3 февраля 2025 г.

Окончание. Начало тут и тут

Что на широком российском рынке наиболее востребовано: офисный пакет с локальной установкой и одноразовой платой за лицензию — или же облачный сервис для работы с документами с оплатой по подписке? А может быть, домашнему пользователю, представителю малого бизнеса и даже части средних компаний для повседневных нужд вполне достаточно бесплатного пакета с открытым кодом?

Заказчик жаждет

Спрос на те или иные продукты, как справедливо замечает Елена Бардина, руководитель отдела продуктового маркетинга компании «МойОфис», сильно зависит от потребностей конкретного клиента: «Если речь идёт об организациях с развитой филиальной сетью, то возможность одновременной совместной работы с документами в интерфейсе собственного частного облака становится более приоритетной — по сравнению с традиционными настольными продуктами. Мы как вендор наблюдаем рост спроса именно на такие продукты. Частные же пользователи имеют больше свободы в выборе решений, однако, выбирают те или иные продукты в зависимости от конкретной потребности. Часто в обычных домохозяйствах такая потребность продиктована образовательными учреждениями, где учатся дети, — вряд ли можно будет говорить об эффективности образовательного процесса, если школа делает акцент на программное обеспечение одного вендора, а на домашнем компьютере ученика будет установлен совсем другой софт. Поэтому, прежде чем выбирать какое-то конкретное решение, нужно в первую очередь уточнить модель будущего использования — чтобы понять, какие приложения станут лучшим выбором».

Елена Куц, руководитель экспертно-аналитического отдела российского разработчика программного обеспечения ALMI Partner, подчёркивает, что на рынке в любом случае нет универсального решения, способного удовлетворить все потребности пользователей: «Локальные пакеты предлагают работу с документами без доступа в Интернет, обеспечивают стабильный функционал и повышенный уровень безопасности, хотя требуют единовременной оплаты лицензии и иногда дополнительной покупки новых версий для доступа к обновлениям. Облачные сервисы предоставляют доступ к файлам с любого устройства при наличии связи, упрощая совместную работу. Гибкая модель подписки снижаает финансовое бремя на малый бизнес и домашних пользователей, хотя требует стабильного Интернет-соединения и подвержена риску утечки данных при хакерских атаках».

Евгений Шелковников, генеральный директор АО «Р7», также указывает, что на российском рынке ИТ-решений предпочтения компаний зависят от их размера и специфики бизнеса: «Для малого бизнеса ключевыми факторами остаются простота внедрения и доступная стоимость программного обеспечения. Свыше 40% малых компаний тратят на ИТ-решения не более 100 000 рублей в год, решая основные задачи с помощью почтовых сервисов, мессенджеров и облачных хранилищ. Часто у таких организаций нет собственной ИТ-команды, поэтому критически важно, чтобы решения были интуитивно понятными и легко интегрируемыми. Для всех категорий бизнеса значимы надёжность и простота использования продуктов. Например, около 75% компаний в сегменте малого и среднего бизнеса уже применяют офисные приложения. Бесплатные же офисные пакеты с открытым кодом подходят лишь для решения самых базовых задач».

Что касается облачных и локальных решений, продолжает эксперт, то последние удобны для компаний, где важны повышенные требования к информационной безопасности или имеются ограничения по ИТ-инфраструктуре: «Облачные сервисы, напротив, востребованы у организаций, которым важны гибкость, доступ из любой точки и минимизация расходов на обслуживание. Интерес к отечественным ИТ-решениям растёт, особенно если они предлагают расширенную функциональность и облегчают процесс миграции данных. 55% представителей малого и среднего бизнеса рассматривают переход на российские продукты при выполнении этих условий. Однако для частных пользователей и небольших компаний (особенно без штатных ИТ-специалистов) немаловажным фактором остаётся наличие качественной поддержки и понятных инструментов по переносу данных, которые смогут убедить их вложиться в приобретение лицензии или подписки».

Как считает Людмила Вдовенко, руководитель направления развития импортозамещающих продуктов «Южной Софтверной Компании», на российском рынке офисного ПО должны быть представлены и лицензии с локальной установкой, и облачные сервисы с оплатой по подписке: «И те, и другие, в той или иной мере востребованы. Как пример, для небольших компаний, находящихся в стадии развития, с плавающий численностью сотрудников и ограниченным бюджетом на приобретение оборудования, больше подойдут облачные приложения».

