24 февраля 2025 г.
Смартфоны стали неотъемлемой частью жизни, но, как показывает практика, поломки случаются с ними довольно часто.
Согласно исследованию, проведенному realme в январе 2025 года на платформе Яндекс Взгляд, 60% российских пользователей сталкивались с неисправностями своих мобильных устройств за последние три года. В исследовании приняли участие 2 тысячи человек. Результаты показывают, что частота и характер поломок могут зависеть от множества факторов, включая возраст и пол владельца, регион проживания и привычки использования гаджета.
Основные причины обращения в сервисные центры
Наиболее частая поломка — повреждение дисплея или стекла, с которым столкнулись 40,7% пользователей. Быстрая разрядка аккумулятора заняла второе место (25,9%), а проблемы с загрузкой устройства — третье (16,9%).
69% пользователей признают, что их устройства падали, а 43,9% сталкивались с проблемами из-за попадания воды в устройство.
Интересно, что при этом лишь 8% респондентов вообще не используют защитные аксессуары. Вероятно, защитные аксессуары не всегда справляются со своими функциями, и их использование не гарантирует безопасность смартфона.
Как география и возраст влияют на поломки?
Частота поломок варьируется в зависимости от региона. В Центральном и Северо-Западном федеральных округах повреждения чаще связаны с падениями (более 72% случаев), тогда как на юге и в Сибири до 50% поломок вызвано попаданием влаги.
У жителей Северного Кавказа в два раза чаще, чем у других респондентов из регионов, неисправен динамик. При этом они гораздо реже испытывают проблемы с тем, что телефон не загружается/не включается или самовольно перезагружается. Предположительно, это связано с тем, что сценарий использования телефона жителями региона предполагает частое прослушивание музыки, просмотр видео или общение.
Жители ЮФО почти в два раза чаще других сталкиваются с проблемами несчитывания сим-карты, а также с самопроизвольной перезагрузкой смартфона. Возможно, жители юга России чаще других переставляют сим-карты в смартфонах, что, в конце концов, приводит к их повреждениям.
Возраст также играет важную роль. Молодые пользователи до 25 лет чаще сталкиваются с механическими повреждениями, тогда как в группе старше 40 лет доминируют проблемы с аккумуляторами и отказ устройства без видимых внешних причин. Скорее всего, старшая группа более аккуратна к своим устройствам, и они выходят из строя гораздо позже по причинам, связанным не с механическими повреждениями, а с ресурсом комплектующих.
Кто бережнее — мужчины или женщины?
Женщины значительно чаще используют защитные аксессуары для своих смартфонов. Среди них 80,6% используют защитный чехол, 68,3% — защитное стекло, и лишь 4% не используют никаких защитных аксессуаров. У мужчин эти показатели ниже: только 66,2% пользуются чехлом, 51,9% — стеклом, а 13,7% не используют защитные аксессуары вовсе. Можно предположить, что женщины гораздо бережнее относятся к своим устройствам или больше верят в эффективность защитных аксессуаров.
Женщины больше страдают от внутренних неполадок смартфонов. Так, быстро заканчивается зарядка у 27,6% женщин против 23,6% мужчин, на медленную работу телефона жалуются 20,9% опрощенных женщин против 14,1% опрошенных мужчин, а жалобы на выключение смартфона исходят от 17,2% женщин и 16,5% мужчин. Предположительно, это связано с тем, что женщины склонны чуть более интенсивно использовать смартфон в повседневной жизни, чаще искать что-то в интернете, общаться и работать.
У мужчин же чаще наблюдаются внешние механические повреждения. Так, повреждение стекла встречается у 41,3% опрощенных мужчин и у 40,2% женщин, попадание влаги в телефон — у 13,6% мужчин против 11,2% женщин, а механическое повреждение корпуса происходит вдвое чаще: с ним сталкивались 8,4% мужчин и лишь 4,6% женщин. Можно сказать, что мужчины менее аккуратно относятся к своим девайсам, в том числе, они реже используют защиту для телефона — доля респондентов-мужчин, игнорирующих какие-либо защиты (13,7%) в три раза выше, чем среди респондентов-женщин (4,0%).
