2 июля 2024 г.

Твёрдые копии документов отправляют на печать в мире всё реже, — однако участники канала продаж соответствующей техники смотрят в будущее с определённым оптимизмом. По крайней мере, об этом говорят результаты опроса, проведённого недавно аналитиками Quocirca, — State of the Channel Survey 2024. И хотя реалии российского рынка печати в последние пару лет всё заметнее отличаются от общемировых, ознакомиться с глобальными тенденциями имеет смысл — поскольку они напрямую будут сказываться на доступной в том числе и у ODM-изготовителей печатающей технике.

Прежде всего тенденции эти определяет продолжающееся сокращение объёмов офисной печати, которого ожидают 70% участников опроса, — в среднем на 6,25% по итогам текущего года по сравнению с предшествующим. Вместе с тем почти та же доля респондентов, 65%, убеждена, что индустрия печати в целом, от вендоров до партнёров второго уровня, завершит 2024 год с прибылью — даже большей, чем в 2023-м; в среднем речь идёт о 7%.

Уверенность в росте прибыли одновременно с признанием сокращения объёмов выдачи принтерами/МФУ твёрдых копий может свидетельствовать лишь об одном: роль подсистемы печати в современном офисе меняется — и глобальный канал продаж отдаёт себе отчёт в том, каким образом подхватить и направить эти перемены себе на пользу. 48% респондентов говорят о необходимости диверсифицировать свою деловую активность, связанную с обеспечением потребностей заказчиков в печати. Уже 19% выручки в канале, суммирует исследование, получается сегодня за счёт ИТ-услуг, — и в дальнейшем эта доля будет только расти.

Ещё одно значимое средство повышения эффективности бизнеса (и, соответственно, сокращения издержек, за счёт чего при снижении объёма печати каналу всё-таки удаётся наращивать выручку) — это внедрение инструментов искусственного интеллекта: для 46% опрошенных Quocirca ИИ уже либо «критически важен», либо «очень важен» в повседневной работе. Применяются же эти новомодные инструменты главным образом для аналитики данных заказчиков, создания маркетинговых материалов (графических, прежде всего) и заблаговременного предсказания проблем с печатающим оборудованием.

В целом исследование показывает, что глобальный ИТ-канал в сегменте офисной печати переходит к стадии уверенного последовательного роста, в основе которого — развитие консалтинга и сервисов на фоне сокращения объективной потребности заказчиков в твёрдых копиях как таковых. Действительно, с практической точки зрения для партнёра — интегратора, поставщика управляемых услуг — нет принципиальной разницы, получит ли он свою выручку за счёт продажи клиенту значительного объёма запчастей, тонера и самой печатной техники — или же в качестве оплаты за наладку и поддержание такой системы внутрикорпоративного документооборота (в том числе с применением ИИ), которая повысит эффективность предварительной обработки документов и в итоге ещё более сократит фактическое число отправляемых на печать страниц.

Впрочем, не всё на этом пути идёт для партнёров гладко — в особенности для представителей СМБ. Quocirca цитирует в своём отчёте отклик одного из европейских респондентов: «[Большинству] мелких и средних дилеров ещё предстоит найти устойчивую альтернативу получению дохода от каждой отправляемой на печать страницы; так что многим, кто пока не воспринимает диверсификацию всерьёз, надо будет преисполниться решимости». Заказчики, согласно исследованию, проявляют живой интерес к таким не относящимся напрямую к получению твёрдых копий сторонам подсистемы офисной печати, как сокращение воздействия на окружающую среду (в немалой степени — за счёт ощутимого продления срока фактической эксплуатации однажды приобретённого оборудования), автоматизация бизнес-процессов, облачные услуги (старые добрые покопийные контракты) и информационная безопасность.

В свою очередь, канальным партнёрам приходится инвестировать уже в собственную диверсификацию, чтобы отвечать меняющимся запросам рынка. Переход от транзакционной модели работы с клиентами (перемещение заказанных теми коробок со склада дистрибьютора в офис заказчика) к сервисной оказалось серьёзным вызовом для 38% респондентов, — и в целом ряде случаев ответом на такой вызов становится смена формы собственности компании. 31% участников опроса признались Quocirca, что на горизонте ближайших трёх лет ожидают слияний, поглощений или же ощутимого сокращения инвестиций в свой бизнес, а ещё 29% отказались в принципе отвечать на этот вопрос — что логично трактовать во многом как признание, что такого рода перемены в структуре управления уже намечены.

Как и в случае других направлений ИТ-рынка, специализирующиеся на офисной печати партнёры испытывают острую нехватку квалифицированных кадров — особенно в областях ИИ, облачных услуг и кибербезопасности. Здесь аналитики советуют участникам канала теснее взаимодействовать с вендорами печатающей техники — поскольку очевидно, что самостоятельно разрабатывать современные системы документооборота с привлечением облачных сервисов и искусственного интеллекта, да ещё и надёжно защищённые от киберугроз, способны лишь достаточно крупные организации.

И вот как раз этот совет вполне органично можно переадресовать участникам отечественного ИТ-канала, стремящимся нарастить эффективность оказания услуг печати своим клиентам. Российские вендоры печатающего оборудования, как и сохранившие присутствие на нашем рынке зарубежные, сегодня куда более открыты для прямых коммуникаций с каналом, чем представительства глобальных брендов два с лишним года назад, — и потому тенденции, которые на Западе пока только намечаются, на нашей почве имеют немалый шанс распространиться с куда большей скоростью. Тем более, что потребности заказчиков в отношении оптимизации документооборота повсюду примерно одинаковы.

Источник: Максим Белоус, IT Channel News