25 марта 2025 г.
В ЮMoney провели опрос* и узнали, как относятся к деньгам представители разных поколений. Выяснилось, что 24% опрошенных бумеров и 20% представителей поколения «Икс» держат деньги на вкладах, 48% миллениалов никуда не вкладываются, 28% зумеров тратят на спорт и гаджеты, а 14% представителей поколения «Альфа» инвестируют в брендовую одежду и аксессуары.
Бумеры тщательно планируют траты
Бэби-бумерам деньги нужны прежде всего для того, чтобы обеспечить базовые потребности и семью, — эти варианты ответов выбрали по 17% опрошенных. Также для бумеров важно ощущение стабильности (14%), досуг и развлечения (11%), крупные покупки, такие как машины и квартиры (11%), и образование (10%). Меньше всего опрошенных добавили в список подарки (6%), инвестиции и путешествия (по 5%), а также поддержание статуса (3%).
Большинство опрошенных бумеров (38%) никуда не вкладывают деньги. Остальные используют банковские вклады (24%), делают рублёвые накопления (15%), покупают акции (9%). У некоторых также есть валютные и пенсионные накопления (по 7%).
Бэби-бумеры ответственно подходят к планированию расходов — 50% рассказали, что всегда строят планы. По 19% делают это периодически или только при планировании крупных трат. И только 12% не строят планов и живут одним днём.
В топ-5 категорий трат бумеров входят продукты (26% ответов), техника и электроника (9%), одежда (8%), спорт (8%) и лекарства (7%). Меньше всего представители этого поколения тратят на кафе и рестораны (2%), цифровые сервисы (2%) и красоту (1%).
Большинство бумеров делают покупки в интернете несколько раз в месяц (36%) или в неделю (24%). Каждый день онлайн-шопингом занимаются лишь 10% бумеров, раз в два-три месяца или вообще без какой-либо периодичности — по 7%, раз в полгода — 5%. Ещё 7% не совершают покупок в интернете.
Поколение «Икс» делает ставку на вклады и «заначки»
Поколение «Икс» тоже считает, что главная цель денег — закрывать базовые потребности и обеспечивать семью (по 17% ответов). Кроме того, деньги дают ощущение стабильности (13%), позволяют вкладываться в образование и развитие (10%), обеспечивать себе досуг, делать крупные покупки и подарки (по 9%). Последние места в этом списке занимают инвестиции (7%), путешествия (6%) и поддержание статуса (2%).
Никуда не вкладывают деньги 38% опрошенных представителей поколения «Икс». Ещё 20% предпочитают банковские вклады, 14% — рублёвые накопления, 9% — акции. В недвижимость инвестируют 7%, валютные и пенсионные накопления делают 4% и 2% соответственно. Остальные респонденты упоминали также обычные «заначки» и маклерские сделки.
Большинство представителей поколения «Икс» всегда планируют расходы (40%) или делают это время от времени (25%). Совсем без планов обходятся 17%, а 15% занимаются финансовым планированием только в случае крупных трат. Оставшиеся рассказали, что оставляют определённую сумму на проживание, а остальное сразу отправляют в накопления.
В топ-5 категорий трат поколения «Икс» входят продукты (25%), одежда (10%), спорт (10%), транспорт (9%) и лекарства (9%). Меньше всего ответов приходится на кафе и рестораны, доставку готовой еды и красоту (по 1%).
Чаще всего респонденты поколения «Икс» совершают покупки в интернете несколько раз в месяц (34% ответов). Раз в неделю это делают 14%, раз в два-три месяца — 13%, раз в месяц — 9%. Ещё 8% респондентов покупают что-то в интернете каждый день, а 7% — раз в полгода. Совсем не совершают онлайн-покупок 12% опрошенных. Оставшиеся ответили, что занимаются онлайн-шопингом реже чем раз в полгода.
Большинство миллениалов не делает вложений
Миллениалам деньги нужны для того, чтобы обеспечивать семью (16% ответов) и закрывать базовые потребности (15% ответов). Также деньги дают им ощущение стабильности (13%), открывают возможности для образования и развития (11%), досуга и развлечений (10%). Меньше всего респондентов выбрали крупные покупки, инвестиции и подарки (по 8%), путешествия (7%) и поддержание статуса (3%). В свободных ответах респонденты отмечали, что деньги — самый простой способ получить желаемое.
Почти половина миллениалов (48%) не делают никаких вложений. У остальных есть банковские вклады (14%), рублёвые накопления (12%) и цифровые активы (11%). В акции инвестируют 6%, а в валюту — 5% опрошенных. Остальные не думают о накоплениях и предпочитают «находить, а не сохранять».
Более трети опрошенных (37%) стараются всегда планировать свои траты, чуть меньше (33%) делают это периодически. Ещё 16% не строят планов, а 14% прибегают к планированию, только если предвидятся крупные траты.