Как стоимость смартфона влияет на приобретение защитных аксессуаров?
Чем дороже смартфон, тем бережнее к нему относятся пользователи. Среди владельцев телефонов стоимостью свыше 50 000 рублей лишь 4,1% не используют защитные аксессуары. Для устройств дешевле 50 000 рублей этот показатель выше — 8,3% владельцев не применяют никаких средств защиты.
Какие смартфоны чаще ломаются?
Среди смартфонов, ломавшихся за последние три года, в топ-5 вошли:- Samsung — 23,5%
- Xiaomi — 16,8%
- Apple — 11,5%
- Honor — 11,2%
- Redmi — 10,6%
Однако эти данные в полной мере не отражают надежность устройств различных брендов из-за особенностей сценария использования и привычек пользователей, которые выбирают те или иные бренды.
Стоит отметить, что владельцы смартфонов Apple больше, чем владельцы других брендов, используют защитные аксессуары (72,7% выбирают защитное стекло и 83,1% — защитный чехол) и больше полагают, что поломки в основном зависят от людей, а не от других факторов (79,2% опрошенных владельцев iPhone). Предположительно, это связано с распространенностью защитных аксессуаров на устройства компании Apple.
Стоимость ремонта и сервисные центры
39,7% пользователей обращались в сервисные центры для починки своих устройств. Однако лишь 54,9% респондентов полностью решили свои проблемы, 25,8% смогли устранить проблему лишь отчасти, а 19,3% — вовсе не смогли починить телефон. При этом 58% пользователей заплатили за ремонт менее 5 000 рублей, а лишь 4,7% смогли воспользоваться гарантийным обслуживанием. Можно предположить, что такая динамика связана со сложностью ремонта современных смартфонов и некомпетентностью отраслевых специалистов, которые занимаются ремонтом. Малая доля гарантийных ремонтов, предположительно, связана с нехваткой гарантийного срока. realme, учитывая потребности пользователей, стал чаще выпускать смартфоны с увеличенным до 2 лет гарантийным сроком, подчеркивая их надежность.
Почему ломаются смартфоны?
Большинство пользователей (69%) считают, что основной причиной поломок является неаккуратность владельцев. Однако 36% респондентов полагают, что производители сознательно создают устройства, склонные к выходу из строя.
Интересно, что среди женщин эта точка зрения популярнее (38,3%) по сравнению с мужчинами (33,3%).
Стандарты защиты
Одним из ключевых факторов, влияющих на сохранность смартфона, являются сертификаты, гарантирующие ударостойкость и пыле-влагозащиту. Однако результаты опроса показывают, что лишь 26,1% респондентов знают о существовании стандартов пыле- и влагозащиты IP.
Неожиданным результатом исследования стал тот факт, что респонденты, не использующие никакие защитные средства для телефона, чаще, чем все опрошенные в целом, знают о том, что такое пыле-влагощита в телефонах (31% против 26%). Это может быть связано с тем, что они уже приобрели телефоны с пыле-влагозащитой, либо не верят в то, что защитные аксессуары могут помочь в деле продления срока работы телефона.
Несмотря на это, защита от воды и пыли остается важным фактором при выборе смартфона для 78% опрошенных: 55% считают ее вторым по важности критерием, а 23,4% назвали ее одним из главных аргументов при покупке.
С каждым годом на рынке появляется все больше смартфонов сертифицированных по стандарту IP. Самым высоким значением стандарта на данный момент является IP69, который означает, что смартфон выдержит не только погружение на глубину до 2 метров, но и попадание под струю кипятка.
Итог: как избежать поломок?
Результаты опроса подтверждают, что основными причинами неисправностей остаются механические повреждения — падения, удары и попадание воды. Несмотря на распространенность защитных аксессуаров, их эффективность остается под вопросом.
Чтобы продлить срок службы устройства, пользователям стоит использовать защитные аксессуары, быть внимательными к телефону и обращать внимание на уровень пыле-влагозащиты и иных сертификатов при покупке. Особенно это актуально для регионов с влажным климатом и активных пользователей, часто подвергающих смартфоны механическим нагрузкам.
Источник: Пресс-служба компании realme