21 октября 2024 г.

Продолжение. Начало тут

Уже несколько лет назад довольно-таки громко анонсировались «российские смартфоны», — безусловно, с изрядным применением зарубежных комплектующих, но на базе ОС и с комплектом приложений локальной разработки. Так что же до сих пор мешает их более активному продвижению в канале продаж — особенно с учётом всё сокращающейся функциональности Android/iOS для российских пользователей? Чем в принципе способен привлечь и конечного потребителя (частного, корпоративного, государственного), и канального партнёра подлинно российский смартфон?

Это всё своё, родное

По мнению Шухрата Махмадиева, заместителя руководителя отдела управления проектами «Группы Астра», на B2C-рынке отечественные смартфоны будут интересны потребителям только в том случае, если окажутся дешевле, чем аналогичные устройства других производителей: «Ценовой фактор является ключевым для массового потребительского сегмента. В то же время для B2B и B2G, где важна корпоративная информационная безопасность, спрос на отечественные мобильные устройства очень велик. Это связано с тем, что для работы с государственными информационными системами и средствами криптографической защиты информации класса КС3 требуются сертифицированные операционные системы, реализующие замкнутую программную среду, — например, Astra Linux Mobile (по сути, Astra Linux Special Edition, но адаптированная для планшетов и других мобильных устройств). Нормативные требования к информационной безопасности исключают возможность использования других ОС в таких сферах. Поэтому отечественные разработки, прошедшие необходимые проверки и сертификацию, имеют серьёзные преимущества на B2B- и B2G-рынках».

Алексей Киселев, руководитель направления разработки операционных систем компании НТЦ ИТ РОСА, видит главную проблему в ограниченности ассортимента доступных приложений и сервисов на альтернативных операционных системах: «И вторая причина — это цена российских смартфонов. Она традиционно выше китайских, плюс разработка своих ОС приводит к необходимости содержать ещё и существенный штат инженеров. Однако мы постепенно приходим к сокращению функциональности Android и iOS для российских пользователей вследствие геополитических факторов, что начинает открывать возможности для отечественных производителей. Российские смартфоны могут привлечь пользователей повышенной безопасностью и защитой данных в соответствии с национальными стандартами, локализованными сервисами и поддержкой российских платёжных систем. Для корпоративных и государственных клиентов важно соответствие устройств требованиям безопасности и возможность интеграции с существующей инфраструктурой».

Функциональность iOS для российских пользователей действительно сокращается, что подтверждает Антон Бадаев, генеральный директор ООО «Элари АЙТИ»: «А вот насчёт сокращения функциональности устройств на ОС Android не соглашусь. Отечественные компании и сервисы довольно оперативно предлагают альтернативы сервисам от Google. На мой взгляд, „российские смартфоны“ проигрывают в привлекательности сразу по нескольким направлениям:

  1. Цена. Все устройства, которые я помню, были, мягко говоря, не бюджетными. На мой взгляд, цены явно завышены.
  2. ОС — по сути, предлагается тот же Android, но с ограниченным функционалом.
  3. Условия экономики, которые диктует ритейл, одинаковы как для отечественных производителей, так и для прямых поставщиков из Китая. Китайские поставщики производят больше — соответственно, стоимость устройства у них ниже».

Как указывает Дмитрий Логвинов, руководитель отдела мобильных и персональных устройств Fplus, на данный момент обозначение «российский смартфон» — это, скорее, маркетинговый приём: «Этакая „фишка“, звонкое словцо вроде „экологичности“ или „функциональности“, за которым не скрывается сколько-нибудь значимых преимуществ. Потребитель хочет получить экосистему, к которой привык за годы использования iOS или Android, — но при этом не готов переплачивать. В свою очередь, розница заинтересована в поставках большого объёма устройств по невысокой цене. Как только удастся решить эти вопросы — или как только в России появятся какие-то новые прорывные отечественные технологии, способные пойти в серийное производство и несущие несомненную пользу, — мы увидим и рост потребления отечественным смартфонов».

«Скептики справедливо отмечают, что многие „российские смартфоны“ по сути являются ребрендингом китайских устройств, — признаёт Андрей Ардашев, ИТ-архитектор линии внедрения Directum. — Однако это может быть первым шагом к развитию собственных компетенций. В потребительском секторе сложно преодолеть актуальные недостатки платформ, на которые накладывается недоверие людей, привыкших к известным брендам. Кроме того, конечные пользователи просто не будут переплачивать за отечественный аналог, который окажется дороже и ниже по качеству других представленных на рынке зарубежных устройств. Потенциальные преимущества есть прежде всего для корпоративного сектора крупных компаний и государственных организаций. К ним можно отнести гарантированную поддержку в условиях санкций, лучшую адаптацию под российские реалии: например, интеграцию с Госуслугами, с электронной подписью через Госключ, с местным сервисами и российскими программно-аппаратными комплексами».

