24 марта 2025 г.
В ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) узнали, как онлайн-предприниматели используют искусственный интеллект (ИИ) в своей работе. Выяснилось, что 86% опрошенных так или иначе пользуются нейросетями — в основном для создания текстов (70%), поиска информации (55%) и генерации изображений (52%). Почти половина обращается к ИИ несколько раз в день, а 89% отмечают, что нейросети помогают им работать эффективнее. Эксперты подчеркивают, что ИИ становится ключевым фактором конкурентоспособности, а игнорирование таких технологий грозит утратой позиций на рынке.
Половина предпринимателей использует нейросети для работы
Как показал опрос пользователей ЮKassa, 45% респондентов постоянно используют нейросети в своей работе, а 35% делают это время от времени. Ещё 13% пока не пользуются ИИ, но планируют начать в ближайшем будущем. Остальные 7% пока обдумывают эту возможность.
«Нейросети становятся важным инструментом для бизнеса. Они помогают оптимизировать множество процессов: от генерации контента до аналитики данных и клиентского сервиса. В современных реалиях игнорировать эти технологии — значит существенно ограничивать потенциал развития бизнеса», — говорит руководитель отдела продаж ЮKassa Никита Цой.
Большинство участников опроса (44%) используют только бесплатные версии нейросетей. Остальные тратят на них до тысячи рублей в месяц (23%), от трёх до пяти тысяч (21%), от пяти до десяти тысяч (4%) или даже больше 10 тысяч рублей в месяц (8%).
Три четверти изучали нейросети на практике
Почти половина респондентов (45%) используют нейросети несколько раз в день. Ещё 23% делают это раз или два в неделю, 10% — один раз в день, 7% — реже раза в неделю. Оставшиеся 15% используют ИИ редко, только при необходимости.
Больше половины опрошенных (51%) тратят на одну задачу в нейросети не более получаса. У 33% на это уходит полчаса-час, у 10% — от одного до трёх часов, у 6% — более трёх часов.
Почти три четверти участников опроса (72%) учились работать с нейросетями на практике. Но есть и те, кто изучал материалы в интернете (12%) или проходил специальные курсы (7%). Ещё 9% планируют пройти обучение в будущем.
Тексты и поиск информации — в топе задач
Самая популярная задача для нейросетей — написание текстов: с этой целью ИИ используют 70% ответивших. На втором месте — поиск нужной информации (55%), на третьем — генерация изображений (52%). Кроме того, нейросети помогают предпринимателям с анализом данных (47%), поиском идей для концепций и планов (46%), с распознаванием текста или речи (19%) и написанием кода (7%).
«Мы видим, что есть тренд на использование искусственного интеллекта для задач бизнес-аналитики и стратегического планирования. Ожидаем, что в ближайшие годы возможности нейросетей в области персонализации клиентского сервиса и автоматизации рутинных процессов станут значительно шире. Это позволит предпринимателям сосредоточиться на стратегическом развитии бизнеса», — считает Никита Цой.
Каждый второй повысил эффективность работы с помощью ИИ
Значительное повышение отмечают 56% опрошенных, умеренное — 34%. Всего 8% не видят никаких изменений, а оставшиеся 2% говорят о снижении эффективности своей работы.
Подавляющее большинство (85%) считает главным преимуществом нейросетей то, что они помогают сэкономить время для более важных задач. Среди плюсов опрошенные выделяют также генерацию свежих идей и мыслей (58%), доступность в любое время (56%), оптимизацию нагрузок (53%), снижение затрат на рабочие процессы (49%) и помощь в выборе оптимальных решений для бизнеса (48%).
Более половины респондентов (66%) называют основным минусом нейросетей необходимость проверять ответы, которые могут быть некорректными. Ещё 36% обращают внимание на трудности с формулировкой запросов, а 35% считают минусом необходимость платной подписки. Также опрошенным мешает зависимость ИИ от интернета (22%), ограниченный доступ к функциям (21%) и риски с авторскими правами (16%).
Две трети планируют использовать нейросети чаще
Расширять использование ИИ в работе планируют 63% опрошенных. Ещё 28% считают это вероятным, остальные 6% пока думают, а 3% не видят такой необходимости.
По мнению 51% предпринимателей, нейросети смогут заменить обычных сотрудников только в самых рутинных задачах. Ещё 36% верят, что ИИ в целом способен заменить специалистов, а 13% — что нет.
«Большинство компаний уже ясно понимают, что дальнейшее развитие бизнеса без использования больших языковых моделей (LLM) попросту невозможно. Генеративный AI становится основным драйвером роста эффективности и конкурентоспособности в большинстве отраслей экономики. Игнорирование этих изменений грозит утратой позиций на рынке и риском оказаться на периферии. Каждый день мы видим всё больше новых успешных кейсов, подтверждающих потенциал и значимость этих технологий. Проект наших коллег из ЮMoney — сервис для предпринимателей ЮChat — ещё один яркий тому пример. Убеждён, что наша новая линейка моделей GigaChat 2.0 даст российским компаниям ещё больше возможностей», — отмечает Сергей Крылов, вице-президент по развитию технологического бизнеса СберБанка.
*В опросе на сайтах ЮMoney и ЮKassa приняли участие 150 представителей небольших, средний и крупных компаний. Опрос проводился с 10 по 20 февраля 2025 года.
Источник: Пресс-служба компании ЮMoney