26 февраля 2025 г.
Окончание, начало тут
Продолжим разговор о возможных изменениях на российском ИТ-рынке после снятия санкций. Все сказанное в обоих частях материала пока носит гипотетический характер, так как перспективы снятия санкций неопределённы.
5. Инвестиции в локальный рынок не будут настолько значительными, как раньше
Принято считать, что для возвращения на российский рынок глобальным компаниям потребуются огромные инвестиции для создания «с нуля» инфраструктуры, причем в новых и более сложных условиях, когда за 3 прошедших года «поляна поделена» — причем вполне успешно — между новыми игроками. Но возникает вопрос: а будет ли российский рынок столь же актуален для глобальных вендоров? Вряд ли!
Доступный глобальным вендорам сегмент локального рынка, на который не распространяются жесткие регуляторные требования, оказывается совсем невелик.
Разумеется, вложения со стороны глобальных вендоров в российский канал обязательно будут. Например, для работы в канале будут инвестиции в товарные кредиты, организацию «price protection», разворачивание программ рибейтов, некоторые совместные маркетинговые активности и т. д. Однако вряд ли можно ожидать, например, создание крупных представительств, выступающих центрами компетенций, ведущих PR- и GR-активности, с большим количеством product-менеджеров, с ответственными за отдельные вертикальные рынки и т. д. Некоторые функции представительств — например, сертифицирование оборудования — сохранятся, но для этого не нужно много сотрудников.
Представительства или будут немногочисленными, как в середине девяностых, или их функции будут полностью переданы локальным партнерам. Таковыми могут быть, например, дистрибьюторы (так недавно поступил Chuwi) или даже интеграторы (если помните, в давние времена у IBS был эксклюзивный контракт на поставки техники Dell в РФ). Возможно, в таком качестве выступят федеральные ритейлеры цифровой техники, например, презентации для локального рынка новинок Huawei, Honor, Apple и некоторых других вендоров системно проводит «М.Видео-Эльдорадо».
6. Фирменный сервис «от вендоров» вернется, но в иной форме
Продажи оборудования невозможны без организации фирменной службы техподдержки, но вряд ли вендоры будут снова создавать собственные сервисные сети. Затраты на создание таких сетей — да еще и с федеральным охватом! — велики, а рынок уменьшившегося объема и с неясными перспективами уже совсем не так интересен, как раньше. Скорее всего, вендоры попросту наладят официальное взаимодействие с компаниями, подхватившими сервисные контракты после ухода глобальных производителей в 2022 году. Снятие ограничений на поставку фирменных запчастей, открытие доступа к внутренней документации и вендорским базам знаний — все это не требует особых инвестиций, но поспособствую росту качества сервисного обслуживания в рублевой зоне. По этой схеме с высокой вероятностью и будут действовать глобальные компании при возвращении на локальный рынок после снятия санкций.
7. Возвращение консалтеров — благо для экономики
Российские офисы «большой тройки» консалтинговых компаний были реорганизованы, и локальные команды продолжили работу на рынке в новых структурах (например, при этом российский Deloitte стал «Деловыми решениями и технологиями», аналогично поступили и другие консалтеры). Если глобальные компании вернутся на российский рынок, то можно предположить, что они будут работать в тесной связке с со структурами, образованными здесь их локальными командами. Вряд ли «возвращенцы» захотят тратить средства на организацию новых полноценных представительств — по той же причине, что и вендоры — тут оптимальным решением может стать ведение локального бизнеса в тандеме с местной компанией, которая хорошо знакома с фирменными методиками, корпоративной культурой консалтеров и пр.
Аналогичная ситуация возможна в «облачном» бизнесе. Деятельность глобальных гиперскейлеров на территории РФ всегда была затруднена из-за огромных расстояний, которые приводили к задержкам сигналов, а разворачивать свои ЦОДы было проблематично по неоднократно описанным экономическим причинам. Однако на определенном этапе глобальные гиперскейлеры на локальный рынок все же проникли, наладив взаимодействие с гиперскейлерами локальными — первые поставляли оборудование и технологии, вторые приземляли это на «российскую почву», а продвижением решений занимались совместно.
Вместо заключения
К сожалению, рассмотренное выше на данный момент носит чисто гипотетический характер. Санкции не сняты, перспективы всех описанных выше механик крайне туманны. Более того, санкционное давление продолжает нарастать. Например, запрет на продажу России игровых приставок, джойстиков и контроллеров для авиасимуляторов войдет в очередной — уже шестнадцатый по счету — пакет санкций ЕС против РФ, сообщает ТАСС. Учитывая, что Microsoft, Nintendo и Sony прекратили официальные поставки продажу своих товаров на локальный рынок еще в начале марта 2022 года, запрет ЕС будет направлен против третьих лиц из стран объединения, которые перепродают данную продукцию в РФ. Так что реализация описанных схем — дело будущего, пока даже сложно сказать, отнесено ли оно в кратко- или в среднесрочную перспективу.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News