Артём Марковский, руководитель департамента инфраструктурных и прикладных решений компании Axoft, подчёркивает, что для заказчиков в целом выбирать между облачными решениями и развёртыванием продуктов on premises приходится часто: «И оба варианта имеют место быть. Как говорится, каждому своё. Компаниям среднего и малого бизнеса, где есть ограничения по бюджетам и мощностям, а также невысокие требования к самим продуктам, будет вполне удобно работать по подписочной модели. Соответственно, для крупных организаций чаще всего требуется локальная установка. Отдельная категория — бесплатные пакеты и пиратский софт, которые, в основном, используются частными лицами и в малом бизнесе. Касательно преимуществ платного софта: их ощутимое количество. Помимо наличия технической поддержки, можно выделить следующие параметры:

  • чистота кода;
  • возможность доработки решения под нужны компании на уровне ядра (совместно с производителем);
  • удобство интерфейса и полнота функционала;
  • удобство администрирования (например: автоматическое обновление платного ПО, в противовес ручному обновлению бесплатных пакетов)».

По мнению Василия Ившина, руководителя отдела развития и сопровождения ИТ-инфраструктуры Directum, если домашние пользователи, как не раз уже говорилось, предпочитают бесплатные пакеты, то для корпоративных заказчиков важна экономическая составляющая: «Поэтому они будут просчитывать, что выгоднее, — оплата локальных лицензий или подписка на облако. Всё зависит от ситуации в конкретной организации: востребованность обновления функциональности, более привычной модели оплаты и способа расчёта затрат, количества пользователей, наличия ИТ-отдела и принципов техобслуживания и поддержки инфобезопасности. Сейчас все более распространённой становится модель поставки офисных пакетов по подписке. Такой подход экономически выгоден вендору и подходит пользователям с точки зрения обновлений и поддержки безопасности. В случае с локальной установкой разработчик не сможет регулярно и дистанционно обновлять функций системы и механизмы защиты. И если для офисного ПО обновление функций не так важно (они с течением времени меняются не существенно), то безопасность может оказаться критичной. Но, опять же, при локальной установке ИТ-подразделение может решать эти вопросы своими силами».

И на будущее

Каким нашим экспертам видится российский рынок офисного ПО в среднесрочной перспективе — 2-3 года? Наметится ли на нём тенденция к консолидации, в итоге которой «останется только один», — или же разработчикам офисных пакетов из России (возможно, с учётом соседних/дружественных рынков) достаточно пространства для здоровой конкуренции с, возможно, занятием каких-то особых для каждого ниш? Вообще, можно ли считать здравой идею «один ИТ-рынок — один стандартный офисный пакет», или же главное, чтобы были совместимы форматы файлов текстовых документов, электронных таблиц, презентаций, а работающему с этими файлами ПО нет необходимости быть унифицированным?

«Недавно внесённый проект изменения реестра, — напоминает Елена Бардина, — предлагает компаниям отчитываться по объёму продаж софта, чтобы не было внутренней разработки и чтобы ограничить инсорсинг. Этот шаг направлен на то, чтобы из 30 000 продуктов в реестре оставить лишь то, что действительно продаётся на рынке. Полагаю, в ближайшие 2-3 года на российском рынке офисных решений продолжится тенденция к консолидации, но в рамках более широких „пакетных“ решений, а не одного доминирующего продукта. Рынок редакторов документов сам по себе конечен, и значительный потенциал существует в области комплексных решений, включающих не только текстовые редакторы, но и инструменты для совместной работы, корпоративной коммуникации и безопасности».

«Поэтому мы, например, рассматриваем не рынок редакторов, а рынок решений Productivity Suite, — продолжает эксперт. — Это набор продуктов и сопутствующих инструментов для выполнения всех видов офисной работы. Кроме того, многим заказчикам требуются комплексные решения от одного вендора, так как это позволяет решить большинство вопросов совместимости программных продуктов. В 2025 году компания „МойОфис“ планирует расширять портфолио решений и перейти от продаж отдельных продуктов к таким наборам — чтобы все составляющие продавались единым пакетом и заказчик получал все вместе. Это расширяет возможности сквозных сценариев работы с ПО: все проекты бесшовно взаимодействуют друг с другом, что, конечно, сильно упрощает жизнь пользователей. В общем-то мы уже двигаемся в этом направлении. Так, в 2024 году мы запустили цифровое рабочее пространство Squadus Pro — по сути, интеграцию корпоративных ВКС и мессенджера с редакторами документов и с возможностью совместной работы сразу в чате в приложении. В нем можно общаться и редактировать документы вместе с коллегами без переключения между программами. Полагаю, именно в эту сторону будет двигаться рынок офисного ПО».

