28 мая 2024 г.

Экономика Рунета. Источник: РАЭК

РАЭК представила итоги ежегодного исследования «Экономика Рунета». Главный вывод: Рунет вырос в 2023 году на 40% по отношению к 2022 году. Вклад интернет-экономики в экономику России в 2023 году составил 17,1 трлн рублей.

«Если 2022 год стал для российской интернет-экономики годом глобальной перестройки всех процессов, то в 2023 интернет-рынки адаптировались к состоянию высоких рисков и неопределенности.

Те рынки, которые в 2022 году показали отрицательную динамику, в 2023 году перешли к росту. В результате по итогам года экономика Рунета вернулась к привычным темпам роста, что не может не радовать», — комментирует Cергей Гребенников, директор РАЭК.

По оценкам РАЭК, в 2023 году интернет-экономика России выросла на 40% по отношению к 2022 году и достигла объема 17,1 трлн руб. Декабрьский прогноз относительно 35-процентного роста был пересмотрен в сторону увеличения за счет сильных результатов четвертого квартала. Также была пересмотрена методология подсчета ряда интернет-рынков.

Реклама и маркетинг

Сегмент интернет-рекламы и маркетинга по итогам 2023 года показал рост на 45% относительно 2022 года, его объем составил 564 млрд рублей.

В состав сегмента РАЭК включает рынки performance-рекламы, медийной рекламы, рекламы в мобильных приложениях, контент-маркетинга и маркетинга в социальных сетях, а также рекламную выручку онлайн-кинотеатров.

Рынок performance-рекламы в 2023 году вырос на 30% — до 354,3 млрд рублей. Рынок медийной рекламы (услуги по размещению рекламы внутри медиаконтента: рекламные сети, RTB, прямое размещение, спецпроекты) по итогам года оценивается в 42,4 млрд рублей (+27% относительно 2022 года) Значительный рост (на 108% относительно 2022 года, до 65 млрд рублей) показал рынок контент-маркетинга и маркетинга в социальных сетях. Такие темпы роста обусловлены «обелением» доходов блогеров за счет введения маркировки онлайн-рекламы, а также влиянием громких судебных процессов в отношении неуплаты налогов. Рост рынка рекламы в мобильный приложениях (95 млрд рублей, +27% по итогам 2023 года) стимулируют развитие российских магазинов приложений (прежде всего — Rustore), а также развитие OEM-инвентаря. Рекламная выручка онлайн-кинотеатров в 2023 году показала самый значимый рост за последние 5 лет: +19% по итогам года. Рекламная модель позволяет пользователям экономить на подписке, особенно в условиях повышения цен со стороны онлайн-кинотеатров.

Отдельно РАЭК оценила рынок продвижения на маркетплейсах (т.н. ритейл-медиа). По оценкам Ассоциации, в 2023 году рекламные доходы платформ электронной коммерции составили порядка 180 млрд рублей. Как свидетельствуют данные отчетности компаний, рекламные размещения становятся значимым источником доходов для маркетплейсов:

  • 16% составляет доля рекламы в общей выручке Ozon (70,4 млрд рублей в 2023 году, +168% к 2022 году);
  • более 45 млрд рублей — рекламные доходы Wildberries в 2023 году;
  • 5,2% от товарооборота (порядка 20 млрд рублей) достигла рекламная выручка «Яндекс Маркет» в 2023 году;
  • на 60,5% увеличилась маркетинговая выручка Lamoda в 2023 году.

Объем рынка продвижения на маркетплейсах РАЭК пока не включает в объем сегмента интернет-рекламы и маркетинга, поскольку методология подсчета объемов данного рынка пока не устоялась, как и определение того, какие виды продвижения относятся к ритейл-медиа. Так, агентство Zenith определяет ритейл-медиа как «медийную и поисковую рекламу на сайтах платформ электронной коммерции и/или на сайтах традиционных ритейлеров». IAB Europe, в свою очередь, дает следующее определение ритейл-медиа: «цифровое рекламное пространство, массивы данных о розничных продажах и другие возможности, которые ритейлер или платформа электронной коммерции может предоставить брендам для проведения рекламных кампаний». Как следствие, существует риск значительных пересечений рынка продвижения на маркетплейсах с другими рынками сегмента онлайн-рекламы.

Один из негативных факторов влияния на рынок интернет-рекламы — проблема рекламного фрода. По оценкам OMD Resolution, в 2023 году на недействительный рекламный инвентарь было потрачено порядка 80-100 млрд рублей. А по данным исследовательской компании Lunio на недействительный рекламный трафик может приходиться до 90% рекламных бюджетов. Проблема рекламного фрода снижает доверие рекламодателей к рынку интернет-рекламы, поскольку помимо пустой траты бюджетов следствием фрода могут стать сложности с аналитикой рекламных кампаний и ошибочное прогнозирование потенциальных эффектов от их проведения.