Кроме того, как добавляет эксперт, важный аспект более лояльного восприятия отечественных смартфонов рынком — большее доверие к уровню безопасности и защиты данных, ожидание снижения вероятности неконтролируемых утечек: «А в сегодняшних реалиях — ещё и просто физической безопасности для здоровья. Таким образом, производителям необходимо сфокусироваться прежде всего на корпоративном и государственном секторе как первичном рынке, постепенно улучшая характеристики устройств и развивая собственную экосистему. Важно чтобы производители смоли вписаться в экономические показатели для выпуска подобных устройств, что сделать без существенных вливаний не просто».

Илья Назаров, генеральный директор ООО «Диджитал Маркетс», поддерживает тезис о том, что продвижение российских смартфонов совершенно справедливо начато с корпоративного рынка: «Так как для рабочих задач нужно меньшее количество сервисов, чем для рядового активного пользователя, а сами эти сервисы могут быть портированы под платформу экономически выгодным для разработчика способом, — под проект. С другой стороны, насколько мне известно, наиболее значимые игроки сегодня, такие как „Аврора“ и РОСА, вкладывают значительные средства в разработку именно экосистемы: без неё полноценный выход на какой бы то ни было сегмент рынка просто невозможен».

Как констатирует Олег Епишин, директор по продажам «Инферит» (ГК Softline), российский конечный пользователь привык к китайским — качественным и недорогим — телефонам: «Чтобы занять эту часть рынка, нужно либо предлагать высокое качество, либо снижать стоимость устройств. Можно попытаться отрегулировать данную ситуацию административными методами, но вряд ли это приведёт к желаемому результату».

История «российских смартфонов», напоминает Антон Прокопенко, директор по продуктам компании Vigo, началась задолго до 2022 года: «В 2011-2014 годах, сначала внутри компании Yota, а потом в отделившейся от неё компании Yota Devices, разрабатывали первый российский смартфон — Yota Phone на базе Android ОС. Это был действительно интересный и самобытный продукт „с изюминкой“ — двумя дисплеями, включая экран E-ink, предназначенный специально для чтения. Yota Phone получил даже международную премию на выставке CES (Лас-Вегас) в номинации „Мобильные устройства“. Да, он собирался не из российских деталей и производился не в России, но идея, проектирование, софт разрабатывали как раз в России».

«Думаю, если бы Yota Phone развивался в актуальных реалиях, — продолжает эксперт, — то он точно имел бы успех. Yota Phone просто не повезло родиться в момент ажиотажа и бурного развития iPhone, поскольку он также позиционировался в премиум-сегменте — но проигрывал конкуренту по маркетинговому весу. Сегодня подавляющая часть устройств выглядит одинаково. В эконом-сегменте конкурировать с китайцами невозможно по цене. В премиум-сегменте, несмотря на ограничения, всё ещё сильны Apple и Samsung. При этом шанс у „российских смартфонов“ точно есть, но не через копирование и OEM-подход, а через реализацию своего дизайна, софта и уникальных технических решений, через создание „wow-эффекта“ — и с прицелом на средний ценовой сегмент».

И в-пятых

Судя по всему, сети 5G в России всё-таки однажды появятся: уже в 2025 г. планируется наладить серийное производство базовых станций 4G и 5G, которые будут работать на отечественном программном обеспечении. Станет ли это стимулом для ускорения разработки отечественных смартфонов, мобильных ОС и приложений для них? И в целом, насколько привлекательна с деловой точки зрения разработка мобильных приложений в России — не обязательно для отечественных же ОС?

Разработка 5G в России будет активно развиваться точно после того, как успешно пройдёт первый этап импортозамещения базовых станций 4G, т. е. через 2-3 года, — в этом уверен Антон Прокопенко: «При этом протоколы 3GPP 5G точно никто не будет изменять, а оборудование 5G станут развивать в контексте подхода Open RAN, который максимально стандартизирует интерфейсы между разными функциональными элементами радиосети. Основная проблема — в частотном диапазоне. Не очень верится, что 5G будет активно развиваться в России, если мировые производители чипов для мобильных устройств не поддержат необходимый частотный диапазон: для экономической целесообразности развития данной технологии попросту не хватит потенциальной ёмкости рынка».

