залог успеха — постоянные инвестиции в полный цикл разработки и производства. За 6 лет было инвестировано более 30 млрд руб.
- Главное достижение — завод полного цикла Ядро Фаб Дубна, который обеспечивает полный цикл производства вычислительной техники.
- В 100 раз увеличились производственные мощности. Всю нашу продукцию, которую мы произвели в 2017 году, сегодня мы произвели бы за один день.
- 96,5 строк кода было написано за 6 лет. Это равно общему объёму кода OC Windows, WhatsApp и Twitter.
- Сейчас в компании работают более 4,5 тыс. человек, 80% которых инженеры. Сегодня в месяц нанимается сколько сотрудников, сколько за весь 2017 год.
Илья Сивцев, генеральный директор ПАО «Группа Астра», сообщил: «За 6 лет выручка выросла более чем в 30 раз. Персонал вырос в 42 раза — от 56 человек до 2400 человек. Под управлением решений „Астры“ работает более 2500 совместимых решений». Среди из ключевых побед он назвал самостоятельную разработку, в том числе без использования материнских опенсорс-проектов, и поддержку российских микропроцессоров.
«В 2022 году рынок освободился от большого количества существующих решений. У нас открылся диалог с заказчиками, — сказал Владимир Степанов, президент ПК „Аквариус“. — Изменился уровень зрелости отечественных команд и их объём. Теперь мы строим долгосрочные совместные планы, чтобы обеспечить заказчика надёжной современной инфраструктурой».
Борис Нуралиев, директор компании 1С, остановился на проблеме кадрового дефицита для ИТ-отрасли: «Важная задача — подготовка ИТ-кадров. Сегодня для этого сделано очень много. Если 10 лет назад на бюджетные места принимали
Интернет
Сергей Гребенников, директор РАЭК, открыл финальный блок — Интернет. Он представил аналитику отрасли за 6 лет: «Аудитория интернета году в России к 2023 году — 101,4 млн человек (83% населения). Мобильным интернетом пользуется 91,7 млн чел (75% населения). 93% цифрового потребления приходилось на мобильные устройства в 2023 году.
Экономика Рунета по предварительным подсчётам составила 16,4 трлн руб. Вклад интернет-экономики в экономику России состоит из 4 сегментов:
- маркетинг и реклама прирост за последний год — 22%;
- инфраструктура и связь — рост на 42%;
- электронная коммерция выросла на 35%;
- цифровой контент вырос на 28%».
- Аудитория VK в России — более 100 млн человек.
- Основной проект VK — соцсеть ВКонтакте. Её пользователи сегодня — это 87% аудитории Рунета. Среднемесячная аудитория — 85 млн человек.
- Ежемесячная аудитория VK Музыка — более 43 млн человек, у платформы VK Видео 2 млрд просмотров в сутки.
- С развитием соцсетей туда пришел бизнес. Количество предпринимателей, ведущих бизнес на ресурсах VK, с 2018 года увеличилось в 5 раз — с 600 тыс. до более чем 3 млн человек.
- Российский магазин приложений RuStore был запущен при поддержке Минцифры в 2022 году. К январю 2024 года его аудитория выросла до 26 млн пользователей. Сегодня там более 30 тыс. приложений.
- В 6,5 раз увеличилось количество детей и взрослых, которые используют образовательные платформы VK — Учи.ру, Академика, Skillbox, Тетрика и другие. Сейчас их 25 млн человек.
Фёдор Смык, директор по корпоративному развитию Ozon, представил аналитику по маркетплейсам в России: «В России 6 лет назад, по сути, не было маркетплейсов. Преобладали офлайн-магазины. При этом выбор был ограничен — особенно в небольших городах. Только 4 руб. из 100 руб. тратили в онлайне в 2017 году. Рынок маркетплейсов вырос в разы и продолжает расти дальше. Мы ожидаем, что к 2027 году он вырастет в 14 раз за 10 лет. Уже сегодня каждый шестой рубль тратят онлайн. Бизнес Ozon вырос в 60 с лишним раз за последние 6 лет. Маркетплейсы создали новый класс — онлайн-предприниматели. В 2018 году их было около 2 тыс., на конец 2023 года — более 400 тыс. И многие из них начали свой первый бизнес именно на маркетплейсах».
«Мы наблюдаем переход от интернет-компаний к компаниям, которые вышли в офлайн, — отметил Андрей Себрант, директор по стратегическому маркетингу Яндекса. — Сначала у нас был только ответ на запрос „такси“ в интернете. Потом появилось приложение, где есть кнопка, которая вызовет машину. А теперь появились роботы-доставщики всего на свете».
Яндекс сегодня:
- Яндекс Go — 43,5 млн пользователей в месяц.
- Алиса — 61,5 млн пользователей в месяц.
- Яндекс Музыка — 76 млн треков.
- Помощь рядом — 1 млн пользователей округляют стоимость заказов в сервисах Яндекса.
- Роботы-доставщики Яндекса в Москве, Иннополисе, на курортах Роза Хутор и Красная Поляна и в городе Мурино Ленинградской области доставили более 300 тыс. заказов, преодолев 600 тыс. километров.
Иван Гуз, управляющий партнёр по развитию бизнеса «Авито», сообщил, что к концу 2023 года на платформе было 190 млн активных объявлений, ежемесячная аудитория — 60 млн человек, 20 млн активных продавцов, в компании работали 7900 сотрудников.
Источник: IT Channel News по материалам телеграм-канала Минцифры РФ и Правительства РФ