Еще одним фактором влияния продолжает оставаться закон о маркировке онлайн-рекламы. В целом игроки рекламного рынка готовы принять установленные правила. Вместе с тем, остается ряд «белых пятен» в исполнении закона, по мере закрытия которых со стороны регулятора требуется дополнительная адаптация. Пока маркировка не отразилась на стоимости услуг рекламных агентств, но в перспективе цены могут вырасти примерно на 5%, поскольку исполнение требований закона влечет за собой дополнительные издержки.

Электронная коммерция

Сегмент электронной коммерции в 2023 году достиг объема 15,9 трлн рублей, показав рост 39% относительно 2022 года. Таким образом, на сегмент приходится 93% всей российской интернет-экономики.

В составе сегмента РАЭК анализирует рынки онлайн-ритейла, онлайн-тревела, услуг в интернете, электронных платежных услуг и C2C-торговли.

Самым большим по объему является рынок онлайн-ритейла, в который РАЭК включает B2C-торговлю, за исключением доставки готовой еды, продуктов питания и товаров FMCG, а также трансграничной торговли. В 2023 году рынок вырос на 35% — до 5,3 трлн рублей. Доля онлайн-ритейла в объеме розничной торговли России в 2023 году, по оценкам РАЭК, достигла 13% (включая онлайн-торговлю продуктами питания и FMCG, без учета трансграничной торговли). Основным драйвером роста рынка продолжает оставаться перетекание покупок потребителей в онлайн. По данным опроса NielsenIQ, главным аргументом для потребителей при выборе в пользу онлайна является возможность сэкономить. Стратегию экономии выбирают большинство российских потребителей. По данным РОМИР, эту стратегию выбирают 9 из 10 россиян. Это выражается в отказе от дорогостоящих покупок, приобретении товаров по скидкам и акциям, выборе в пользу более дешевых торговых марок, включая собственные торговые марки (СТМ) ритейлеров. За счет экономии происходит снижение среднего чека, однако в онлайне оно компенсируется увеличением частоты заказов. Таким образом, высокие темпы рынка сохраняются.

Основное место совершения онлайн-покупок для россиян — крупные категорийные маркетплейсы. По оценкам Data Insight, на них в 2023 году пришлось 80% всех заказов на рынке онлайн-ритейла. ТОП-3 крупнейших маркетплейсов по товарообороту (GMV) в 2023 году формируют Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет». Они же являются лидерами среди маркетплейсов по охвату (по данным Mediascope).

Пользователи проводят все больше времени на платформах электронной коммерции, и сегодня их посещение входит в ТОП-5 интернет-активностей — 4% всего времени, проводимого в интернете, приходится на платформы электронной коммерции (Mediascope Cross Web, вся Россия, население 12+, Desktop&Mobile, февраль-март 2024, структура времени использования интернета по тематикам). Сегодня игроки рынка онлайн-ритейла не только дают возможность совершать покупки, но и предлагают пользователям различные типы развлекательного контента, включая развитие собственных медиа, видеотрансляции с обзором товаров, форматы Stories, геймификацию и т.д. Это влечет за собой повышение вовлеченности аудитории, увеличение времени, проводимого на платформах, а также появление более широких рекламных возможностей.

Еще один тренд, сохраняющий свое влияние, — омниканальность. За счет развития сети пунктов выдачи заказов потребители начинают покупку онлайн, а завершают ее в офлайн-среде. Проявлением тренда омниканальности является открытие онлайн-ритейлами «физических» маазинов. Так, в 2023 году Lamoda запустила собственную сеть офлайн-магазинов Lamoda Sport, а в апреле 2024 года стало известно о том, что площади IKEA в ТЦ «Мега» будут заняты маркетплейсом «Мегамаркет».

Значительные темпы роста в 2023 году показал рынок услуг в интернете. Здесь анализируются транспортные услуги (такси, каршеринг, кикшеринг), которые в 2023 году выросли на 50% — до 1040,9 млрд рублей; доставка готовой еды из ресторанов, продуктов питания и товаров FMCG (1019,7 млрд рублей, +37% по итогам 2023 года); доходы от онлайн-продажи билетов на мероприятия (24,6 млрд рублей, +59% по итогам 2023 года); профессиональные и бытовые услуги, заказываемые онлайн (346,9 млрд рублей, +40% по итогам 2023 года). Высокие темпы роста сохраняет рынок С2С-торговли, который по итогам года вырос до 3,3 трлн рублей (+42% к 2022 году). Драйвером роста рынка онлайн-тревел (532 млрд рублей, +28% к 2022 году) является, в основном, внутренний туризм. Также нельзя не отметить фактор инфляции и значительный рост стоимости авиаперелетов, произошедший в 2022-2023 годах.

