24 февраля 2025 г.
На фоне возобновления контактов между руководителями США и России, а заодно и обсуждения, пока что лишь вскользь, экономических вопросов (речь идёт об оценке потерь американского бизнеса вследствие ухода из РФ в 300 с лишним млрд долл., которую дал глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев), в среде профильных экспертов начались разговоры о возможном восстановлении взаимодействия между нашими рынками и в ИТ-сфере — пока, разумеется, без какой бы то ни было конкретики.
В этой связи представляются небезынтересными сведения о том, какие боли своих клиентов американский ИТ-канал рассматривает сегодня как первоочередные: ведь именно от этого зависит ассортимент предлагаемых соответствующими вендорами и провайдерами высокотехнологичных товаров и услуг. А поскольку мировое ИТ-производство, хотя и деглобализируется активно по непосредственно касающимся ключевых интересов государств направлениям, для более широкого коммерческого рынка всё же остаётся пока в целом единым — в том смысле, что формально запрещённые к экспорту в РФ «железо» и ПО всё равно так или иначе находят пути к отечественному заказчику.
Так что и для участников российского ИТ-канала иметь представление о том, что считают важным их американские коллеги, наверняка окажется полезно. А заодно и поучительно — если сопоставить эту информацию со своими внутренними оценками запросов и потребностей уже отечественного клиента. Издание CRN как раз совсем недавно сделало обзор наиболее серьёзных, с точки зрения канала, вызовов, встающих перед заказчиками высокотехнологичных продуктов и услуг, — суммируем здесь наиболее значимые его итоги.
На первом месте по числу упоминаний — что и неудивительно, принимая во внимание так и не стихшую за последние два с лишним года шумиху вокруг этой темы — оказались различные аспекты применения в клиентском бизнесе искусственного интеллекта. В целом, отмечают опрошенные изданием эксперты, заказчики уже усвоили, насколько полезным может этот инструмент оказаться — если, как и обещают его поставщики, он позволит уверенно решать хотя бы часть рутинных повседневных задач; от коммуникации с пользователями на первой линии до извлечения из архивных документов неких важных данных по сформулированному на естественном языке запросу.
«Уверенно» здесь — ключевое слово: при всех бесспорных достоинствах генеративного ИИ множество клиентов продолжают сомневаться как в сохранности перепоручаемых ему для обработки конфиденциальных данных (особенно если речь идёт о развёрнутых в облаке, а не on-premises, моделях), так и в готовности генеративных систем обеспечивать приемлемо низкий уровень так называемых галлюцинаций, т. е. выдачи вполне достоверных на вид, но не имеющих ни малейшего касательства к реальности ответов. Даже в США 61% заказчиков (в том числе и по этой причине) либо испытывают затруднения с возвратом сделанных в ИИ инвестиций, либо попросту не готовы приниматься за внедрение генеративных моделей — поскольку видят, что их нынешняя команда с задачей не справится, а выделять на это дополнительные средства не хотят.
Вопрос даже не в том, как своевременно обнаруживать и отсекать ИИ-галлюцинации, — задача эта чисто техническая. Подлинная проблема — в том, что контрольные контуры такого рода, часто требующие привлечения живых экспертов, дополнительно удорожают предлагаемые заказчикам ИИ-платформы — а клиенты и без того уже серьёзно обеспокоены не слишком высокими темпами возврата инвестиций, направляемых на внедрение искусственного интеллекта в бизнес-процессы. Заказчики, подчёркивают эксперты, ожидают от ИИ избавления их от затруднений на непрофильных участках деятельности — с тем, чтобы иметь возможность спокойно сосредоточивать усилия и ресурсы на основном направлении своих интересов. И пока эта задача в целом, на уровне ИТ-канала, не решена.
Ещё один повод для беспокойства клиентов американского канала — стремление вендоров и поставщиков услуг в нынешних непростых экономических реалиях оптимизировать свои собственные бизнес-процессы, что порой оборачивается необоснованным взлётов расценок, снижением качества техподдержки и темпа инноваций (в пример эксперты издания приводят переживающую сегодня не самые светлые времена VMware). Учитывая, что перед многими заказчиками в обозримой перспективе стоит задача более или менее масштабного обновления ИТ-инфраструктуры, несоответствие привычных товаров и услуг под привычными брендами высокой планке клиентских требований почти с гарантией приведёт к ощутимой перетряске всего канала продаж.
Высокую цену, которую приходится платить за самые последние ИТ-новшества, эксперты CRN также указывают в качестве наиболее сильных причин для беспокойства заказчиков. Особенно справедливо это в отношении всё того же ИИ: учитывая неуклонно растущую себестоимость тренировки новейших генеративных моделей, уже в 2026 г., по некоторым оценкам, очередное их поколение потребует только для своего обучения (включая цену оборудования, данных, электроэнергии и т. п.) до 22 трлн долл., что сопоставимо с ежегодным бюджетом США. По этой причине, скорее всего, значительным спросом будут пользоваться узкоспециализированные, натренированные на решение конкретных прикладных задач и потому сравнительно дешёвые модели — ИИ-агенты, — и участникам канала имеет смысл сосредоточиться как раз на таких, более привлекательных с клиентской точки зрения, решениях.
Наконец, безопасность данных (даже не затрагивая тему доверия обрабатывающему их ИИ) для множества клиентов по-прежнему крайне актуальна, так как ИТ-инфраструктуры их поневоле становятся всё более комплексными и громоздкими. Частичный выход в облака, использование мультиоблачных платформ, необходимость обмениваться данными в пределах гибридного офиса делают ИБ ключевым вопросом с точки зрения организации любых бизнес-процессов — и, разумеется, не только для американских заказчиков.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News