3 февраля 2025 г.
Окончание, начало тут и тут
Внедрение ИИ в транспорте гораздо шире, чем появление автопилотируемых авто и трамваев. Для понимания рассмотрим ситуацию с транспортом железнодорожным.
РЖД: системный подход
Беспилотные поезда дальнего следования появятся на российских железных дорогах много позже — возможно, в 2030 году, сообщают «Ведомости» со ссылкой на выступление Олега Белозерова, главы РЖД, на пленарной сессии «От цифровых решений лидеров к лидерству отрасли» форума «Цифровая транспортация — 2024». Планы РЖД на беспилотный транспорт могут показаться недостаточно динамичными: даже на закрытой от посторонних территории МЦК полностью автоматизированные составы планируют пустить только в будущем году — 2026; это будут поезда «Финист», импортозамещенная «Ласточка».
Причина таких «низких» темпов — в необходимости комплексного подхода для условий железной дороги: в РЖД считают, что цифровизированы на необходимом уровне должны быть не только поезда, но и вся дорожная инфраструктура. Данный подход иллюстрирует название отраслевого трека «Железные дороги — самый большой робот в мире», которая прошла на конференции «Искусственный интеллект в дорожной отрасли — TRANS AI 2024». Из-за масштаба инфраструктуры и сложности разворачивания решений — хотя бы в силу работы значительной части оборудования в сложных погодных условиях — проектирование, разворачивание, тестирование и сопровождение решений на РЖД не может быть быстрым. Интересно, что срок внедрения беспилотных решений на РЖД и в Московском метрополитене аналогичен.
Заметим, что городской среде тоже нужна некоторая подготовка для запуска беспилотных решений. Например, трамваи анализируют сигналы светофоров не только собственной встроенной «оптикой», но и взаимодействуют с этим важным элементом дорожной инфраструктуры по радиоканалу. Это обеспечивает корректность проезда регулируемых перекрестков в любых условиях, например, исключая реакцию автоматики на красные стоп-сигналы авто.
На горизонте 2030 года планируют внедрить беспилотные поезда в московском метрополитене, сказал Сергей Собянин, мэр Москвы, как сообщает «Интерфакс». Разработку новой модификации поездов столичного метрополитена с элементами беспилотного управления должны начать раньше, в 2026 году, и завершить «обкатку» к 2030 году.
«Интеллектуальные дороги» и «Умные города»
Транспортное средство в идеале должно взаимодействовать с дорожной инфраструктурой. Например, для беспилотного автомобиля будет полезным получение данных о возможном образовании тумана, гололеде и т. д. Система управления дорожным движением также должна принимать решение на основе данных о трафике. Интересно, что в обоих случаях цель одна: автоматизация управления дорогами, позволяющая значительно сократить влияние человеческого фактора на принятие решений и повысить эффективность. Для авто это снижение рисков, связанных с дорожными инцидентами и увеличение скорости доставки (автопилот не нуждается ни в отдыхе, ни в санитарных остановках), для города — возможность минимизировать пробки, снизить нагрузку на дорожные службы и т. д. Как показывает практика, «искусственный интеллект» помогает быстрее и точнее детектирует инциденты на дорогах для своевременного реагирования и принятия мер для их устранения.
Например, в Воронежской городской агломерации осенью прошлого года была введена в эксплуатацию интеллектуальная транспортная система, применяющая «компьютерное зрение» от компании VisionLabs для распознавания транспорта и мониторинга ситуации на дорогах. Это помогло повысить безопасность, снизить количество аварий и заторов, а также оптимизировать работу транспортной инфраструктуры.
«Видеоаналитика играет ключевую роль в создании современных интеллектуальных транспортных систем», — отметил Дмитрий Марков, генеральный директор VisionLabs. Система детектирует трафик, нахождение в запретных зонах людей и животных, нарушения ПДД и т. д., иногда принимая решения самостоятельно, иногда — привлекая внимание к ситуации людей-операторов.
Как видно, «автопилоты» нужны как транспортным средствам, так и самим современным дорогам. «Искусственный интеллект в транспортно-логистической отрасли помогает повысить уровень безопасности участников движения, снизить уровень негативного воздействия на окружающую среду и уменьшить организационные издержки, — уверен Илья Кулаков, директор департамента перспективных проектов направления ИИ в ИТ-холдинге Т1. — В этом сегменте наиболее широко применяются системы компьютерного зрения, которые позволяют отслеживать состояние дорожно-транспортных условий, прогнозировать загруженность движения и оптимизировать работу светофоров на основе этих данных.
Это также помогает аварийным службам оперативно получать информацию о
нарушениях и быстрее приезжать на место инцидента для оказания помощи».
АвтоВАЗ планирует внедрять в свои машины функцию автопилотирования в тридцатых годах, сообщает РБК.
Вместо заключения
Российский рынок существенно продвинулся в решении задач, нужных для широкомасштабного внедрения беспилотных транспортных средств, но еще предстоит сделать очень много. «Для массового использования необходимо решить ряд вопросов: законодательное регулирование, создание инфраструктуры для беспилотных автомобилей, да и повышение уровня доверия общества к таким системам, — говорит Василий Саутин, руководитель дирекции по развитию бизнеса в IBS. — В краткосрочной перспективе технологии будут развиваться, скорее, в рамках закрытых территорий и специализированных маршрутов».
Заметим, что на разных уровнях активно реализуют нишевые проекты цифровизации для транспортной отрасли. Например, Минтранс совместно с ГК концерна «Телематика» создана система электронных пломб для транзита грузов через территорию РФ, введена электронная очередь при пересечении госграницы, создан «цифровой двойник» для трассы М-11 и т. д. В перспективе эти решения войдут в комплексные системы сквозной цифровизации транспорта, но до ее создания еще достаточно далеко.
Кроме наземного и водного транспорта планируют создавать летающие беспилотные решения. Иннополис — первая в стране площадка для тестирования беспилотных дронов в городской среде. Экспериментальный правовой режим (ЭПР) в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Иннополисе установлен Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2024 года № 185, что позволяет реализовать особый порядок регулирования использования воздушного пространства для БВС.
Отдельного рассмотрения заслуживает ряд рынков, на которые развитие автопилотируемого транспорта оказывает серьезное влияние. Один пример — рынок страхования. «С развитием автономных транспортных технологий и интеграцией „искусственного интеллекта“ появляются новые риски, требующие пристального внимания», — говорит Юлия Гадлиба, генеральный директор «Ренессанс страхование», сообщает РБК. Новые риски могут быть как в ИТ-составляющей — от управляющих программ до работы систем коммуникаций — так и в ИБ, как было отмечено во второй части статьи. Одним из крупнейших рынков, на которые окажет существенное влияние развитие беспилотных транспортных средств, является сельскохозяйственный сектор. Однако, AgroTech — рынок специфический, он заслуживает отдельного рассмотрения.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News