Значительный рост объемов электронной коммерции привлек к сегменту внимание регуляторов. На игроков рынка оказывают влияние требования принятых в 2023 году «пятого антимонопольного пакета», направленного на выравнивание условий конкуренции на цифровых рынках, и закона, регулирующего применение рекомендательных технологий онлайн-платформами. В настоящий момент обсуждаются положения будущего «закона о маркетплейсах». Регуляторные требования к платформам электронной коммерции могут оказать влияние на динамику рынка онлайн-ритейла в 2024 году.

Инфраструктура

Сегмент инфраструктуры в 2023 году увеличился в объемах до 399,4 млрд рублей, показав рост 33% относительно 2022 года.

Сегмент составляют рынок облачной инфраструктуры (включая IaaS, PaaS, DBaaS, облачный хостинг, а также ЦОД), рынок SaaS (ПО как сервис), рынок хостинга и рынок доменов.

Объем рынка облачной инфраструктуры в 2023 году оценивается РАЭК в 349,5 млрд рублей, рост по итогам года составил 35%. Рынок SaaS увеличился на 22% — до 33,2 млрд рублей. Высокие темпы роста облачных рынков сохраняются на фоне продолжающегося импортозамещения и востребованности облачных решений, а также развития государственных инфраструктурных проектов, в т.ч. «Гостех». Еще один драйвер — «кадровый голод» в ИТ: недостаток специалистов накладывает ограничения на возможности разработки и внедрения собственных решений.

Наибольший спрос отмечается в отношении IaaS-решений. Здесь рост стимулируют нехватка собственных вычислительных мощностей и санкционные ограничения на поставку «железа». Вместе с тем, растет востребованность услуг PaaS (платформа как сервис) и платформ контейнеризации, DBaaS (базы данных как сервис), облачных сервисов кибербезопасности (MSSP, SECaaS). Трендом является рост спроса на облачные сервисы со встроенными инструментами на основе ИИ и ML, включая решения для обучения собственных генеративных моделей без необходимости создания собственной инфраструктуры.

Еще один тренд — повышенные требования к безопасности облачных решений. Вопросы кибербезопасности сегодня являются приоритетными для организаций на фоне растущего количества кибератак, рисков компрометации данных и перспектив введения оборотных штрафов за нарушения, приведшие к утечкам персональных данных. Как следствие, организации сегодня предъявляют более жесткие требования как к собственной информационной безопасности, так и к информационной безопасности своих партнеров. В первую очередь, это относится к провайдерам облачных сервисов, поскольку организации переносят в облако все больше операций и данных.

Рынок доменов в 2023 году вырос на 14% и достиг объема 4 млрд рублей. По итогам 2023 года количество доменов в российской доменной зоне .RU, по данным «Координационного центра доменов .RU/.РФ», превысило 5,4 млн., в кириллическом домене .РФ было зарегистрировано более 768 тыс. доменов. Отечественная доменная зона показала рекордные темпы роста за счет переноса сайтов в российскую юрисдикцию, а также за счет выхода на рынок большого числа новых проектов, ориентированных на российскую аудиторию.

В декабре 2023 года были введены новые требования к хостинг-провайдерам, в том числе, уведомление Роскомнадзора о начале деятельности, размещение вычислительных мощностей на территории России, доля иностранного участия менее 50% и др. С 1 февраля 2024 года деятельность провайдеров хостинга, не включенных в реестр Роскомнадзора, на территории России не допускается. Новые требования окажут свое влияние на рынок в 2024 году: стоит ожидать его консолидации и ухода с рынка мелких игроков, которые не смогут выполнить установленные требования. В 2023 году, по оценкам РАЭК, рынок хостинга показал рост 20% относительно 2022 года, увеличившись в объемах до 12,7 млрд рублей.

Цифровой контент

Объем сегмента цифрового контента в 2023 году оценивается РАЭК в 186 млрд рублей. Рост объемов сегмента относительно 2022 года составил 99%.

Такой рост отчасти обусловлен изменением методологии оценки объемов рынка онлайн-игр, а также изменением структуры рынков, входящих в состав сегмента.

Рынки онлайн-видео и онлайн-музыки были включены в состав рынка стриминговых сервисов. В объеме этого рынка учтены доходы стриминговых сервисов (в т.ч. экосистемных) от подписки или покупки отдельных наименований, включая онлайн-видео, онлайн-музыку, подкасты. Объем этого рынка оценен РАЭК в 98 млрд рублей. Драйвером рынка стал интерес пользователей к российскому развлекательному контенту. Так, в ТОП-10 сериалов по уровню интереса аудитории в 2023 году, по данным индекса сервиса «Кинопоиск Pro», вошло семь российских сериалов, пять из которых выпустили отечественные онлайн-кинотеатры. Это сериалы «Слово пацана. Кровь на асфальте» (Start / Wink), «Король и шут» (Кинопоиск), «Жизнь по вызову» (Kion), «Папины дочки» (Start), «Фишер» (Wink / more.tv). Всего, по данным сервиса, российские онлайн-кинотеатры за 2023 год выпустили 201 оригинальный проект, из которых 112 — это игровые сериалы.

