30 января 2024 г.
Центр информационной безопасности «Инфосистемы Джет» опросил более 200 студентов, обучающихся по направлению информационной безопасности (ИБ), в государственных технических вузах в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и других городах. Среди респондентов были студенты, обучающиеся на уровнях бакалавриата (48%), специалитета (45%), магистратуры (5%) и др.
Главными целями исследования стали оценка карьерных ожиданий студентов и возможности в ближайшие несколько лет закрыть кадровый голод в ИБ. По оценкам экспертов, в сфере кибербезопасности в России не хватает порядка 30 — 40 тысяч специалистов. 93% заказчиков «Инфосистемы Джет» отмечают дефицит квалифицированных работников, а 23% — присматриваются к молодым кадрам, приглашают студентов и самоучек к себе в штат, чтобы растить экспертов внутри. Нарастающий кадровый голод и престижность профессии подталкивает молодое поколение к развитию в ИБ, чтобы решать интересные задачи и быть востребованным в будущем.
Почему информационная безопасность
Сегодня количество сложных многоступенчатых кибератак только увеличивается, а требования регуляторов обязывают компании обеспечивать высокий уровень информационной безопасности, что стимулирует постоянное развитие отрасли ИБ. Для 78% опрошенных этот фактор стал главной причиной выбора направления обучения. 29% респондентов захотели построить карьеру в ИБ из-за желания противостоять хакерам, столько же — из-за высокого уровня заработной платы.
Почему вы выбрали именно информационную безопасность для получения образования? (множественный выбор) |
Доля |
ИБ — это перспективное направление, которое будет постоянно развиваться |
78% |
Хотел противостоять хакерам |
29% |
Из-за хорошей заработной платы |
29% |
Так сложилось (настояли родители, пошел(ла) учиться вместе с друзьями и т. д.) |
20% |
Направление совпадает с моими интересами (постоянное развитие, изучение программ, обучение программированию) |
5% |
Затрудняюсь ответить |
4% |
Чтобы подкрепить результаты опроса студентов и оценить ситуацию на рынке ИБ, «Инфосистемы Джет» опросила 20 представителей (преподавателей, заведующих и доцентов кафедр ИБ) крупных вузов из разных регионов, в том числе из НИЯУ МИФИ, КНИТУ-КАИ, СНИУ имени С.П. Королева, УрГЭУ и пр. Все респонденты отметили, что конкурс на направление ИБ остается стабильно высоким, в том числе четверть опрошенных заметила увеличение количества абитуриентов за последние несколько лет.
Как и в любой профессии, в ИБ есть студенты, которые выбрали направление без собственного мотивированного желания. Так, по настоянию родителей или за компанию с друзьями в ИБ пошла учиться лишь пятая часть опрошенных (20%), и именно среди этой группы наблюдается самая большая доля желающих сменить специальность. Изначально заинтересованные студенты, напротив, планируют искать работу и развиваться в выбранной сфере (76%).
Видите ли вы себя в информационной безопасности после завершения учебы? (выбор одного варианта ответа) |
Доля |
Да, мне интересно это направление, планирую искать работу в этой сфере |
76% |
Пока не определился |
14% |
Нет, я думаю, что пойду работать по другой специальности |
9% |
Да, у меня целевое направление обучения |
1% |
Кем студенты хотят стать
На рынке представлено много ИБ-профессий, и часто специалисты могут совмещать в себе разные роли и заниматься нестандартными задачами в связи со спецификой компании. Существуют как национальные стандарты с описанием специальностей, так и мировые фреймворки. Например, NICE (National Initiative for Cybersecurity Education) систематизировал специальности в ИБ и выделил 7 направлений, 33 специализации и 52 рабочие роли. Специалисты «Инфосистемы Джет» обобщили все специальности и составили перечень самых актуальных направлений в ИБ. В его основе лежат материалы как национальных, так и международных организаций, а также анализ вакансий со специализированных ресурсов по поиску работы.
Чтобы понять, какой карьерный путь выбирают студенты, при составлении опроса специалисты «Инфосистемы Джет» выбрали самые популярные ИБ-профессии из перечня. Опрос показал, что самыми востребованными из предложенных специальностей среди молодежи являются белый хакер / пентестер (29%) и вирусный аналитик (29%). Самым непопулярным ответом стал «специалист по пресейлу» (6%).
По какому направлению вы планируете работать и развиваться? (множественный выбор) |
Доля |
Пока не определился |
36% |
Специалист по тестированию на проникновение / пентестер |
29% |
Исследователь уязвимостей / вирусный аналитик |
29% |
Аналитик SOC |
20% |
Разработчик средств защиты информации / решений для автоматизации ИБ |
19% |
Инженер ИБ |
18% |
Специалист по безопасной разработке |
18% |
Менеджер ИБ-проектов |
16% |
Аудитор ИБ |
12% |
Не вижу себя в ИБ |
7% |
Специалист по пресейлу в ИБ |
6% |
Желание стать пентестером или исследователем уязвимостей по большей части отмечается у студентов младших курсов. Вероятно, они выбирают то, что сейчас «на слуху» из-за отсутствия опыта и полной картины специфики представленных профессий.
Не определились со специальностью 36% опрошенных, большинство из них — студенты старших курсов.
Успех в кибербезопасности
Независимо от конкретной специальности, большая часть опрошенных понимает необходимость постоянного саморазвития (68%) и наличия хороших технических скиллов (65%) для того, чтобы добиться успеха в кибербезопасности. Еще одним популярным ответом стал «любовь к профессии» (60%). При этом качественное высшее образование и надежного работодателя как аспекты успеха отметили суммарно менее трети обучающихся (20% и 10% соответственно).
