14 апреля 2025 г.
Финансовый кризис никогда не происходит внезапно — его возникновению предшествуют известные факторы: снижение выручки, рост долгов, уменьшение спроса, потеря позиций на рынке. Консультируя представителей разных бизнес-сфер, я вижу, насколько важно системно увидеть проблему в момент, когда она еще не приобрела угрожающих масштабов и может быть решена путем принятия адекватных антикризисных мер. Грамотная диагностика позволяет вовремя определить наличие рисков — она является важнейшим инструментом преодоления как локальных, так и глобальных проблем. В статье поговорим о системе раннего обнаружения кризиса в компании и о показателях, которые важно анализировать нон-стоп, чтобы сохранить устойчивость и преуспеть.
Что чаще всего становится причиной кризиса?
Финансовый кризис — явление многофакторное, но основные причины можно разделить на несколько групп.
Внутренние факторы, в том числе управленческие решения
Главные «беды» внутреннего порядка — недостаточно развитая контрольная система и недостаточно проработанный мониторинг финансовой деятельности. Без внятной, прозрачной базы основных показателей — за месяц, квартал, год — управленцам сложно принимать взвешенные и верные решения. Для малых и средних предприятий, которые обладают меньшим запасом прочности, чем крупные, критически важен ежемесячный контроль основных показателей: регулярности платежей, кредитной нагрузки, объема выручки.
Управленческие ошибки, которые могут привести к кризису, — это чаще всего ошибки стратегического планирования и распоряжения ресурсами, а также неэффективная работа с долгами и инвестициями. Операционные проблемы тоже могут плохо сказаться на «самочувствии» компании — снижается мотивация персонала, растет текучесть кадров, компания вынуждена уменьшать расходы на маркетинг. ИТ — быстрорастущая и высококонкурентная область, в которой крупные решения принимаются быстро, но каждое такое решение должно быть взвешенным.
Внешние факторы
Экономические изменения, изменения в законодательстве, снижение спроса на продукт компании могут существенно повлиять на ее финансовую устойчивость. Есть и краткосрочные факторы, которые должны быть учтены — такие как колебания валютного курса (например, если часть расчетов ведется в валюте).
Распространенная и довольно типичная для ИТ проблема, которую можно рассматривать как серьезный фактор риска — это ситуация, когда деятельность компании слишком «завязана» на одном-двух крупных клиентах.
Финансовые ошибки
Непродуманные инвестиции, перерасход бюджета, недостаточный контроль над расходами, рост задолженности — всё это приводит к финансовым проблемам. «Положив» слишком много ресурсов на какой-то крупный, обещающий в перспективе высокую прибыль проект, можно сильно обжечься — финансовая стабильность возможна, только если у компании есть «план B».
Раннее обнаружение кризиса
Симптомы появляются задолго до яркого проявления болезни — нужно просто вовремя их увидеть и правильно оценить:
Снижаются |
Растут |
Продажи |
Задолженность клиентов |
Ликвидность |
Долги по регулярным платежам |
Затраты на развитие и инновации |
Кредитная нагрузка |
Тревожным звонком становится падение прибыли даже при условии сохранения стабильной выручки — это признак того, что компания «топчется на месте». К числу типичных управленческих ошибок, которые появляются в такие моменты, относится сохранение старой бизнес-модели в условиях падающего спроса. Если компания вдобавок неадекватно оценивает кредитные риски и сохраняет нерентабельные направления, которые «тянут вниз», кризис просто неизбежен.
Что с этим делать?
Анализировать:
- Ключевые показатели: текущую ликвидность, денежный поток (если он будет отрицательным несколько периодов подряд — пора принимать антикризисные меры), дебиторскую задолженность (клиенты начинают платить дольше — возникают кассовые разрывы), рентабельность прибыли, долговую нагрузку (если показатель >4, значит, долгов слишком много), долю одного клиента в выручке (если она составляет >30%, компания попала в зависимость, от которой нужно избавляться).
- Финансовые отчеты: прибыли и убытки (чтобы найти, на чем компания больше всего зарабатывает и где теряет деньги), баланс (чтобы здраво оценить долговые обязательства и собственный капитал), денежный поток.
- Прогнозы и факты: расхождения в прогнозируемых прибыли и расходах с фактическими, и причины этих расхождений (изменение продаж, спроса, непредусмотренные расходы и т. д.).
- Динамику показателей: сравнив финансовые данные за несколько периодов, можно отчетливо определить тренды, которые влияют на результат (например, понять, как за год изменилась прибыль — а потом проанализировать, почему так произошло).
- Данные по конкурентам. Сравнив свои показатели с показателями других компаний, можно объективно оценить, насколько вы эффективны и каково в текущий момент ваше место на рынке. Бенчмаркинг даст пищу для размышлений — какие области нужно улучшить и где находятся ваши точки роста.
На анализе перечисленных выше показателей, собственно, и строится система раннего обнаружения кризиса в компании. Сбор информации и аналитика — этапы, которые предшествуют выработке стратегических (в том числе и антикризисных) решений, — это ресурсоемкие задачи. Процесс станет эффективнее, если автоматизировать его, используя для составления, сбора и анализа отчетов специализированные программные решения.
Когда кризис на подходе
Если результаты диагностики сигнализируют о серьезном ухудшении финансового самочувствия компании, значит, настало время для принятия антикризисных мер. Что важно сделать:
-
Оценить риски. Установить, какие именно показатели влияют на стабильность бизнеса, и продумать, как минимизировать это вредное воздействие (например, перейти на другие формы расчетов, разработать реалистичный план повышения продаж и т. д.).
-
Оптимизировать затраты. Повысить устойчивость, как правило, помогает сокращение расходов (например, на корпоративные турпоездки и праздники).
-
Реструктурировать долги. Если компания не справляется с долговой нагрузкой, можно принять меры по облегчению кредитного бремени (например, пересмотреть условия кредитования или договориться об отсрочке).
-
Минимизировать убытки. Определить, куда утекают деньги, и перекрыть этот кран (например, закрыть нерентабельное направление).
-
Оптимизировать кадровый состав. Оценить, есть ли возможность сокращения численности персонала (но важно сохранить «костяк» команды, на котором держатся ее достижения).
-
Повысить эффективность. Разработать план по улучшению производственных процессов и внедрить современные системы управления и контроля.
И в шторм, и в штиль
Подводя итог, хочу отметить, что систему раннего обнаружения кризиса нельзя считать «лекарством короткого действия»: она нужна не только компаниям, которые столкнулись с ухудшением финансовых показателей. В условиях современной бизнес-реальности, когда крупные преобразования на рынке происходят порой стремительно, план устойчивого развития необходим всем. А в основе этого плана всегда находится грамотная аналитика, которая позволит определять «узкие места» задолго до того, как они начали тащить ваш корабль на дно.
Об авторе. Дмитрий Кузнецов — предприниматель и профессиональный арбитражный управляющий. За время своей карьеры провел более 400 процедур банкротства и выполнил финансовый анализ свыше 400 предприятий.
Источник: Дмитрий Кузнецов, предприниматель и профессиональный арбитражный управляющий