26 марта 2024 г.
Глава Минцифры Максут Шадаев на заседании ИТ-Комитета Госдумы в преддверии отчета Правительства рассказывает о результатах деятельности Министерства за 2023 год
«Выручка ИТ-компаний за прошлый год выросла больше чем на 40%. На 31% выросла объем выручки от реализации собственных решений ИТ компаний. Выручка растет за счет эффективной разработки и реализации отечественных решений», — сообщил министр.
Итоги, о которых рассказал Максут Шадаев:
- Выручка ИТ-компаний в России выросла на 43%. По предварительным данным выручка ИТ-компаний составила 5,5 трлн рублей и увеличилась на 43% за 2023 год. Она в 2,6 раза больше, чем в 2019 году.
- Как изменились ключевые показатели в ИТ-секторе:
- Выручка от реализации отечественных решений составила 2,8 млрд рублей (+31% за 2023 год)
- К 2% приблизилась доля ИТ-отрасли в ВВП. Рост в 1,5 раза за 5 лет
Минцифры России планирует ограничить список компаний, которые продолжат пользоваться льготами по налогу на прибыль, сообщил министр цифрового развития Максут Шадаев в Госдуме. Сейчас для IT-компаний введены нулевые ставки по налогу на прибыль, но их действие ограничено 31 декабря 2024 года. «Один из вариантов, который мы будем предлагать, будет заключаться в том, чтобы ограничить список компаний с определенным порогом выручки, которые продолжат пользоваться налогом на прибыль», — сказал министр. Он напомнил, что налог на прибыль со следующего года будет составлять 20%.
- В 2023 году на портале зарегистрировались 9 млн человек. Всего порталом Госуслуг пользуются сейчас 110 млн человек. Они могут получить более 1300 услуг, 800 из них выведены в 2023 году.
- В 2023 году мы продолжили программу подключения малочисленных населенных пунктов к сети интернет и создание LTE-инфраструктуры. Обеспечена возможность получения мобильного скоростного интернета в 2865 населенных пунктах с численностью от 100 до 500 человек. Всего за 5 лет мы обеспечили 4734 населённых пунктов — это больше миллиона человек.
- Также развивались приложения семейства Госуслуг:
- Госключ — 8,5 млн пользователей, подписано 8,4 млн электронных документов
- Госдоки — 8,3 млн пользователей, электронные документы предъявили 8 млн раз
- Госуслуги Культура — 8,4 млн пользователей, оформлено 29 млн билетов
- Госуслуги Авто — 7,6 млн пользователей, составлено 35,3 тыс. европротоколов
- Госуслуги Дом — 2,7 млн пользователей, 1 млн счетов оплачено
- Итоги в области обучения и подготовки кадров:
- Кадровая база ИТ-отрасли продолжает увеличиваться. По итогам прошлого года добавилось около 13%. Мы также почти достигли 2% доли ИТ-отрасли в ВВП. За 5 лет мы выросли в полтора раза и продолжаем расти. Я считаю, что 2% — это уже значимая цифра. Это обеспечивается в том числе за счет мер поддержки.
- Количество специалистов составило 857 тысяч человек.
- За прошлый год мы зачислили 216 тысяч старшеклассников и студентов колледжей на дополнительные курсы программирования. Всего за время реализации было зачислено 400 тысяч учащихся, 100 тысяч из них уже завершили свое обучение.
- Продолжаем ежегодно набирать студентов на цифровые кафедры, которые позволяют получить дополнительные ИТ-компетенции к своей основной специальности. Это не обязательная программа, но она пользуется большой популярностью. В прошлом году было зачислено 168 тысяч студентов на цифровые кафедры.
- Благодаря совместной работе с Минобрнауки у нас эффективно увеличивается количество бюджетных мест на ИТ-специальности. Если в 2019 году было 52 тысячи бюджетных мест, то в 2023 году у нас уже почти 127 тысяч мест. За 5 лет количество бюджетных мест на ИТ-специальности было увеличено в 2,5 раза.
ИТ-Комитет Госдумы высоко оценивает результаты работы Минцифры. «Это ведомство сегодня по праву считается одним из драйвером развития нашей страны и ее экономики, — отметил в своем телеграм-канале Александр Хинштейн, Глава комитета Госдумы по информполитике. — Но у нас есть замечания к работе Минцифры, согласно тем планам, которые были представлены в прошлом году:
- Так, в Госдуму все еще не внесен законопроект, который изменил бы технологию обращений граждан по „короткому пути“ через портал „Госуслуг“.
- До сих пор не создана прозрачная платформа управления согласием на обработку персональных данных, позволяющая гражданам видеть все свои согласия, отзывать их — в условиях, когда мы активно боремся с утечками персданных, это совершенно недопустимо.
- До сих пор не реализована ранее заявленная возможность пользователей сообщить о подменном звонке с возложением на операторов обязанности исследовать маршрут прохождения звонка.
- Отдельный блок наших замечаний связан с импортозамещением софта. Все еще не создан понятный прозрачный российский мессенджер. Наконец, имея позитивный опыт внедрения альтернативного магазина приложений RuStore для Android-устройств, не проработана инициатива загрузки стороннего софта на iOS-устройства — из-за этого многочисленные пользователи продукции Apple вынуждены терпеть неудобства, например, произвол площадки по удалению банковского софта».
Уверен, что в 2024 году работа ИТ-комитета и Минцифры будет носить не менее конструктивный характер, а наши замечания будут учтены, резюмировал Александр Хинштейн.
Источник: IT Channel News по материалам Минцифры РФ, телеграм-канала Александра Хинштейна