24 сентября 2024 г.

Увеличить
Рис. 1. Оценки динамики расходов на НИОКР (%). Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Увеличить
Рис. 2. Барьеры на увеличение расходов компаний на НИОКР (%). Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Увеличить
Рис. 3. Влияние наиболее востребованных мер поддержки на рост расходов компаний на НИОКР (%). Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Увеличить
Рис. 4. Барьеры использования компаниями мер поддержки НИОКР (%). Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) оценили готовность средних и крупных компаний к инвестированию в научные исследования и разработки, а также определили наиболее востребованные меры их господдержки.

Исследование базируется на результатах экспресс-опроса компаний, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и РСПП в августе 2024 г. в рамках деятельности Экспертного совета при Правительстве РФ. В опросе приняли участие 66 компаний, преимущественно относящихся к высокотехнологичным отраслям промышленности (производство компьютеров, электронных и оптических изделий, готовых металлических изделий, электрического оборудования и др.), из которых 40 — компании с численностью сотрудников более 500 человек.

Опыт проведения НИОКР в период с 2021 по 2024 гг. имели большинство опрошенных компаний (86%). Чаще всего они выполняли исследования и разработки собственными силами (91%). Многие привлекали внешних исполнителей — государственные вузы и НИИ (44%) и / или частные исследовательские организации (33%). Реже компании обращались к услугам совместных с университетами и НИИ базовых кафедр и лабораторий (18%) либо зарубежных R&D-центров (5%). Отдельные респонденты в качестве исполнителей НИОКР отметили дочерние организации.

Затраты компаний на НИОКР: тренды и ожидания

Расходы компаний на НИОКР за предыдущие три года увеличились: в среднем 38% респондентов отметили их значительный рост (рис. 1). Положительная динамика расходов ожидается и в перспективе до 2027 г., однако будет более сдержанной в сравнении с текущим периодом.

При этом, если в 2021–2023 гг. умеренный (до 10%) рост затрат на НИОКР наблюдался в среднем у порядка четверти предприятий, то в текущем и будущих периодах его прогнозируют уже более трети компаний. После 2027 г. ожидается замедление роста затрат на НИОКР — только 32% ответивших надеются превысить десятипроцентные темпы роста. Существенное сокращение научных бюджетов до 2023 г. фиксировали от 13 до 17% респондентов и лишь менее 4% прогнозируют развитие этой тенденции после 2024 г.

Ключевыми факторами, сдерживающими рост расходов компаний на НИОКР, выступают дефицит собственных средств (отметили 48% опрошенных), неопределенность экономической ситуации (32%) и недостаточный объем господдержки НИОКР (28%) (рис. 2).

Меры господдержки корпоративных НИОКР

За последние три года более половины респондентов (54,4%) уже воспользовались поддержкой со стороны государства для проведения исследований и разработок и еще 30% планируют это сделать. Наиболее востребованными мерами среди опрошенных компаний являются субсидии на обеспечение затрат / части затрат (42% ответов) и налоговые льготы — освобождение от НДС (35%), налоговый вычет с повышающим коэффициентом 1.5 (32%). Также пользуются популярностью различные форматы поддержки интеграции науки и бизнеса (35%) и гранты институтов развития (Фонда содействия инновациям, Агентства технологического развития и др.) (29%). Наименее востребованные меры — участие в федеральных научно-технических программах (ФНТП) и получение льготных займов на опытно-конструкторские / опытно-технологические работы в рамках отдельных программ Фонда развития промышленности (ФРП); эти инструменты применяют 3 и 13% респондентов соответственно.

Полученные низкие оценки могут объясняться спецификой формата и тематической направленности ФНТП; а деятельность ФРП, в свою очередь, ориентирована в основном на поддержку создания и развития промышленных производств и пока не ассоциируется у компаний со стимулированием НИОКР.

В наибольшей степени на динамику корпоративных затрат на НИОКР влияют госзакупки НИОКР (75% респондентов указали на сильное влияние) и гранты институтов развития (75% оценили их влияние как значительное) (рис. 3). Предположительно, это связано с тем, что большинство компаний, вошедших в выборку, выполняют исследования и разработки по заказу государства или госкомпаний. Важное значение также имеют программы развития научно-производственной кооперации. Эффекты от субсидирования затрат на НИОКР получили неоднозначные оценки со стороны бизнеса, что связано как с повышенными требованиями к уровню софинансирования этой меры, так и более сложными условиями ее получения и администрирования. Налоговый вычет расходов на НИОКР с повышающим коэффициентом 1.5 приносит выгоды преимущественно наиболее крупным компаниям, поэтому оценка его влияния также разнится.

Самыми существенными барьерами использования мер поддержки НИОКР, по оценкам опрошенных компаний, являются сложные процедуры их получения, большие издержки администрирования и отчетности, высокие риски недостижения целевых показателей и штрафы. Часть респондентов (24%) упоминали разрозненность мер поддержки НИОКР и отсутствие «одного окна». Всего лишь 3% респондентов в качестве барьера указали на низкий эффект от проведения НИОКР и 5% — на незначительный эффект от соответствующих инструментов господдержки, что в целом указывает на готовность компаний ими пользоваться (рис. 4).

Наиболее серьезные сложности, по мнению респондентов, связаны с получением прямой поддержки — субсидий, грантов, льготных займов. Использование налоговых льгот и участие в госзакупках НИОКР чаще всего затруднено несоответствием компании требованиям, установленным к получателям, а применение региональных мер — их недостаточным масштабом. Научно-производственная кооперация для компаний сопряжена с высокими издержками администрирования и строгими требованиями к участникам таких проектов.

Резюме

Компании, принявшие участие в экспресс-опросе, в целом оценивают положительно динамику своих планируемых расходов на НИОКР и отмечают ключевую роль господдержки. Наиболее востребованными остаются меры прямой финансовой поддержки НИОКР, налоговые льготы и различные форматы интеграции науки и бизнеса. Вместе с тем серьезными препятствиями для их использования остаются сложные процедуры получения, высокие требования к заявителям и издержки администрирования и отчетности. Значительные риски недостижения целевых показателей и выплаты штрафов снижают экономические выгоды для бизнеса. Решение этих вопросов повысит востребованность мер поддержки у компаний и создаст стимулы для повышения ими затрат на НИОКР, что соответствует поставленной Президентом РФ национальной цели по увеличению к 2030 г. внутренних затрат на исследования и разработки не менее чем до 2% ВВП, в том числе за счет увеличения инвестиций со стороны частного бизнеса на эти цели не менее чем вдвое.

Источники: результаты опроса ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и РСПП в рамках деятельности Экспертного совета при Правительстве РФ; результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

Источник: М. А. Гершман, М. В. Евсеева, Е. Г. Каменева (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), М. Н. Глухова, Л. Г. Яковлева (РСПП)