«Если представить, что в России специально создадут чипы под наш уникальный частотный диапазон, — продолжает эксперт, — то, думаю, это будет нишевая история; например, для корпоративного сегмента сетей, так как устройства не будут дешёвыми, а потому и массовыми. При разработке чипов надо будет поддержать и все основные частотные диапазоны, в которых 5G работает во всем остальном мире, — иначе кто будет покупать смартфон, которым нельзя пользоваться за границей?! Скорее всего, можно предположить, что именно китайские производители чипов поддержат российские частоты, и это даст импульс массовому производству 5G-устройств в России и для России». Безусловно, разработка мобильных приложений в России привлекательна, — особенно если приложение смогут применять не только российские пользователи: «А это влечёт за собой безусловно разработку под массовые ОС», — заключает эксперт.

Антон Бадаев подтверждает, что если по частотам российские и глобальные 5G- сети окажутся несовместимы, то и чипсетов с нужными для России частотами не будет: «Или будут, но очень дорогие. Соответственно, по цене устройства с 5G станут сильно проигрывать устройствам с 4G, — а в настоящее время скорости 4G для абсолютного большинства приложений более чем достаточно. Поэтому, на мой взгляд, пока что 5G не станет полноценной альтернативой или заменой 4G. Если операторы связи начнут активно продвигать 5G сети и „добровольно“ переводить на них своих абонентов, — тогда, конечно, процесс ускорится. Что же касается разработки мобильных приложений, то она, разумеется, привлекательна для всех типов ОС, — вопрос только в полезности этих приложений и способе их монетизации».

Илья Назаров солидарен с тем, что текущие скорости, частоты и покрытие сотовой сети, которые существуют в России, уже решают все требования и задачи среднестатистического разработчика мобильных сервисов: «Поэтому я бы не ставил акцент именно на этом факторе. А вот популяризация мобильных устройств и вывод на рынок новых очень важны. Российское устройство, работающее на российской мобильной операционной системой со всей необходимой обвязкой, — уверен, ждать его осталось совсем недолго».

По мнению Андрея Ардашева, развёртывание сетей 5G в России может стать как стимулом, так и препятствием для развития отечественных технологий: «Оптимальный путь может заключаться в разумном балансе между разработкой собственных решений в критически важных областях и сохранением совместимости с мировыми стандартами там, где это возможно. Затраты на разработку собственных решений высоки; кроме того, это область инновационного развития, где отток ИТ-кадров оказывает существенное негативное воздействие. Станет ли 5G драйвером для развития отечественных мобильных устройств и мобильных ОС? Скорее всего, нет. Вероятно, 5G будет избыточным для мобильных пользователей — и, скорее всего, дорогим. 5G — это, скорее, про телемедицину, доступ к большим данным со специализированных устройств; т. е. этот стандарт понадобится там, где необходимо высокое качество связи одновременно со значительной скоростью обмена большими пакетами данных».

Что касается мобильных приложений, продолжает эксперт, то в России это остаётся привлекательным направлением бизнеса — несмотря на определённые сложности: «Ключ к успеху лежит в правильном выборе ниши, ориентации на потребности местного рынка — и, по возможности, в создании продуктов с потенциалом для международного масштабирования. К перспективным направлениям разработки мобильных приложений можно отнести:

  • Финтех и банковские приложения: Россия имеет развитую финтех-индустрию с высоким спросом на мобильные решения. Многие пользователи зарубежных финтех-приложений положительно отзывались об отечественных; отмечали их простоту, удобство и функциональность. Тут, можно сказать, отечественные разработчики лидируют.
  • Образовательные приложения: быстрыми темпами растёт спрос на онлайн-образование и мобильные обучающие платформы.
  • Приложения для госуслуг и электронного правительства: продолжается цифровизация государственных услуг.
  • Игры и развлекательный контент: российские разработчики игр имеют хорошую репутацию на мировом рынке.
  • Корпоративные решения: растёт спрос на мобильные приложения для бизнеса, особенно в контексте импортозамещения».

Разработка приложений в России уверенно поставлена на поток, — об этом свидетельствует и Дмитрий Логвинов: «Например, до 90% заказчиков у отечественных разработчиков сейчас — зарубежные клиенты. Что же касается 5G, то это прежде всего стандарты, патенты и технологии, которые вписывают в концепцию Интернета вещей. Сложно утверждать, что в ближайшие годы это будет сильно востребовано. IoT очень чувствителен к стоимости конечных изделий и комплектующих (чипов), которые сейчас дорожают. Но рано или поздно, да, появление нового поколения связи может стать стимулом. Возможно, вместо 5G это будет уже 6G».

Окончание следует

Источник: Максим Белоус, IT Channel News