13 ноября 2024 г.

Окончание. Продолжение. Начало тут, тут, тут и тут

Базовое ИТ у ритейла тоже есть

Ритейл активно применяет как специализированные ИТ-инструменты (например, упомянутые вендинговые автоматы или Customer Data Platform), так и решения и общего назначения. Технологии при этом применяют привычные, например, «облака».

«Ритейл — отрасль с большим опытом использования „облачных“ технологий», — напоминает Дмитрий Лазаренко, руководитель сегмента «облачных» сервисов в VK Tech.

Однако принципиальных отличий, которые обуславливают предпочтения «облаков», для ритейлеров нет: им, как и другим бизнесам, важны оптимизация затрат на ИТ, повышение гибкости, возможности подстройки под пиковые нагрузки и другие преимущества, обеспечиваемые «облаками».

Другой пример: виртуальные рабочие места. В использовании таких инструментов, как отмечают в МТС, ритейл тоже в лидерах.

«Виртуальные рабочие места позволяют компаниям увеличить сохранность данных, с которыми работают сотрудники, и надежность собственных ИТ-систем за счет размещения их в защищенном периметре облака, — говорит Сергей Романенко, руководитель направления VDI в МТС Web Services. — Использование VDI также повышает гибкость бизнеса при найме новых сотрудников, так как под каждого нового работника нет необходимости закупать дополнительное оборудование».

Но и тут нет принципиально иных акцентов, которые могли бы раскрыть уникальные возможности технологии.

Бизнес-системы: внедряем или пишем сами

Ритейлеры применяют бизнес-решения, оптимизированные под реалии российских компаний. Например, в октябре Х5 Group внедрила российскую GRC-платформу, разработанную в «Т1 Иннотех».

«Сегодня мы уделяем особое внимание разработке автоматизированных систем для эффективной работы с рисками и внутренним аудитом: в последние годы успешное управление этими функциями становится критичным для заказчиков из самых разных сфер», — говорит Андрей Гулидин, заместитель генерального директора по развитию бизнеса в «Т1 Иннотех».

Однако хорошо если можно внедрить готовую систему, в ряде же случаев приходится разрабатывать решения самостоятельно.

«Почти все используемое нами программное обеспечение, обеспечивающее работу бизнеса, является собственной разработкой на основании open-source решений», — говорит Дмитрий Апаршев, управляющий по ИТ в компании «ВкусВилл», отмечая, что часть решений, связанных с управленческим и финансовым учетом, разработаны на платформе «1С».

Ритейлеры сами создают софт и сами его поддерживают. «Мы продолжаем поддерживать текущие ИТ-инструменты бизнеса, но параллельно реализовываем большую программу по „цифровой трансформации“ и диджитализации всех ключевых бизнес-процессов компании», — говорит Денис Левченко, заместитель директора «РОЛЬФТех». Готовой импортозамещенной ERP-системы, которая отвечала бы всем особенностям работы автодилера, на рынке нет, имеющиеся универсальные кастомизировать долго и дорого, отметил Денис Левченко: «Поэтому мы собственными силами пошли в сторону разработки уникальной платформы для управления бизнесом автодилера: DMS — Dealer management system».

К аналогичным решениям приходят и другие ритейлеры. «Ранее „Магнит“ начинал внедрение системы F&R на базе решения Relex Solutions, но после ухода компании из России потребовалось искать альтернативы, — говорит Юрий Мисник, директор по цифровым технологиям розничной сети „Магнит“. — Мы пришли к выводу, что готового решения, которое соответствовало бы всем потребностям „Магнита“, на рынке не существует».

Разумеется, компании пришлось писать свою F&R, которая улучшит бизнес-показатели. «Более чем в два раза сократится время интеграции новых форматов в сквозное планирование, — уверен Федор Павловский, директор по цепочкам поставок и логистике розничной сети „Магнит“. — Мы получим возможность для быстрой реализация нового функционала в системе по запросам бизнеса».

Вместо заключения

Развитие ИТ в ритейле продолжается. «Новые возможности принесут и новые вызовы, — говорит Дмитрий Смирнов, директор по развитию бизнеса в ритейле и FMCG в компании КРОК. — Вопросы безопасности данных, сохранность личной информации и этические аспекты использования технологий будут требовать тщательного регулирования».

Процесс развития ИТ в ритейле непрерывный. «Среди компаний, входящих в топ-10 игроков рынка, процесс „цифровой трансформации“ носит непрерывный характер, так как сама отрасль является очень конкурентной, то конкуренция часто идет за счет более эффективных процессов и снижения операционных издержек, что позволяет сделать более выгодное предложение», — говорит Андрей Рубас, директор отделения по развитию бизнеса в IBS. — Комплексный запрос на цифровую трансформацию периодически возникает у компаний, которые столкнулись с кризисом в силу конкуренции с крупными федеральными игроками или маркетплейсами«. Ритейлеры вынуждены существенно менять бизнес-модель или инвестировать в свою эффективность, как отмечает Андрей Рубас, просто чтобы выжить.

Технологии, отработанные в ритейле, мигрируют в другие сегменты экономики. Например, голосовые роботы, применение которых отработано в ритейле, находят применение в системах поддержки продаж у девелоперов, которые хотя и являются В2С, но их сложно назвать «розницей». «На рынке недвижимости, где стоимость привлечения клиента на покупку традиционно высока, голосовой робот становится неотъемлемым инструментом повышения эффективности маркетинговых стратегий», — напомнил Костас Дубосас, директор по продажам и обслуживанию МТС Exolve, отметим, что использование таких решений в проектах девелопера способно придавать импульс развития городам.

Кроме развития новых инструментов для игроков сегмента актуально поддержание в работоспособном состоянии имеющихся компонент ИТ-рельефа. Нужна своевременная замена устаревшего оборудования, говорит Михаил Фомичев, директор компании ИТЛ: «Важным показателем является „аварийность“, отражающая количество неисправностей на одну точку. Если этот показатель превышает допустимые значения, это сигнал о необходимости пересмотра состояния оборудования».

Действия регуляторов также способствуют развитию ИТ в ритейде. Драйверы цифровизации розничной торговли, как отметил Дмитрий Батюшенков, генеральный директор компании «Платформа ОФД», это ЭДО и цифровая маркировка. С 2024 года действует разрешительный режим продажи товаров через кассы и ОФД, который будет охватывать новые товарные группы, напомнил Дмитрий Батюшенков, а с 2025 года поэтапно становится обязательным ЭДО на транспорте (использование электронных перевозочных документов).

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News