8 апреля 2025 г.
Бизнес-партнер в ИТ-компании edna Александр Дубровин поделился экспертным мнением о том, как в последнее время эволюционировал цифровой маркетинг и какие инструменты бизнес использует сегодня.
Какие инструменты использовать: ИИ, омниканальность, видеомаркетинг, интерактивы
Искусственный интеллект — это тренд, который с нами надолго. По данным АКАР, в 2024 году нейросети использовали в своей работе 97% рекламных агентств, еще 55% используют собственные разработки на основе ИИ. Искусственный интеллект все больше меняет маркетинговый ландшафт: позволяет автоматизировать и оптимизировать рекламные кампании, генерировать контент, анализировать эффективность коммуникаций и т. д.
Еще один из ключевых трендов — омниканальность, то есть объединение всех каналов коммуникации с клиентами в единую информационную систему. Пользователь получает возможность выбрать удобный для него способ общения. Например, для коммуникации с клиентами бренды используют не только традиционные email и SMS, но и WhatsApp, Telegram, Push-уведомления, VK Мессенджер и т.д. Уже привычными стали чат-боты, которые применяют в маркетинге, отделах продаж, клиентского сервиса, техподдержки.
Видеомаркетинг используется давно и не сдает свои позиции. Например, хороший инструмент для вовлечения аудитории — короткие вертикальные видео. Продолжают набирать обороты AR/VR-технологии, которые позволяют пользователю погрузиться в продукт, «примерить» его перед покупкой.
Виртуальные персонажи для продвижения: плюсы и минусы
Виртуальные персонажи используются брендами для взаимодействия с аудиторией, ведения соцсетей. Они могут походить на человека или быть полностью фантазийными. Цифровой персонаж (маскот) ведет себя так, как необходимо бренду, при необходимости в него легко внести изменения, меняя облик в зависимости от сезона, географии, стратегии продвижения. Использование виртуального персонажа обходится бренду дешевле, чем сотрудничество с блогерами. Стремительное развитие искусственного интеллекта будет удешевлять и упрощать создание таких цифровых персонажей.
Инструменты цифрового маркетинга для разных отраслей
Инструменты цифрового маркетинга применимы для многих отраслей, но особенно они актуальны для ритейла, e-commerce, HoReCa, финансового сектора. Бизнес в первую очередь внедряет те инструменты, которые приносят экономический эффект. Например, по нашей статистике, 70% пользователей считают удобной коммуникацию с брендами через мессенджеры, а подключение WhatsApp, Telegram, VK и т.п. позволяет увеличить продажи в среднем на 20% и более. Сегодня в маркетинговые коммуникации встроены мессенджеры, в том числе VK. С их помощью можно делать рекламные рассылки, консультировать пользователей, закрывать сделки, оказывать послепродажную поддержку и т.д. Все это улучшает клиентский опыт. Интеграция WhatsApp, Telegram, VK Мессенджера с CRM и системами бизнес-аналитики позволяет получать данные о результатах использования этих каналов.
Какие площадки использует бизнес для продвижения
Пользователи все больше ждут от брендов персонализированного подхода, хотят больше взаимодействия и вовлеченности. С этой точки зрения бизнес обращает внимание на решения на основе искусственного интеллекта, интегрированные с CRM-системами. Например, в чат-центре большие языковые модели (LLM) используются для работы чат-ботов.
Расширяются возможности для рекламы, взаимодействия с клиентами в Telegram. Например, официальный сервис Telegram Gateway позволяет использовать мессенджер для отправки кодов авторизации по номеру телефона без обязательной подписки пользователя на канал или чат-бот. Это позволяет снизить затраты на авторизацию, сократив количество отправляемых SMS. Код доставляется в чат с авторизационными сообщениями от компании, что удобно для пользователей и гарантирует прочтение сообщения. Аудитория TG 1 млрд пользователей. Это меньше, чем количество активных пользователей WhatsApp, SMS, поэтому использование только этого канала не дает охватить всю клиентскую базу. Благодаря омниканальному подходу можно настраивать каскадные рассылки, используя Telegram в качестве первого этапа каскада. Включение Telegram в каскадные рассылки позволяет значительно сократить расходы за счет низкой стоимости отправки. Это решение подходит для крупных компаний, которые отправляют много авторизационных сообщений.
Развиваются возможности коммуникации компаний на площадках VK. Так, подключение сервиса VK Notify позволяет брендам присылать по номеру телефона личные уведомления пользователям соцсети «ВКонтакте». Доставляемость сообщения в социальной сети — от 40% до 60%. Такой высокий результат достигается благодаря доставке сообщений только активным пользователям соцсети, неактивные не включаются в рассылку. С помощью этого канала можно добавить к сообщению кнопки, медиафайлы, ссылки. Пользователь получает возможность связаться с компанией оставаясь в соцсети, без переадресации на сайт. Интерес к сервису VK Notify проявляют компании из разных отраслей, в том числе крупные организации финансового сектора.
Использование VK Notify позволяет брендам общаться со своими клиентами в удобном для них канале и сократить расходы. Поскольку отправка сообщений в VK по номеру телефона обходится в 6 раз дешевле, чем SMS.
Примеры проектов
Международная сеть кофеен Cofix использует чат-бот в WhatsApp (через специальное решение WhatsApp Business API), чтобы упростить процесс найма персонала. Благодаря этому команда из трех рекрутеров закрывает все массовые вакансии в кофейнях в России. За год они обрабатывают более 45 тысяч заявок от соискателей, четверть из которых доходит до этапа собеседования.
В 2024 году страховая компания «СОГАЗ-Мед» начала использовать сервис VK Notify в социальной сети «ВКонтакте». В нем компания отправляет уведомления по темам полисного обеспечения и планирует в дальнейшем расширять объем и тематики информирования. За 9 месяцев 2024 года «СОГАЗ-Мед» успешно доставил более 85 тысяч сообщений в VK. Чтобы гарантированно доставлять уведомления, страховая компания использует каскадные рассылки. Как правило, они состоят из следующих шагов: email, Viber, VK, SMS, телефонные звонки. Если застрахованный при подаче заявления не отметил другой канал как приоритетный, компания начинает каскад с email, потому что видит в нем наибольшее количество инструментов для максимально полной и наглядной подачи информации.
Внедряя цифровые решения, необходимо выбирать вендора, который гарантирует соблюдение правил информационной безопасности и защиту персональных данных в соответствии с нормами российского законодательства.
Источник: Пресс-служба компании edna