20 марта 2024 г.
Безопасные дороги Умного города — это, в первую очередь, дороги качественные. Не только в городах, но и по всей России такие дороги строятся в рамках большого национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД), запланированного на период с 2019 по 2030 годы. Важной компонентой современной дорожной сети становятся программно-аппаратные комплексы, которые помогают управлять дорожным движением и фиксировать случаи его нарушения.
Основная задача решений для БКД — снижение смертности в ДТП
На отечественном рынке представлены различные программно-аппаратные решения для контроля за ситуацией на дорогах. Есть среди них как направленные на выполнение определенного действия, например, мониторинга транспортных потоков, так и универсальные, которые могут обслуживать парковки, перекрестки, фиксировать пешеходные переходы и скорость транспортных средств. Тот или иной вариант поставляется в зависимости от задачи заказчика.
Технологически комплексы могут быть реализованы по-разному. Наиболее востребованными являются средства фотовидеофиксации. Они помогают ограничивать скорость транспортных средств до допустимой на данном участке, фиксировать случаи, когда водитель не пропускает пешехода на пешеходном переходе, наблюдать за тем, чтобы оплата парковки совершалась своевременно и в целом контролировать ситуацию на участке дороги или на парковке.
Иногда приходится слышать мнение, что основная цель установки подобных комплексов — пополнение казны, но это далеко не так. У структур в регионах, ответственных за участие в проекте БКД, в приоритете не приток денежных средств в бюджеты за счет сбора оплаты или начисления штрафов. Основным параметром эффективности комплексов является снижение числа аварий и показателей смертности.
Запросы заказчиков к производителям комплексов для БКД
По опыту производителей комплексов оборудования, средства контроля за соблюдением скоростного режима и порядком на парковках составляют наибольший объем в производстве и продажах решений для БКД. Они интересуют как российских заказчиков во всех 84 российских регионах, где проходит реализация БКД, так и заказчиков из дружественных стран.
Причина понятна: скорость дорожного движения и смертность в ДТП, к сожалению, связаны напрямую. А скорость движения нельзя оставлять на совести водителей — она будет соблюдаться только в случае четкой фиксации случаев нарушения и работающей системы штрафов. Показателен пример, когда в одном из российских регионов отмена средней скорости движения привела к росту числа смертельных случаев в ДТП на 30%. После того как контроль за скоростью восстановили, смертность снизилась на 30% и вернулась на прежний уровень.
Если на загородных трассах именно превышение скорости движения является основной причиной смертности, то в городской среде к частым причинам ДТП добавляются нарушения при проезде перекрестков, проезд на красный свет. Поэтому в городах также повсеместно требуются системы по управлению светофорными объектами.
Хаотично стоящие вдоль дороги машины нередко служат причиной несчастных случаев, поэтому наличие платных парковок в специально отведенных местах действительно повышает безопасность городской среды.
Отличные результаты в этом направлении, например, у Ижевска. В прошлом году в рамках проекта по созданию единого парковочного пространства там были открыты платные парковки, и оснащение их технологиями фотовидеофиксации позволило выявлять около 100 нарушений ежедневно. В результате парковочные зоны стали удобнее и безопаснее, а бюджет Ижевска получил за счет работы платных парковок в 2023 году 50,8 млн рублей. Эти средства направлены на ремонт одной из улиц, а на следующие поступления планируется отремонтировать асфальтовое покрытие на самих парковках.
Однако у клиентов появились и специфические запросы, особенно на приграничных территориях. На безопасности дорог здесь сейчас особый фокус, к тому же приграничье живет в условиях частых сбоев в работе навигационной системы. Это касается Белгородской области, Краснодарского края, Крыма и новых регионов. Соответственно, разработчикам приходится продумывать способы работы их устройств в этой реальности.
Еще одна новая тенденция заключается в том, что к компаниям, которые поставляют решения для обработки видео с участков дороги, начали поступать запросы на создание аналогичных решений для видеоконтроля за ситуацией на полях и в небе.