Как вы считаете, что нужно иметь для того, чтобы быть успешным в области кибербезопасности? (множественный выбор) |
Доля |
Стремление к постоянному саморазвитию |
68% |
Технические скиллы |
65% |
Любовь к профессии |
60% |
Глубокое знание требований законодательства и международных стандартов |
28% |
Усидчивость |
24% |
Классный руководитель/наставник |
21% |
Коммуникативные навыки |
20% |
Качественное высшее образование |
20% |
Разумная доля паранойи |
14% |
Хороший работодатель |
10% |
Удача |
9% |
Обаяние |
1% |
Дополнительные знания
Помимо дисциплин учебной программы, в вузах проводятся мероприятия при участии партнеров (вендоров, ИТ-интеграторов и т. д.). Так, самыми частыми из них являются мастер-классы с докладами и воркшопы по детальному разбору требований законодательства в области ИБ. На фоне большого количества теоретических материалов и понимания необходимости развития технических навыков обучающиеся отметили недостаток практических заданий по тестированию на проникновение (80%) и по администрированию средств защиты информации (66%). Также студенты хотели бы больше общаться с практикующими специалистами (61%).
Представители вузов тоже понимают необходимость развития практических навыков и отмечают, что в процессе учебы не хватает киберучений (85%), практики по тестированию на проникновение (61%) и общения с практикующими экспертами (54%).
Как вы считаете, чего не хватает в процессе учебы по информационной безопасности? (опрос студентов, множественный выбор) |
Доля |
Практических заданий по тестированию на проникновение |
80% |
Практических заданий по администрированию средств защиты информации |
66% |
Общения со специалистами, которые работают в отрасли |
61% |
Мероприятий для студентов с докладами от вендоров / профильных компаний |
41% |
Практических заданий по детальному разбору требований законодательства по ИБ |
40% |
Программа обучения устарела, не хватает практики |
2% |
Дополнительными источниками информации для погружения в профессию для студентов являются профильные telegram-каналы (73%), YouTube-каналы (52%) и статьи на Habr (37%). Только 15% опрошенных ответили, что не следят за новостями и ограничиваются рамками учебной программы.
Откуда вы получаете актуальные новости о происходящем в мире информационной безопасности? (множественный выбор) |
Доля |
Telegram-каналы |
73% |
YouTube |
52% |
Habr |
37% |
Вебинары от вендоров / профильных компаний |
22% |
Сайты профильных компаний |
18% |
Не слежу за новостями |
15% |
Конференции |
1% |
Ожидания от первого места работы
В топ-3 самых важных критериев при выборе первого места работы вошли возможность самореализации и развития, решение интересных задач (76%), уровень заработной платы (61%) и дружный коллектив (44%). Также студенты смотрят на такие факторы, как возможность удаленной работы (37%), репутация компании и комфортное взаимодействие с руководителем (по 34%). Меньше всего при выборе первого места работы играют роль удобное расположение, внутреннее обустройство офиса, социальные льготы и наличие знакомых.
Что для вас наиболее важно в первом месте работы? (множественный выбор) |
Доля |
Возможность самореализации и развития, решение интересных задач |
76% |
Уровень зарплаты |
61% |
Дружный коллектив |
44% |
Возможность работать удаленно |
37% |
Репутация компании |
34% |
Классный руководитель |
34% |
Удобное расположение |
21% |
Красивый и современный офис |
6% |
Социальные льготы |
6% |
Чтобы там работали мои знакомые |
2% |
Что касается финансового вопроса, то большая часть респондентов в первое время ожидает уровень заработной платы в размере от 40 до 60 тысяч рублей. У студентов, уже имеющих практический опыт (совмещающих учебу и работу или уже работавших по специальности), желаемый уровень заработной платы выше, чем у студентов без опыта — 60 — 100 тысяч рублей.
Те, кто пока не определился с направлением или не имеет опыта, чаще готовы получать меньшую оплату (20 — 40 тысяч рублей) или пойти на неоплачиваемую стажировку.
Самые высокие зарплатные ожидания — более 100 тысяч рублей — наблюдаются у студентов последних курсов специалитета и магистратуры, совмещающих работу и учебу и живущих в Москве.
Какой уровень заработной платы вы ожидаете в первое время после устройства на работу? (выбор одного варианта ответа) |
Доля |
От 40 до 60 тысяч рублей |
40% |
От 20 до 40 тысяч рублей |
24% |
От 60 до 100 тысяч рублей |
16% |
От 100 тысяч рублей |
11% |
Я готов(а) пойти на стажировку без оплаты |
9% |
Выводы
В 2023 году на рынке наблюдалось стабильное увеличение числа вакансий и рост конкуренции среди работодателей. Исследование показало, что большая часть ИБ-студентов сохраняет желание работать и развиваться по профилю получаемого образования, что может быть позитивным сигналом для индустрии.
Результаты исследования показали, что нередко студенты не могут выбрать подходящую профессию в ИБ или неосознанно выбирают то, что сейчас модно. Вузам и лидерам рынка необходимо не только рассказывать молодежи о специфике различных профессий в области ИБ, чтобы те могли быстрее определиться с направлением, но и сосредоточиться на развитии практических навыков у студентов, чтобы после окончания обучения они выходили на рынок более подготовленными к реалиям работы в отрасли. Для достижения этих целей необходимо проводить киберучения, практики по тестированию на проникновение и администрированию средств защиты, а также очные встречи с экспертами по ИБ.
Источник: Пресс-служба компании «Инфосистемы Джет»