18 октября 2024 г.

Ритейл только кажется простым процессом продажи товаров и доставки их потребителю. Но потребности покупателя меняются, технические процессы усложняются, отрасль постоянно вынуждена трансформироваться.

«Рынок ритейла на сегодняшний день очень активен и остается перспективным», — уверен Дмитрий Апаршев, управляющий по ИТ в компании «ВкусВилл». Есть и менее оптимистичные оценки ситуации, например, активность в сегменте как среднюю определил Станислав Коляда, руководитель отдела ИТ в компании «Континент», участник Сообщества цифровых управленцев «я-ИТ-ы». Но все опрошенные нами спикеры отметили выраженную положительную динамику сегмента, несмотря на его особенности и общеэкономическую ситуацию.

Особенности розничного сегмента

В современных российских условиях экономики ритейлу, «последней миле» в цепочке поставок, приходится крайне сложно. Данный сегмент «реальной экономики» испытывает давление всех давно перечисленных факторов-ингибиторов — от общеэкономических и демографических проблем до регуляторного давления и нарушения цепочек поставок — но помогать сегменту вряд ли кто будет, ритейлеры в большинстве случаев предоставлены сами себе.

Отметим, что рассматриваемый нами сегмент очень разнообразен: торговля продуктами питания — а в более широком смысле FMCG — отличается от реализации «ювелирки», а продажи автомобилей — от стрит-ритейла. Однако для выживания всем бизнесам в ритейле необходимы цифровые инструменты для учета&контроля, анализа трендов, развития и т. д., но в ряде случаев этого бывает недостаточно для выживания компаний в этом сегменте.

Иногда проблемой, которая приведет к проигрышу в конкуренции, может стать специфика в регуляторике. Такая ситуация сложилась, например, с розничным бизнесом «Почты России», которая проиграла конкуренцию большому количеству маркетплейсов, отметил Герман Греф, глава Сбербанка, выступая на форуме инновационных финансовых технологий Finopolis, как сообщает ТАСС: «Но если сравнить регулирование для „Почты России“, то оно настолько жесткое и тяжелое, что у них не было шансов эту конкуренцию выиграть».

erid:

Михаил Фомичев, директор компании ИТЛ: как увеличить скорость работы торговой точки с помощью ИТ

Удаленный доступ на первой линии техподдержки позволяет быстро диагностировать и устранять до 80% возникающих проблем без выезда инженера. Это снижает время простоя торгового оборудования с нескольких часов до считаных минут. Какие еще ИТ-решения помогут увеличить скорость работы магазинов?

  1. Оперативная работа первой линии техподдержки позволяет быстро решать проблемы, а внедрение Service Desk делает этот этап более эффективным и удобным для пользователей. Например, в ходе нашего многолетнего сотрудничества по комплексному техническому обслуживанию ККТ и АРМ с компанией «Бристоль» была внедрена система управления заявками на базе портала 1С, что в режиме «одного окна» позволило отслеживать, решать и анализировать все инциденты. На другом крупном проекте в помощь инженерам было разработано мобильное приложение для контроля и своевременного закрытия заявок в «полях».
  2. Регулярное проведение планово-профилактических работ обеспечит бесперебойную работу оборудования, снизит время его простоя. Так, одной из основных задач сотрудничества ИТЛ с сетью «ВинЛаб» было обеспечение постоянного комплекса мер, направленных на поддержание оборудования в технически исправном состоянии, а также своевременное проведение профилактических мероприятий, включая диагностику ресурсных запчастей. Команда ИТЛ наладила бесперебойное обеспечение подменного фонда сервисных центров, позволяющее оперативно решать вопросы по ЗИП без ожидания закупки, день в день.
  3. Своевременная замена устаревшего оборудования. Важным показателем является «аварийность», отражающая количество неисправностей на одну точку. Если этот показатель превышает допустимые значения, это сигнал о необходимости пересмотра состояния оборудования. У одного из наших заказчиков — сети заправок крупной нефтяной компании — благодаря качественному обслуживанию и проактивной работе команды ИТЛ удалось добиться снижения количества инцидентов и длительности простоев оборудования в 5(!) раз.
  4. Обучение персонала. Часто сбои в работе оборудования возникают из-за некомпетентности сотрудников. Важно продумать стратегии их обучения, а автоматизация этого процесса, внедрение обучающих платформ и электронных инструкций снижают соответствующие расходы на 25-35%.

Реклама ООО «Компания ИТЛ», ИНН: 5257110188

Ситуация в экономике: большинство — экономит

Рост зарплат, не подкрепленных повышением производительности труда, предсказуемо приводит к инфляции. Уже к концу лета стало понятно, что инфляция существенно превысит целевой уровень 4% и по итогам 2024 года ожидается в диапазоне 6,5-7%, отмечает «Газета.ру», а фактическая инфляция оценочно достигает 15-21% в годовом выражении.

В ритейле много интересных трендов, но не все они могут раскрыться в имеющейся экономической ситуации.

«В последние годы магазины всё чаще становятся ресторанами, где вместо блюд подается товар», — говорит архитектор Сергей Пергаев, креативный директор Pergaev Bureau.

Такой подход действительно может обеспечить выразительные преимущества офлайновым торговым точкам, но по понятным причинам он применим далеко не везде. Для luxury-сегмента он будет актуален даже в рублевой зоне, но для массмаркета — вряд ли. Тут тренд обратный: нужно снижение накладных затрат на реализацию товара, особенно в нижнем ценовом сегменте.

