31 июля 2024 г.

Николай Самойлов (слева) и Тимурбулат Султангалиев

Получить картину происходящего в импортозамещении зачастую крайне непросто. Игроки рынка не спешат открывать фактуру, ограничиваясь рассказами о росте по сравнению с досанкционными временами. Данные о происходящем на рынке, получаемые в ходе локальных исследований, сильно разнятся, а зачастую противоречат друг другу. В результате приходится собирать фрагменты, подсвечивающие отдельные аспекты происходящего, и на основе этого пытаться получить выводы, имеющие практическую значимость. Выводы носят вероятностный характер, но при объединении они штрих за штрихом проявляют общую картину.

Информация от «Группы Астра», которая сообщила об успешном переводе ИТ-инфраструктуры компании «ВИЛО РУС» на комплект программных продуктов Группы, позволит добавить несколько важных штрихов для понимания происходящего.

  1. Инфраструктуру компании уровня Enterprise на российский комплект программных решений перевести можно, что показывает данный прецедент. «ВИЛО РУС», производящая в РФ широкий спектр промышленных и бытовых водяных насосов и имеющая разветвленную сеть из 32 филиалов по всей территории РФ, смогла изменить используемый моновендорский продуктовый комплект «на Windows», внедрив решения «на Астре». Речь идет не только об операционной системе, но и о ряде другого ПО: службе каталогов, почтовом сервере, системе виртуализации и т. д. — всего был использован набор из 7 продуктов российского вендора, сказал Тимурбулат Султангалиев, генеральный директор «Астра Консалтинг». Затраты на продукты «Астры», по словам заказчика, оказались в 11 раз меньше, чем при покупке аналогичного набора от Microsoft. .
  2. На рынке кроме «Астры» в РФ сложно найти других вендоров программных решений, способных предоставить корпоративным заказчикам полный продуктовый набор для перевода ИТ-инфраструктуры на санкционно-устойчивый стек. Николай Самойлов, генеральный директор компании «ВИЛО РУС», подчеркнул отсутствие вендоров, располагающих именно законченным набором продуктов для построения ИТ-рельефа компании уровня Enterprise. Компоновать корпоративную ИТ-инфраструктуру из санкционно-устойчивых продуктов от разных российских вендоров, конечно, можно, но в этом случае придется прорабатывать проблемы совместимости решений, используемых в рамках комплекта, что потребует дополнительных трудозатрат, увеличит стоимость проекта перехода и сроки исполнения этой задачи, а также усложнит в дальнейшем администрирование, что приведет к росту ТСО. Ситуация изменится — российские вендоры, конкурирующие с «Астрой», активно работают над расширением и совершенствованием своих линеек продукции. Более того — ситуация уже сейчас может оказаться иной; слова Николая Самойлова относятся к середине осени прошлого года, когда корпоративный заказчик искал поставщика законченного набора для перехода с продуктового стека Microsoft и остановился именно на «Группе Астра».
  3. «Русский Микрософт» создан, но пока в общих чертах. Продуктовая линейка «Группы Астра» составляет 22 продукта, сказал Николай Прянишников, главный коммерческий директор Группы «Астра». На этом наборе можно создавать ИТ-инфраструктуры компаний уровня Enterprise (для «ВИЛО РУС», напомним, использовали 7), но перечень инфраструктурных продуктов и прикладного ПО, нужных корпоративным заказчикам, еще очень далек от завершения. Например, в «Группе Астра» идет активная работа еще более чем над десятком новых решений, рассказал Николай Прянишников, кроме того компания развивает функциональность уже имеющихся.
    • В переходе компании «ВИЛО РУС» на инфраструктуру из санкционно-устойчивых решений от «Астры» потребовалось обеспечить совместимость с новым ИТ-рельефом шести десятков различных прикладных программ, а также аппаратного обеспечения, имеющегося у заказчика. Часть соответствующих задач была уже решена в рамка программы «Ready for Astra», но некоторые пришлось дорабатывать по ходу проекта.