Российский рынок офисного ПО в течение ближайших 2-3 лет будет подвергаться значительным изменениям под воздействием локальных и глобальных факторов, — в этом уверена Елена Куц: «Тенденции к консолидации не исключены, однако существует огромное пространство для здоровой конкуренции и специализации. Отсутствие конкуренции может привести к застою. Разнообразие продуктов на рынке даёт пользователям возможность выбирать наиболее подходящие решения. Наличие нескольких разработчиков способствует появлению инновационных функций, что стимулирует здоровое соперничество. Мелкие и средние разработчики имеют возможность занять свои ниши, предоставляя уникальные решения для определённых секторов рынка. Например, некоторые компании фокусируются на создании ПО для образовательных учреждений, в то время как другие специализируются на продуктах для медицинского сектора. Такая дифференциация позволяет удовлетворить разнообразные потребности пользователей и препятствует монополизации рынка».

«Мы считаем, что унификация может ограничить выбор и препятствовать инновациям, — продолжает эксперт. — Совместимость форматов файлов, безусловно, является важным аспектом, который позволяет поддерживать здоровую экосистему, несмотря на использование различных офисных пакетов. Но оптимальным решением будет не стремиться к полной унификации, а работать над тем, чтобы различные решения на рынке поддерживали совместимость и взаимодействие друг с другом. Это даст пользователям возможность выбрать наиболее подходящие инструменты для их нужд, не опасаясь потерять данные или время при конверсии. Способствуя развитию совместимости без необходимости унификации, мы можем создать более динамично развивающееся сообщество и повысить общий уровень производительности в сфере использования офисного ПО».

По мнению экспертов компании «Марвел-Дистрибуция», российский рынок офисного ПО фактически уже консолидирован: «Сейчас на нем есть два лидера, на которых приходится не менее 80%; это „МойОфис“ и „Р7-Офис“. И наличие двух лидеров — самая здоровая ситуация, которая только могла возникнуть. Один лидер означал бы монополию, а три — избыточное разнообразие, которое бы „размывало“ рынок и затрудняло выбор заказчикам».

«На мой взгляд, консолидации не будет, — убеждён Артём Марковский. — Чтобы монополизировать какой-либо продукт или направление, любому производителю потребуется не один десяток лет качественной работы (на примере всем известного иностранного производителя). Пока полного замещения „народного стандарта де-факто“ в РФ нет, рынок нуждается в возможности выбора. Соответственно, я считаю плюсом наличие двух и более производителей в любом направлении софта. Помимо этого, конкуренция стимулирует улучшение самих продуктов, что помогает укреплению импортонезависимости РФ».

Перспектива «один рынок — один продукт» в российских реалиях не слишком реалистична, — так считает Василий Ившин: «Сейчас уже есть 2-3 конкурентных офисных пакета. У каждого — свои преимущества; явного фаворита нет. Вероятнее всего, такая обстановка и продержится ближайшие 2-3 года. Вряд ли лидеров будет больше. Похожая ситуация на рынке операционных систем: формально отечественных ОС около 30, но реально конкурирует не больше 5. Более того, каждый из разработчиков смежных продуктов, в том числе таких как СЭД, будет стремиться обеспечить интеграцию своих продуктов с ограниченным числом офисных пакетов. Это будет подстёгивать выделение лидеров. При этом пакеты будут все время сосуществовать, война форматов не сможет разразиться по определению — так как в первую очередь любому приложению нужно поддерживать формат де-факто, а именно Microsoft Office. Если продукт не будет обеспечивать совместимость, он просто не выживет. И это останется на ближайшую перспективу; Россия всё равно существует в глобальном цифровом пространстве. В том числе на нашем рынке вполне могут занять нишу и внешние игроки — например, китайский WPS Office».


Источник: Максим Белоус, IT Channel News