«Активно развивается формат дискаунтеров (Х5 развивает сеть „Чижик“, „Магнит“ развивает сети „Моя цена“ и „Первый выбор“, „Светофор“ продолжает свое развитие)», — говорит Андрей Рубас, директор отделения по развитию бизнеса в IBS.

Номинальные зарплаты растут, но они не успевают за ростом цен, реальные доходы снижаются, уровень жизни населения падает, как и покупательная способность. Процессы достаточно сильно зависят от регионов, сегментов и уровня доходов рассмотренной целевой аудитории, но в большинстве случаев люди начинают экономить, более аккуратно относиться к планированию покупок, увеличивать срок службы используемых товаров.

Например, у россиян в первой половине сентября 2024 года вырос спрос на ремонт и обслуживание компьютеров на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает платформа «Авито Услуги». Вместо «метода замены на заведомо исправное», — в данном случае это означает приобретение нового ПК вместо вышедшего из строя — что для компьютеров всегда было экономически оправданным, россияне начинают действовать иначе. Вложения в сломавшуюся технику несут риски — результат ремонта может оказаться недолговечным — но люди все чаще вкладывают деньги в починку, в надежде отложить покупку новых ПК.

Аналогичная картина в других сегментах В2С — от продажи авто до сервисов «для дома». Это показывает, что практически весь ритейл начнет испытывать снижение продаж и падение оборотов, что приводит ритейлеров к ужесточению конкуренции и к повышению требований экономической эффективности внутренних процессов.

«Розничная торговля — это низкомаржинальный бизнес, где компании стремятся постоянно повышать свою эффективность», — напоминает Андрей Рубас.

Динамика растет, конкуренция обостряется даже косвенная

Особенностью момента является высочайшая динамика в сегменте, где сейчас происходит много нового, необычного и даже концептуального. Все изменения, а зачастую и поддержание на необходимом уровне операционной деятельности, требуют поддержки ИТ.

Отметим, что усложняют картину происходящего разные типы взаимодействий: тут есть и В2В, и В2С, которые испытывают давление С2С. Одним крупнейших игроков сегмента ритейла кроме Wildberries/Ozon/Kuper/etc. становятся "Авито"/"Юла«/etc., которые из «барахолок» (значение которых в современных условиях тоже растет!) приобретают черты маркетплейсов, проникают в В2В-сегмент ритейла, работая в интересах малого, а зачастую и среднего бизнеса.

Говоря о ритейле, нельзя ограничивать рассмотрение происходящим при финальном общении с покупателем — кроме этого аналога «последней мили» в цепочке поставок задействовано множество других сегментов: логистика, склады/фулфилмент, финансовые инструменты, маркетинг в разных формах, антифрод и прочие аспекты, связанные с безопасностью, страховые компании и т. д.

Стабильность работы — обязательное условие

Требования ритейла к ИТ в большинстве случаев привычные: гибкость, стабильность, по возможности, невысокая стоимость владения. Возникновение проблем с ИТ, способных вызвать остановку бизнес-процессов, для сегмента недопустимо: в условиях современной конкуренции клиент вряд ли будет ждать, когда перезагрузят-запустят, а просто совершит покупку в другом месте.

Следование базовым принципам для поддержания стабильности становится жесткой необходимостью. Оборудование нужно регулярно обновлять. Ритейлеры в плановом режиме заменяют серверы и системы хранения данных, отмечает Станислав Коляда. Обновление идет несмотря на экономические сложности, тут экономия неуместна.

Со всей серьезностью ритейлеры относятся и к обслуживанию имеющегося оборудования. «Регулярное проведение планово-профилактических работ обеспечит бесперебойную работу оборудования, снизит время его простоя», — говорит Михаил Фомичев, директор компании ИТЛ. Организация работы техподдержки — как собственной, так и партнерской, становится важным фактором. «Удаленный доступ на первой линии техподдержки позволяет быстро диагностировать и устранять до 80% возникающих проблем без выезда инженера. — отмечает Михаил Фомичев. — Это снижает время простоя торгового оборудования с нескольких часов до считанных минут».

Упомянутые принципы актуальны как для оборудования, так и для программных продуктов, последним необходимо снижение всех рисков, в том числе, санкционных. В сегменте ритейла, как и на других вертикальных рынках, акцент — на импортозамещение.

Большое количество российских ритейлеров долгие годы использовали инструменты иностранных вендоров, говорит Денис Левченко, заместитель директора «РОЛЬФТех»: «Ушли не только игроки, которые закрывали фундаментальные потребности ритейлеров и других бизнесов (например, ERP или различные management-системы: WMS, TMS, OMS, PMS и т. д.), но и поставщики «поддерживающих» инструментов: корпоративных task-трекеров, мессенджеров, ВКС и пр.

В переходе на санкционно-устойчивые решения большинство ритейлеров действуют осторожно. «Мы наблюдаем, что происходит постепенное, неспешное импортозамещение зарубежных решений там, где это имеет смысл и не повредит развитию бизнеса в краткосрочной перспективе», — говорит Андрей Рубас.

Но, как мы увидим ниже, есть крупные ритейлеры, которые уже провели импортозамещение софта в своей инфраструктуре.

* Статья подготовлена при поддержке Сообщества цифровых управленцев «я-ИТ-ы».

Продолжение следует

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News