Объем рынка цифровых книг в 2023 году, по оценкам РАЭК, составил 13 млрд рублей, увеличившись на 15% относительно 2022 года. Доля цифровых книг в объеме книжного рынка по сравнению с 2022 годом увеличилась на 0,5 п.п., до 12%. Драйверы роста рынка: развитие подписной модели, аудиокниги, а также интерес аудитории к произведениям независимых авторов (самиздату).

В составе рынка онлайн-игр учтены выручка российских игровых студий, платежи через AppStore, доходы игровых платформ (VK Play, Яндекс Игры, Absolute Games и др.), а также доходы посредников. Общий объем рынка по итогам 2023 года оценивается в 75 млрд рублей. Большая часть платежей пользователей за онлайн-игры по-прежнему находится в «серой зоне»: в связи с недоступностью на территории России «топовых» игр зарубежных разработчиков геймеры используют такие схемы, как регистрация зарубежных аккаунтов, оплата по подарочным картам или картам зарубежных банков, а также скачивание нелицензионных копий игр у «пиратов». По оценкам онлайн-школы разработки игр XYZ School, в 2023 году нелицензионные копии игр скачивали 73% российских геймеров.

Нелегальное потребление остается значимой проблемой для сегмента цифрового контента. Несмотря на то что темпы роста рынка нелегальных контентных сервисов в 2023 году снизились по сравнению с 2022 годом (20% в 2023 году против 43% в 2022 по данным агентства InterMedia с учетом данных F.A.C.C.T.), за два года рост их выручки составил 71,4%. В 2023 году общая выручка «пиратов» оценивается InterMedia в 12 млрд рублей (доходы нелегальных контентных сервисов видео / аудио / книги, без учета онлайн-игр). По данным мониторинга MUSO и Kearney, Россия занимает третье место по доле потребления пиратского видеоконтента с долей 6% в его глобальном объеме.

Одним из факторов поддержки сегмента цифрового контента является государственная поддержка. Так, «Институт развития интернета» (ИРИ) в 2023 году выделил гранты на производство игрового контента на общую сумму 1 млрд рублей, а доля проектов, поддержанных ИРИ, среди оригинальных проектов онлайн-кинотеатров, составила 37%.

Прогнозы на 2024 год

В рамках презентации ежегодного исследования «Экономика Рунета» РАЭК дает первый прогноз динамики российской интернет-экономики на текущий год. Ожидается, что по итогам 2024 года экономика Рунета покажет рост 40% и увеличится в объемах до 23,8 трлн рублей. Главным драйвером роста, как и в предыдущие годы, станет сегмент электронной коммерции, который, согласно прогнозам, вырастет в объемах на 40%. Рост сегмента интернет-рекламы и маркетинга составит 35%, сегмент инфраструктуры увеличится на 30%, сегмент цифрового контента — на 25%. Прогноз сделан исходя из показателей первого квартала 2024 года и существующих трендов на интернет-рынках. Вместе с тем, на итоговую динамику могут повлиять такие факторы, как отмена налоговых льгот для ИТ-компаний, регуляторные инициативы, инфляция и изменение курса рубля, а также геополитическая ситуация, в первую очередь, санкционные ограничения относительно поставок технологической продукции и других подсанкционных товаров и возможностей совершения трансграничных платежей.

Об исследовании

Исследование «Экономика Рунета» проводится на ежегодной основе с 2011 года. Результаты исследования основаны на масштабном опросе представителей российской интернет-отрасли и анализе открытых источников, которые дополняются комментариями и прогнозами экспертов. Полученные данные собираются в подробный аналитический отчет, который презентуется РАЭК в рамках ежегодного Российского интернет-форума. Также данные исследования в значительной мере ложатся в основу ежегодного отраслевого доклада «Интернет в России», который РАЭК реализует при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России.

Методология исследования

Исследование реализуется аналитическим отделом РАЭК с максимальным подключением экспертного сообщества и ведущих игроков Рунета.

Ежегодные работы по проведению исследования «Экономика Рунета / Экосистема Цифровой Экономики России» включают в себя масштабные мероприятия с участием сотен отраслевых экспертов, а также аналитиков смежных отраслей, входящих в Экосистему Цифровой Экономики России.

Значительная часть экспертной работы реализуется в ходе крупнейших отраслевых мероприятий, проходящих под эгидой РАЭК.

Источник: Пресс-служба РАЭК