Основные проблемы российских поставщиков решений для БКД
Санкции ударили по работе поставщиков оборудования и ПО для безопасных дорог и привели к изменению важнейшей составляющей производства — логистических цепочек поставок комплектующих. Ведь даже включенные в Реестр отечественной радиоэлектронной продукции комплексы могут содержать до 50% иностранных компонентов. На текущий момент в аппаратной части цепочки поставок практически восстановились. Но по поводу условий закупок, в том числе цен на комплектующие и сроков поставок, стабильности пока не наблюдается, хотя и появляется некоторая конкретика.
Другой ощутимой проблемой стал отток квалифицированных кадров, особенно в приграничных регионах. В целом можно сказать, что к настоящему времени компании-разработчики уже адаптировались в новой ситуации и работают стабильно.
Особенности проектов по внедрению комплексов для БКД
Проекты, связанные с установкой оборудования для повышения безопасности дорожного движения, обычно занимают от месяца до года. На длительность проекта влияет, например, удаленность клиента от поставщика, а также число корректировок, которые клиент вносит в ходе проекта в работу комплекса.
Как проходит тот или иной пилот — зависит от потребности заказчика. Стандартно, заказчик определяет место, где ему необходимо решить локальную проблему, и на основе предварительно собранной статистики решает, будет ли в ходе пилота проходить только сбор информации о дорожном движении или же сразу начнется вынесение штрафов за нарушения.
Разработчики в рамках пилотирования выбирают необходимый для заказчика комплект оборудования, по договоренности производят его монтаж на участке и демонстрируют работу. Заказчик получает статистику нарушений, отклонений от нормального поведения участников дорожного движения, на основании чего принимает то или иное решение: например, о начале реального проекта на данном участке, о масштабировании проекта в рамках города или региона, либо об изменении характеристик оборудования и продолжении пилота.
Внесение корректировок в проект часто приводит к повышению функциональности решения. Известен случай, когда регион решил протестировать оборудование для безрадарного способа определения скорости. По результатам тестирования заказчику дополнительно были переданы материалы о ряде случаев не пристегнутого ремня безопасности. Заказчик заинтересовался данным вопросом и пожелал, чтобы оборудование, которое он будет покупать, имело функционал фиксации как превышения скорости, так и не пристегнутого ремня безопасности.
Бывает, что ситуация на дорожном участке критична и требует скорейшего принятия мер. И, конечно, можно быстро установить решение, которое позволит в моменте выполнить необходимый объем задач. Но если на стадии реализации проекта были замечены, но не устранены ошибки, в дальнейшем их исправление может дорого обойтись. Тщательная работа при развертывании комплекса — залог того, что в рамках его обслуживания проблемы будут минимальны.
Еще одна особенность пилотных проектов — большие решения обычно не пилотируются по причине слишком высокой стоимости таких пилотов. Например, если нужно установить большой комплекс для фиксации перекрестка, то пилотируется только один из его сегментов на одну линию.
Будущее безопасных дорог за Умными технологиями
Фокуса на определенные инновации в транспортном направлении нет. Есть попытки внедрения технологий Интернета вещей, и IoT действительно дает тем, кто его использует, преимущество перед другими участниками движения. Через Интернет вещей уже могут работать Умные парковки и службы экстренного реагирования, светофоры и системы управления.
Искусственный интеллект и нейронные сети, пользуясь полученным с камер видеоконтентом, могут автоматически обнаруживать не только ДТП, но и выпавший груз, перегруженный транспорт, людей или животных на проезжей части, за доли секунды реагировать на подобные инциденты, а также, например, предупреждать водителей о пробках.
Пока не решены проблемы с навигацией и связью, не во всех регионах использование IoT и искусственного интеллекта может стать широкой практикой. Но за данными технологиями, безусловно, будущее безопасных дорог, и российские разработчики готовы к следующему шагу в этих направлениях.
Источник: Евгений Мезенцев, менеджер по работе с ключевыми клиентами C3 Solutions