17 февраля 2025 г.
В Российской Федерации ведется общественная работа над проектом Федерального закона «О регулировании систем искусственного интеллекта в Российской Федерации», который призван создать комплексную правовую базу для развития и применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в стране. Законопроект разработан в рамках реализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года и учитывает положения действующего законодательства в сфере информационных технологий и защиты данных. 12 февраля 2025 г. в Государственной Думе Федерального собрания РФ состоялось заседание Рабочей группы по разработке законопроекта об искусственном интеллекте. Организаторами мероприятия выступили АНО «Агентство Цифрового развития», сообщества бизнеса и власти «СЕТЬ лидеров» и Исследовательский центр «Аналитика. Бизнес. Право».
Заседание открыл Свинцов Андрей Николаевич, заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи: «Мы наблюдаем колоссальный объем контента, создаваемого с помощью искусственного интеллекта — от сценариев и книг до медицинских формул и фармацевтических разработок. Всё это подпадает под авторское и патентное право, и неизбежно возникнут серьезные правовые коллизии. Задача Государственной Думы — заблаговременно создать необходимую законодательную базу, чтобы граждане понимали перспективы регулирования».
С приветственным словом выступил также Ткачев Антон Олегович, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной думы Российской Федерации: «Нам необходимо оперативно, но взвешенно, внести понятие искусственного интеллекта в новое законодательство, учитывая, что действующее регулирование заканчивается в июле этого года. Это вопрос выбора стратегии. Кроме того, нам необходимо четко определить, какие именно системы искусственного интеллекта мы будем регулировать».
Отдельно стоит отметить, что активное участие в разработке законопроекта принимает Наумов Станислав Александрович, заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по экономической политике, собравший вокруг себя известных экспертов в данной области.
В работе приняли в качестве модераторов участие генеральный директор АНО «Агентство Цифрового Развития» Мостовщиков Алексей Александрович и директор Исследовательского центра «Аналитика. Бизнес. Право» Шайдуллина Венера Камилевна — сопредседатели рабочей группы по разработке законопроекта об искусственном интеллекте. Они указывают, что сейчас в мире идет активная гонка в сфере развития искусственного интеллекта. И у России есть потенциал не только участвовать в этой гонке, но и побеждать. В этом контексте огромное значение имеет правильное регулирование отрасли. Важно найти баланс и не допустить чрезмерных ограничений, предоставив необходимую свободу всем участникам экосистемы искусственного интеллекта — разработчикам систем, интеграторам и конечным пользователям, обеспечив при этом адекватное распределение ответственности.
Представленный на обсуждение законопроект состоит из семи глав и охватывает все ключевые аспекты регулирования ИИ. В первой главе даются определения основных понятий, включая само определение искусственного интеллекта, технологий ИИ, а также роли различных участников: операторов, разработчиков и пользователей систем ИИ. Особое внимание в законопроекте уделяется маркировке систем ИИ. Данную редакцию законопроекта представила Болобонова Мария Олеговна — адвокат, советник президента НАУФОР: «В ходе работы над законопроектом в рамках нашей рабочей группы мы столкнулись с серьезной проблемой. Когда мы сформулировали нормы в области градации рисков, маркировки контента и защиты данных, и представили их на обсуждение профессиональному и экспертному сообществу, практически каждая норма была подвергнута конструктивной критике. Проблема заключается в том, что юристы, не до конца понимая специфику алгоритмов искусственного интеллекта, предлагают общие нормы регулирования. Если использовать методологию оценки рисков и анализировать долгосрочные последствия введения запретительных или ограничительных норм на
Анализ судебной практики по данной теме, как обоснование необходимости принятия законопроекта, представил управляющий партнер Исследовательского центра «Аналитика. Бизнес. Право» Венгеровский Евгений Леонидович. Он отметил, что наблюдается активный рост дел с использованием искусственного интеллекта на 39% за последние 4 года. По категориям дел доминируют гражданские споры, составляющие более половины всех рассмотренных дел (58,8%). Административные дела занимают почти треть от общего количества (29,4%), а уголовные дела представлены наименьшим количеством — 11,8%.
Фрумина Светлана Викторовна, заведующий кафедрой мировых финансовых рынков и финтех РЭУ им. Г. В. Плеханова, доцент Финансового университета призвала обратить внимание на несколько серьезных проблем, в частности, связанной со страхованием. В текущем проекте закона термины «ограниченный уровень риска» и «умеренный уровень риска» используются как синонимы. Необходимо четко определить, являются ли эти понятия идентичными или различными. Также она отметила, что требование к разработчикам проводить оценку рисков может стать достаточно дорогостоящей процедурой, что снизит их мотивацию к разработке систем искусственного интеллекта. Поэтому необходимо предусмотреть стимулирующие меры поддержки для разработчиков в части проведения оценки рисков.
Шабаева Алиса Владимировна, исполнительный директор Российского общества по неразрушающему контролю и технической диагностике, указала, что сегодня существует реальный запрос на решение проблем, связанных с искусственным интеллектом. Помимо вопросов экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья, особенно актуальны этические аспекты, возможности применения технологий в финансовой сфере, образовании и маркетинге. Важно определить границы использования искусственного интеллекта специалистами по маркетингу и PR в их деятельности.
Ксенофонтова Елена Владимировна, председатель АНО «Палата медиаторов» обратила внимание на необходимость сбалансированного взаимодействия государства и частного бизнеса в сфере ИИ. Особое значение стоит уделить произведениям с недоступным правообладателем — произведение, в отношении которого, невозможно найти автора или правообладателя. Использование такого произведения ограничено, поскольку нет возможности заключить лицензионный договор или договор о передаче исключительных прав с автором или правообладателем. Проблема становится актуальной в мировом масштабе, поэтому предлагаю ввести маркировку результата, сгенерированного с помощью ИИ.
Мероприятие завершил Свинцов Андрей Николаевич, указав, что в ближайшей перспективе общество столкнется с новой реальностью, где искусственный интеллект будет обрабатывать любую информацию. Государство уже живет в этой реальности, хотя пока не ощущает критического влияния ИИ на безопасность граждан. И ключевой вопрос — как грамотно выстроить систему взаимодействия человека и искусственного интеллекта.
Источник: Пресс-служба АНО «Агентство цифрового развития»