  4. Полный переход на новую санкционно-устойчивую инфраструктуру может быть завершен в пределах года. «ВИЛО РУС» хватило 8 месяцев. Из этого срока подготовительный период и проектирование заняли 6 месяцев, а собственно миграцию провели за 2 месяца. Быстрее вряд ли получится: высокая сложность подготовительного периода и его важность для скорости миграции — и это при сохранении непрерывности производственных и бизнес-процессов! Это особо подчеркнул Николай Самойлов.
  5. Смена ИТ-рельефа может быть реализована без привлечения интегратора. В примере с «ВИЛО РУС» все было реализовано силами собственного ИТ-отдела с привлечением «Группы Астра» как вендора и компании «Астра Консалтинг», которая выполняла функции и консалтера, проектировщика и даже в каких-то моментах интегратора, помогающего специалистам заказчика в особо сложных вопросах. Ситуация с исключением из процесса интегратора требует осмысления и понимания причин. Можно предположить, что продукты «Астры» достаточно развиты для выполнения такого перехода, чтобы можно было обойтись силами indoor-команды; что на российском рынке на данный момент мало интеграторов, обладающих нужным объемом компетенций и экспертизы, или что мы имеем дело с проектом-пионером, который в силу своей новизны потребовал активного вовлечения команд специалистов самого вендора и близких к нему структур.
  6. Реализованный проект пока является уникальным. Миграция, выполненная «ВИЛО РУС», первая, где ИТ-инфраструктура российского корпоративного заказчика переведена на законченный набор санкционно-устойчивых продуктов именно от одного вендора. Это несколько удивительно на третьем году активного импортозамещения, но это так. Часть аналогичных проектов «Астры» находится на разных стадиях реализации, отметил Николай Прянишников, но они еще далеки от завершения. Также среди success stories «Астры» есть проекты, более масштабные «по деньгам», но они не предусматривают использования заказчиком законченного набора продуктов от одного вендора.
  7. Завод не будут привлекать интегратора к процессам поддержки и развития созданной ИТ-инфраструктуры. «На протяжении всего жизненного цикла нашего софта в инфраструктуре клиента ее ИТ-команда будет получать техподдержку и помощь от специалистов „Группы Астра“», — подчеркнул Тимурбулат Султангалиев. Это тоже очень нестандартное решение, которое требует осмысления — при увеличении количества мигрировавших ИТ-инфраструктур вряд ли будет достаточно ресурсов вендора и консалтера для предоставления полноценной техподдержки. Затраты на сопровождение инфраструктуры примерно вчетверо выше, чем стоимость лицензий.

Вместо заключения

Отметим, что процессы импортозамещения в реальном секторе национальной экономики находятся только в начальной стадии, причем даже в сегменте программного обеспечения, который существенно более развитый, чем «отечественный хард». Проекты импортозамещения идут, но в большинстве случаев, как показывает практика, оказываются «лоскутными», то есть корпоративные заказчики заменяют отдельные продукты или собирают комплекты решений из предложений разных вендоров. Это существенно усложняет и удорожает процессы миграций, приводя к нерациональному расходованию средств, которых у заказчиков обычно и так немного. Это не самый плохой вариант, отмечает Николай Прянишников; есть примеры, когда корпоративные заказчики приобретают программные продукты российских компаний и принимают решения «не спешить» с внедрениями и миграциями, а результат предсказуем: через некоторое время продукт оказывается устаревшим, а инвестиции, направленные на импортозамещение, — утерянными. Однако до формирования полноценных стеков из продукции российских компаний еще должно пройти некоторое время — быстро обеспечить функциональность имеющихся решений и закрыть имеющиеся лакуны в продуктовых линейках невозможно, это требует как инвестиций, так и временных затрат. Но процессы идут, и российские стеки программных продуктов будут созданы уже в краткосрочной перспективе.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News