13 июня 2024 г.
Минцифры может лишить льгот ИТ-компании, не вкладывающиеся в вузы. О возможности такого варианта развития событий глава Минцифры Максут Шадаев рассказал рассказал во время ИТ-завтрака «Инновационная экономика: от цифры к данным, от технологического суверенитета к технологическому лидерству», прошедшего в рамках июньского ПМЭФ-2024: «Нам нужно кардинально увеличивать объем вовлечения IT-компаний в процесс обучения. Качество обучения — это критичная проблема, поэтому нам придется делать так, что участие IT-компаний будет условием сохранения льгот». А председатель думского комитета по информационной политике и связи Александр Хинштейн добавил: «У нас происходит и будет дальше происходить отрыв образования от практики. Решить эту проблему можно максимальной интеграцией IT-отрасли в образовательный процесс. У государства есть все основания попросить отрасль вкладываться в развитие вузов».
Идея о том, что в условиях борьбы за технологический суверенитет ИТ-компании и вузы должны взаимодействовать более плотно и на качественно новом уровне, не нова. Она, в частности, обсуждалась на майской технологической ИТ-конференции True Tech Day, организованной МТС.
О том, что в нашей стране давно имеет место дефицит высоквалифицированных (именно высококвалифицированных, а не любых) ИТ-специалистов и с этим надо что-то делать (в том числе, повышать качество выпускников ИТ-вузов), говорилось и в исследовании РАЭК «Экономика Рунета», представленном в конце мая на РИФ-2024. Рисунок, заимствованный из презентации РАЭК на этом форуме, лишний раз наглядно показывает, что многие компании планируют увеличение численности ИТ-персонала, но далеко не всегда могут заполнить соответствующие вакансии, так как ИТ-джунов на российском рынке труда и сейчас существенно больше, чем нужно; а вот с ИТ-cеньорами просто беда.
В HeadHunter нам пояснили, что верхняя диаграмма этого рисунка («Динамика предложения и спроса в ИТ-сфере») построена на основе баз данных HH.RU, содержащих сведения о сотнях тысяч ИТ-резюме и десятках тысяч ИТ-вакансий. Она показывает помесячные темпы прироста ИТ-резюме и ИТ-вакансий. Что же касается нижней диаграммы («Прогноз динамики численности ИТ-персонала»), то она построена по итогам опроса 529 респондентов из небольших (20%), а также средних и крупных (80%) компаний.
Пути повышения качества выпускников ИТ-вузов. Взгляд представителей ИТ-компаний
Как именно ИТ-компаниям предлагается «вкладываться в развитие вузов» (дабы повысить качество выпускников этих вузов если не до уровня ИТ-сеньоров, то хотя бы до уровня ИТ-мидлов), не очень ясно. Но речь, похоже, идет как об образовании специальных фондов, так и о выделении сотрудников для преподавания в вузах ИТ-дисциплин. В «Ведомостях» приводится такой комментарий исполнительного директора Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) Николая Комлева: «В этой части возможны два подхода: более жесткий — сделать преподавание сотрудниками IT-компаний обязательным условием включения в реестр российского софта и получения льгот, и более мягкий — давать дополнительные льготы сотрудникам компаний, тратящим время на преподавание... Есть немало учебных заведений, особенно в регионах, не сумевших выстроить партнерские отношения с IT-бизнесом. В таких организациях академические знания дают неплохо, но прикладные существенно отстают от практики и требований рынка. Поэтому очень важно, чтобы IT-компании сами шли в вузы и помогали им в части преподавателей, учебных программ, материальной базы».
Естественно, возникает вопрос: А в чем, собственно говоря, проблема? В том, что вузы не очень-то стремятся увеличивать количество внештатных преподавателей, являющихся опытными ИТ-специалистами и готовых проводить учебные занятия, направленные на развитие практического опыта студентов, обучающихся по тем или иным программам бакалавриата, магистратуры или специалитета в области ИТ? Или в том, что ИТ-компании не жаждут направлять в вузы своих ИТ-специалистов?
