26 марта 2025 г.

Издание «Бизнес-секреты» в рамках аналитического проекта T-Data провело исследование и узнало, в каких сферах ведут бизнес юные предприниматели в возрасте от 14 до 21 года включительно.

Основные выводы:

  • Юных предпринимателей становится больше. За пять лет ИП в возрасте 14-21 года стало больше почти в три раза — прирост с 2020 года составил 196%.
  • Среди всех юных ИП бизнес до совершеннолетия открывает меньшинство. Их доля среди всех ИП за последние пять лет не превышала 0,2%. Большинство начинает свое дело с 18 лет.
  • По доле юных ИП среди всех предпринимателей первое место занимает Республика Марий Эл. В 2024 году ИП в возрасте 14-21 лет составили 19% от всех новых ИП региона. На втором месте — Оренбургская область (17%), на третьем — Липецкая область (16%), на четвертом и пятом места — Чеченская Республика и Курганская область (по 15%).
  • Самая популярная отрасль среди юных предпринимателей — e-commerce (24% от всех регистраций ИП возрастом до 21 года). На втором месте — розничная торговля (13%). Строительство и ремонт — третья по популярности сфера, но она меньше интересует юных предпринимателей по сравнению с более взрослым сегментом. Там зарегистрировано 8% новых ИП возрастом до 21 лет.
  • В числе отраслей, где юные ИП открывают бизнес чаще более старшего поколения, — e-commerce, ИТ и реклама.
  • ИП в возрасте 14-21 года вдвое чаще закрывают бизнес в первые два года. В первый год свое дело закрыли 20% ИП до 22 лет. В то время как в выборке ИП старше 22 лет доля закрытий в первый год — 10%.
  • 57% предпринимателей в возрасте от 14 до 21 года включительно удается сохранить бизнес более двух лет. Доля таких ИП более старшего возраста — 75%.

За пять лет количество юных ИП выросло на 196%

Юных предпринимателей становится больше. Редакция Бизнес-секретов зафиксировала рост их доли с 2020 по 2024 год. Если в 2020 году предприниматели в возрасте до 21 года составляли 7,4% от числа всех ИП, то в 2024 году их доля выросла до 11,1%.

Дмитрий Трофимов, руководитель сегмента «Старт бизнеса» в Т-Бизнесе, комментирует: «Случаи регистрации бизнеса несовершеннолетними встречаются, однако скорее это единичные эпизоды и на практике массового притока несовершеннолетних в предпринимательство пока не наблюдается. Это может быть связано как с юридическими ограничениями с точки зрения регистрации бизнеса, открытия счетов и заключения договоров, так и с тем, что в подростковом возрасте (до 18 лет) открытие своего дела зачастую остается лишь на уровне хобби или эксперимента и редко выходит за его пределы.

В то же время мы видим прирост старшей категории. Так, согласно данным Т-Бизнеса от 2024 года, количество предпринимателей в возрасте 18–21 года выросло на 5% по сравнению с 2023 годом. Именно в этом возрасте у молодых предпринимателей появляется больше юридической и финансовой свободы с точки зрения регистрации бизнеса, получения кредитов, грантов, возможности участия в программах поддержки бизнеса, а также базовый капитал, полученный благодаря подработкам и накоплениям».

Несовершеннолетние предприниматели — скорее исключение, чем правило

Среди всех юных ИП бизнес до совершеннолетия открывает меньшинство. Их доля за последние пять лет не превышала 0,2%, а доля предпринимателей в возрасте 18-21 года — почти 11%.

Юные ИП чаще других предпринимателей закрывают бизнес в первые два года

Среди предпринимателей, открывших бизнес в 2022 году, в первый год закрыли свое дело 20% предпринимателей до 21 года. В то время как в выборке предпринимателей старше 22 лет доля закрытий в первый год — 10%. В течение двух лет закрывается еще больше бизнесов — 43% в выборке предпринимателей до 21 года и 25% в выборке ИП старше 22 лет.

Но все же, судя по данным об ИП, зарегистрированным в 2022 году, 57% предпринимателей в возрасте от 14 до 21 года удается сохранить бизнес более двух лет. Для сравнения: доля таких ИП более старшего возраста — 75%.

Больше всего юных ИП в Москве, но по доле регистраций лидирует Марий Эл

По количеству ИП, которые запускают бизнес в возрасте 14–21 года, лидирует Москва. В столице зарегистрировано 7,4% всех юных ИП в стране. Однако там регистрируется наибольшее количество ИП — около 10% от всех по стране. В процентном соотношении предприниматели от 14 до 21 года составили только 8% от всех новых ИП Москвы в 2024 году. Это делает Москву городом с наименьшей долей ИП в возрасте до 21 лет.

По доле юных ИП среди предпринимателей первое место среди регионов занимает Республика Марий Эл — в 2024 году ИП в возрасте до 21 года составили 19% от всех новых ИП региона. На втором месте — Оренбургская область (17%), на третьем — Липецкая область (16%), на четвертом и пятом места — Чеченская Республика и Курганская область (по 15%).

Юные предприниматели чаще, чем более старшая аудитория, идут в e-commerce, ИТ и рекламу

Самая популярная отрасль среди юных предпринимателей — e-commerce. На этот сегмент в 2024 году пришлось 24% от всех регистраций ИП возрастом до 21 лет. На втором месте — розничная торговля. Там в 2024 году зарегистрировалось 13% ИП до 21 года. Строительство и ремонт — третья по популярности сфера, но она меньше интересует юных предпринимателей по сравнению с более взрослым сегментом. Там зарегистрировано 8% новых ИП возрастом до 21 года.

Дмитрий Трофимов, руководитель сегмента «Старт бизнеса» в Т-Бизнесе, отмечает: «Ключевые направления, которые выбирают молодые предприниматели для старта своего дела, не сильно отличаются от показателей всего рынка регистрации.

Данные Т-Бизнеса от января 2025 года показывают, что в топ ключевых сфер входят: e-commerce — 24%, розничная торговля — 13%, услуги для физических лиц — 8%, строительство — 7%. Также мы видим, что растет процент молодежи в ИТ, разработке ПО и рекламе, по 6% в каждой сфере.

Новое поколение предпринимателей достаточно быстро адаптируется к любым изменениям, которые происходят на рынке, что становится их ключевым преимуществом. ИП активно используют цифровые технологии с точки зрения ведения и развития бизнеса. Быстро реагируют на тренды и активно используют технологии автоматизации, аналитики и другие для развития своего дела. В том числе они ориентированы на экологичность и устойчивость и стремятся делать бизнес с учетом этих принципов».

Источник: Пресс-служба компании Т-Бизнес