17 марта 2025 г.

Аналитики Авито опросили 10 000 россиян и узнали, сколько из них занимаются рукоделием, с какой целью и какие хендмейд-хобби и товары сейчас на пике популярности.

  • Больше половины опрошенных (58%) признались, что им нравится создавать что-то своими руками.
  • Женщины в основном увлекаются вязанием и шитьем, рисуют по номерам, собирают алмазные мозаики и румбоксы, мужчины — предпочитают изготовление мебели и поделок из дерева.
  • При этом мужчины чаще монетизируют свое творческое хобби — 20% против 16% женщин делают товары на продажу.

Топ-5 хендмейд-хобби россиян

Больше половины россиян (58%) занимаются рукоделием или делали это в прошлом. Женщины более склонны создавать что-то своими руками (73% против 41% мужчин). При этом мужчины чаще планируют завести такое хобби (19% против 14% женщин). Популярнее всего хендмейд-хобби у молодежи — 66% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет рассказали, что им нравится такой досуг. Среди тех, кто занимается хендмейдом, больше всего россиян с высоким доходом (56%).

Среди самых популярных хобби, связанных с рукоделием, лидируют шитье и вязание — ими увлекаются 39% россиян. Второе место занимают картины по номерам, алмазные мозаики и румбоксы (34%). В пятерку лидеров также вошли ремонт и дизайн интерьера, в том числе реставрация мебели (25%), создание декора для дома (19%) и работа с деревом (18%).

Женщины чаще выбирают шитье и вязание (55% против 11% мужчин). Это хобби особенно популярно у людей старше 55 лет — более половины россиян в этом возрасте (54%) шьют и вяжут.

Женщины также больше любят рисовать картины по номерам, собирать алмазные мозаики и румбоксы (43% против 11% мужчин). Такой вид хобби наиболее востребован у молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет (44%).

Мужчины предпочитают столярное мастерство и токарное дело — они чаще увлекаются резьбой по дереву и созданием предметов мебели (43% против 4% женщин), а также с бОльшим удовольствием делают ремонт своими руками (37% против 17% женщин).

Траты на хобби

Большинство опрошенных (56%) покупают материалы для хендмейд-хобби в интернет-магазинах и на онлайн-площадках. Россияне в среднем тратят на товары для творчества около 2 тысяч рублей в месяц. Бюджет большинства (32%) на хендмейд-хобби составляет от 500 рублей до 1,5 тысяч рублей, еще 25% готовы потратить до 3 тысяч рублей, и 13% — до 5 тысяч рублей в месяц.

Зачем россияне занимаются хендмейдом

Половина россиян (57%) рассматривают хендмейд как терапию — рукоделие позволяет им снять напряжение и уменьшить уровень стресса. Женщины чаще прибегают к этому способу, чтобы расслабиться и отвлечься от проблем (62% против 49% мужчин).

40% респондентов занимаются хендмейдом, чтобы поднять настроение. Треть опрошенных (31%) используют рукоделие для творческого самовыражения, еще 29% смотрят на такие занятия с практической точки зрения — они создают своими руками подарки для родных и близких. Только пятая часть респондентов (18%) монетизирует свои увлечения, делая товары на продажу. Причем мужчины чаще рассматривают хендмейд как источник заработка (20% против 16% женщин).

Самые популярные товары ручной работы

Больше половины россиян (53%) покупают изделия ручной работы. Спрос на такие товары выше среди женщин (57% против 48% мужчин).

Верхнюю строчку в рейтинге самых продаваемых хендмейд-изделий в России занимает декор для дома: свечи, вазы, декоративные панно. Такие товары покупают или планируют приобрести треть опрошенных (35%). В топ-5 также вошли сувениры, украшения и аксессуары, косметика и натуральное мыло и текстиль для дома.

Женщины чаще покупают декор для дома ручной работы (40% против 29% мужчин), мужчины — делают выбор в пользу сувениров (42% против 29% женщин).

По данным аналитиков Авито Товаров, по итогам 2024 года по сравнению с предыдущим годом в 4 раза выросли продажи женских свитшотов и толстовок ручной работы. На 48% чаще стали покупать конфеты ручной работы, на 39% — женские сумки, на 29% — женскую бижутерию.

Источник: Пресс-служба компании Авито