Вот как отвечает на этот вопрос руководитель направления по работе с вузами НТЦ АРГУС Сергей Кисляков: «Я являюсь, в том числе, преподавателем в вузе и могу сказать, что действительно вузы „не любят“ внештатных работников, и на это у них есть свои внутренние причины. Но наша компания, напротив, имеет обратный опыт: многие наши сотрудники уже много лет являются штатными работниками вуза. И этот опыт сугубо положительный, так как бизнес „несёт“ задачи и практические знания в вуз, а получает подготовленных с учётом собственных требований специалистов. На практике могу отметить, что благодаря такому подходу минимизируется компетентностный провал между требованиями рынка и вузовскими требованиями к выпускникам. Однако в любом случае, ситуацию стоит рассматривать как обоюдную. Чаще всего бизнес ждёт от вузов выпускников с высокими компетенциями, но знания, прежде чем попасть в программы вуза, проходят длинный путь и устаревают. В то же время технологии развиваются настолько быстро, что никакой вуз не успеет за ними. Поэтому единственный путь, и он проверен не одним годом сотрудничества НТЦ АРГУС с вузами, это тесное взаимодействие в ключе „специалист компании в вузе“, „студент на стажировке/практике в компании“, „выпускные работы по тематике компании в рамках договора с вузом“ и т. п.
Почти все топ-менеджеры НТЦ АРГУС работают в университете. И здесь посыл скорее не денег, а перспективы построения компаний, в частности, подготовки наиболее подходящих по компетенциям специалистов, когда непосредственно представители бизнеса лично видят студентов, аспирантов, магистрантов и могут для себя подобрать конкретных людей, обладающих soft skills, и, естественно, с потенциалом hard skills. Поэтому в этом контексте почасовая оплата не играет большой роли, потому что наша компания рассматривает подобный подход скорее как инвестиции. С другой стороны, существует модель, при которой по совместительству работают в компании ученые, кандидаты наук, которые в том числе работают, таким образом, на подготовку специально обученных людей».
C ним согласен генеральный директор Setere Group Олег Ивченков: «На мой взгляд, нужно не „вкладываться в вузы“, а разрабатывать совместные программы наставничества, где уже на этапе обучения студентов привлекаются ключевые специалисты из ИТ-компаний, которые постепенно погружают будущих специалистов в реальную работу ИТ. Кроме обучения конкретным и востребованным навыкам, способностям решать задачи и давать результат, важно доносить до студентов, что работа в ИТ это не „веселая тусовка в свободное от личной жизни время“, а тяжелый и ответственный труд. Но способный помочь продвинуться как в карьере в конкретной компании, так и в профессии вообще».
Юрий Драченин, заместитель гендиректора «Атом безопасность» (входит в ГК СКБ Контур), добавляет: «Государству нужно, чтобы студенты, которые сейчас учатся в вузах, были востребованными специалистами. Почему? Потому что, учитывая большое количество студентов и потребности страны, не хватит преподавателей, чтобы качественно обучить всех студентов. Поэтому нужна помощь от практикующих специалистов из ИТ-компаний. Но есть два вопроса. Во-первых, не всегда хороший программист или специалист является хорошим преподавателем. Во-вторых, не всегда хороший преподаватель является высококлассным специалистом. Потому что преподавание и передача опыта — это отдельное направление, которым владеют не все сотрудники ИТ-компаний.
Поэтому нельзя исключать компании из реестра, если они не сотрудничают с вузами и не направляют туда специалистов. Лучше развивать программы стажировок и практик для студентов. Это поможет им получить ценный опыт и стать востребованными специалистами. Когда компании сотрудничают с вузами и берут студентов на стажировки и практики, это может быть более полезным, чем просто направление специалистов для преподавания. По той причине, что вузы хорошо справляются с преподаванием теории, но им не хватает практического опыта. Это именно то, что имел в виду Максут Игоревич, когда говорил о необходимости сотрудничества между вузами и ИТ-компаниями».
Это подходит для средних и крупных компаний, считает Юрий Драченин: «Но для мелких и развивающихся компаний, стартапов, преподавание и передача опыта могут быть еще не актуальны. Поэтому нужно осторожно формулировать требования к ИТ-компаниям, которые должны сотрудничать с вузами. Эти требования должны разрабатываться совместно с бизнес-сообществом, например, с АРПП „Отечественный софт“, РУССОФТ и другими организациями. Также можно привлечь институты развития, такие как „Сколково“ и технопарки.
Необходимо создать сообщество, которое будет следить за тем, чтобы ведущие IT-компании страны продолжали сотрудничать с вузами и предоставлять возможности для обучения и стажировок студентов. Да, есть компании, которые просто потребляют готовые кадры и готовы платить больше за обученных специалистов. А есть компании, которые вкладываются в обучение и теряют из-за этого специалистов, потому что не могут платить им значительно выше рынка».
Окончание следует
Источник: IT Channel News