28 октября 2024 г.

Увеличить
Рис. 1. Предполагаемая динамика экспорта российского ПО. Источник: ЦМАКП, октябрь 2024 г.
Увеличить
Рис. 2. Классификация стран с точки зрения экспортного потенциала отечественного ПО. Источник: ЦМАКП, октябрь 2024 г.
Увеличить
Рис. 3. Смысл квадрантов «бостонской матрицы» в данном конкретном случае. Источник: ЦМАКП, октябрь 2024 г.

В продолжение заметки от 28 августа 2024 г. «17 ниш российского ИКТ-рынка, имеющих экспортный потенциал». В ней достаточно подробно пояснялось, что такое «бостонская матрица» и говорилось, что в 2022 г. «Фонд развития интернет-инициатив» (ФРИИ) выделил и описал развитие на российском рынке 17 продуктовых ниш, а в 2023 г. «Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования» (ЦМАКП) по заказу ФРИИ разработал и апробировал методику оценки экспортного потенциала этих ниш.

22 октября 2024 г. на экспертной сессии Фонда развития интернет-инициатив «Экспортный потенциал российского нового общесистемного ПО» ЦМАКП представил результаты еще одного исследования, выполненного по заказу ФРИИ, касающиеся экспортного потенциала российского нового общесистемного программного обеспечения. По оценкам авторов, в 2023 г. общий объем российского рынка ПО составил 95,8 млрд долл., при этом лишь 2% этой суммы (1,92 млрд долл.) пришлось на экспорт отечественного ПО. Однако авторы отчета уверены, что данная доля будет нарастать и в 2029 г. достигнет 4% (рис. 1). Что в денежном выражении составит 9,75 млрд долл. (при предполагаемом общем объеме российского рынка ПО 243,9 млрд долл.).

Кроме того, в отчете ЦМАКП (на примере систем планирования и управления ресурсами предприятия) приводится классификация стран с точки зрения экспортного потенциала отечественного ПО (рис. 2). При этом используется аналитический инструмент «бостонская матрица», согласно которому рассматриваемые сущности (в данном случае, страны) делятся на четыре категории: «звезды», «собаки», «трудные дети» и «дойные коровы». В упомянутом выше отчете методика разбиения стран на эти категории (с учетом политических, экономических и иных факторов) описана достаточно подробно (рис. 3).

Завершается отчет ЦМАКП словами о том, что основные направления потенциального экспорта — государства Азии (кроме Китая СНГ и Африки, а также ряд стран других регионов (Бразилия). При этом, если страны ЮВАО и СНГ уже представляют собой крупные рынки («звезды» или «дойные коровы»), то практически все страны Африки следует рассматривать как «трудных детей» — низкие текущие объемы при заметном потенциале роста.




Источник: IT Channel News