Основные категории трат миллениалов — это продукты (20% ответов), одежда (10%), спорт (9%), транспорт (8%), техника и электроника (8%). Меньше всего тратят на кафе и рестораны, путешествия и культурный досуг (по 3%), а также на дачу и сад (2%).
Большинство миллениалов делают онлайн-покупки каждый день (23%) или несколько раз в месяц (21%). Ещё 17% совершают такие покупки раз в неделю, 13% — раз в месяц, 9% — раз в полгода, 7% — раз в два-три месяца, 5% — когда есть деньги. Не совершают покупок в онлайне 5% опрошенных.
«Бумеры и „иксы“ отдают предпочтение сберегательным стратегиям. Их приоритет — безопасность и долгосрочная стабильность, которая достигается за счёт банковских вкладов и накоплений. Миллениалы же, напротив, зачастую отличаются тягой к моментальному потреблению, непрерывному развитию и обучению. Они активно тратят деньги в интернете и меньше склонны к инвестициям, потому что стараются жить здесь и сейчас», — отмечает руководитель службы сопровождения корпоративных клиентов ЮMoney Ирина Полякова.
Зумеры больше всего тратят на еду, спорт и гаджеты
По мнению зумеров, деньги нужны, чтобы закрывать базовые потребности (17%), обеспечивать семью (13%), а также для досуга и развлечений (12%). Далее идут ощущение стабильности (11%), крупные покупки (9%), образование и развитие (8%), подарки (7%), инвестиции и путешествия (по 6%). Кроме того, некоторые отметили, что деньги дают возможность не работать (5%) и поддерживать статус (4%). В свободных ответах респонденты отмечали также, что деньги помогают осуществлять мечты.
Больше половины зумеров (52%) живут одним днём и не стремятся инвестировать. Остальные хранят деньги на банковских вкладах (16%) и делают рублёвые накопления (13%). Кроме того, 8% держат цифровые активы, по 5% инвестируют в акции или в валюту, также некоторые упоминали накопительные счета.
Треть опрошенных зумеров (34%) иногда планируют свои финансы, ещё 24% делают это только в случае крупных трат, а 22% — регулярно. Не планируют расходы 20% респондентов.
В топ-5 категорий трат этого поколения входят продукты (19% ответов), спорт (10%), техника и электроника (9%), одежда (8%) и транспорт (8%). Меньше всего ответов пришлось на образование и путешествия (по 3%), дачу или сад (1%).
Почти все опрошенные зумеры делают покупки в интернете — в основном раз в неделю (28% ответов), несколько раз в месяц (26%) или каждый день (22%). Раз в месяц в онлайне покупают 9%, раз в два-три месяца — 8%, раз в полгода — 6%. И всего 1% опрошенных никогда ничего не покупает в интернете.
Поколению «Альфа» деньги нужны на образование и развлечения
По мнению представителей поколения «Альфа», главная задача денег — обеспечивать удовлетворение базовых потребностей (16% ответов), обучение и развлечения (по 14%). Затем идут путешествия (10%), ощущение стабильности, покупка подарков и гаджетов (по 9%), инвестиции и поддержание статуса (по 7%) и возможность не работать (6%).
Не откладывают деньги 29% опрошенных представителей поколения «Альфа». Остальные хранят средства в рублях (18%), инвестируют в брендовую одежду или аксессуары (14%), кладут на банковские вклады или в копилку (по 12%), инвестируют в акции (4%).
Треть респондентов не планирует свои расходы, 22% делает это иногда, столько же — только для крупных трат, 18% — всегда. Ещё 5% ответили, что финансовым планированием занимаются их родители.
В топ-5 категорий трат поколения «Альфа» входят продукты (17% ответов), одежда (11%), спорт (11%), транспорт (9%), хобби и цифровые сервисы (по 8%). Меньше всего ответов пришлось на доставку готовой еды (3%), медицинские услуги и путешествия (по 2%).
Около четверти респондентов делает покупки в интернете несколько раз в месяц (25%) или раз в два-три месяца (21%). Ещё 18% занимаются онлайн-шопингом раз в неделю, 11% — каждый день, 11% — никогда, 7% — раз в месяц. Остальные не обращают внимания на сроки и совершают покупки в интернете время от времени.
«Зумеры и представители поколения „Альфа“ демонстрируют более мобильный образ жизни, они больше тратят на спорт, технологии и моду. У этих поколений краткосрочные финансовые горизонты: для них характерна невысокая степень планирования, они ориентированы на текущие потребности и удовольствия», — добавляет Ирина Полякова.
* В опросе ЮMoney поучаствовали более 2000 пользователей электронного кошелька, в числе которых:
- 9% бэби-бумеров (родились в 1946 — 1964 годы);
- 29% представителей поколения «Икс» (родились в 1965 — 1980 годы);
- 39% миллениалов (родились в 1981 — 1996 годы);
- 8% зумеров (родились в 1997 — 2010 годы);
- 6% представителей поколения «Альфа» (родились после 2010 года).
Источник: Пресс-служба компании ЮMoney