14 апреля 2025 г.

Дмитрий Кузнецов

Финансовый кризис никогда не происходит внезапно — его возникновению предшествуют известные факторы: снижение выручки, рост долгов, уменьшение спроса, потеря позиций на рынке. Консультируя представителей разных бизнес-сфер, я вижу, насколько важно системно увидеть проблему в момент, когда она еще не приобрела угрожающих масштабов и может быть решена путем принятия адекватных антикризисных мер. Грамотная диагностика позволяет вовремя определить наличие рисков — она является важнейшим инструментом преодоления как локальных, так и глобальных проблем. В статье поговорим о системе раннего обнаружения кризиса в компании и о показателях, которые важно анализировать нон-стоп, чтобы сохранить устойчивость и преуспеть.

Что чаще всего становится причиной кризиса?

Финансовый кризис — явление многофакторное, но основные причины можно разделить на несколько групп.

Внутренние факторы, в том числе управленческие решения

Главные «беды» внутреннего порядка — недостаточно развитая контрольная система и недостаточно проработанный мониторинг финансовой деятельности. Без внятной, прозрачной базы основных показателей — за месяц, квартал, год — управленцам сложно принимать взвешенные и верные решения. Для малых и средних предприятий, которые обладают меньшим запасом прочности, чем крупные, критически важен ежемесячный контроль основных показателей: регулярности платежей, кредитной нагрузки, объема выручки.

Управленческие ошибки, которые могут привести к кризису, — это чаще всего ошибки стратегического планирования и распоряжения ресурсами, а также неэффективная работа с долгами и инвестициями. Операционные проблемы тоже могут плохо сказаться на «самочувствии» компании — снижается мотивация персонала, растет текучесть кадров, компания вынуждена уменьшать расходы на маркетинг. ИТ — быстрорастущая и высококонкурентная область, в которой крупные решения принимаются быстро, но каждое такое решение должно быть взвешенным.

Внешние факторы

Экономические изменения, изменения в законодательстве, снижение спроса на продукт компании могут существенно повлиять на ее финансовую устойчивость. Есть и краткосрочные факторы, которые должны быть учтены — такие как колебания валютного курса (например, если часть расчетов ведется в валюте).

Распространенная и довольно типичная для ИТ проблема, которую можно рассматривать как серьезный фактор риска — это ситуация, когда деятельность компании слишком «завязана» на одном-двух крупных клиентах.

Финансовые ошибки

Непродуманные инвестиции, перерасход бюджета, недостаточный контроль над расходами, рост задолженности — всё это приводит к финансовым проблемам. «Положив» слишком много ресурсов на какой-то крупный, обещающий в перспективе высокую прибыль проект, можно сильно обжечься — финансовая стабильность возможна, только если у компании есть «план B».

Раннее обнаружение кризиса

Симптомы появляются задолго до яркого проявления болезни — нужно просто вовремя их увидеть и правильно оценить:

Снижаются

Растут

Продажи

Задолженность клиентов

Ликвидность

Долги по регулярным платежам

Затраты на развитие и инновации

Кредитная нагрузка

Тревожным звонком становится падение прибыли даже при условии сохранения стабильной выручки — это признак того, что компания «топчется на месте». К числу типичных управленческих ошибок, которые появляются в такие моменты, относится сохранение старой бизнес-модели в условиях падающего спроса. Если компания вдобавок неадекватно оценивает кредитные риски и сохраняет нерентабельные направления, которые «тянут вниз», кризис просто неизбежен.

Что с этим делать?

Анализировать:

  • Ключевые показатели: текущую ликвидность, денежный поток (если он будет отрицательным несколько периодов подряд — пора принимать антикризисные меры), дебиторскую задолженность (клиенты начинают платить дольше — возникают кассовые разрывы), рентабельность прибыли, долговую нагрузку (если показатель >4, значит, долгов слишком много), долю одного клиента в выручке (если она составляет >30%, компания попала в зависимость, от которой нужно избавляться).
  • Финансовые отчеты: прибыли и убытки (чтобы найти, на чем компания больше всего зарабатывает и где теряет деньги), баланс (чтобы здраво оценить долговые обязательства и собственный капитал), денежный поток.
  • Прогнозы и факты: расхождения в прогнозируемых прибыли и расходах с фактическими, и причины этих расхождений (изменение продаж, спроса, непредусмотренные расходы и т. д.).
  • Динамику показателей: сравнив финансовые данные за несколько периодов, можно отчетливо определить тренды, которые влияют на результат (например, понять, как за год изменилась прибыль — а потом проанализировать, почему так произошло).
  • Данные по конкурентам. Сравнив свои показатели с показателями других компаний, можно объективно оценить, насколько вы эффективны и каково в текущий момент ваше место на рынке. Бенчмаркинг даст пищу для размышлений — какие области нужно улучшить и где находятся ваши точки роста.

На анализе перечисленных выше показателей, собственно, и строится система раннего обнаружения кризиса в компании. Сбор информации и аналитика — этапы, которые предшествуют выработке стратегических (в том числе и антикризисных) решений, — это ресурсоемкие задачи. Процесс станет эффективнее, если автоматизировать его, используя для составления, сбора и анализа отчетов специализированные программные решения.

Когда кризис на подходе

Если результаты диагностики сигнализируют о серьезном ухудшении финансового самочувствия компании, значит, настало время для принятия антикризисных мер. Что важно сделать:

  1. Оценить риски. Установить, какие именно показатели влияют на стабильность бизнеса, и продумать, как минимизировать это вредное воздействие (например, перейти на другие формы расчетов, разработать реалистичный план повышения продаж и т. д.).

  2. Оптимизировать затраты. Повысить устойчивость, как правило, помогает сокращение расходов (например, на корпоративные турпоездки и праздники).

  3. Реструктурировать долги. Если компания не справляется с долговой нагрузкой, можно принять меры по облегчению кредитного бремени (например, пересмотреть условия кредитования или договориться об отсрочке).

  4. Минимизировать убытки. Определить, куда утекают деньги, и перекрыть этот кран (например, закрыть нерентабельное направление).

  5. Оптимизировать кадровый состав. Оценить, есть ли возможность сокращения численности персонала (но важно сохранить «костяк» команды, на котором держатся ее достижения).

  6. Повысить эффективность. Разработать план по улучшению производственных процессов и внедрить современные системы управления и контроля.

И в шторм, и в штиль

Подводя итог, хочу отметить, что систему раннего обнаружения кризиса нельзя считать «лекарством короткого действия»: она нужна не только компаниям, которые столкнулись с ухудшением финансовых показателей. В условиях современной бизнес-реальности, когда крупные преобразования на рынке происходят порой стремительно, план устойчивого развития необходим всем. А в основе этого плана всегда находится грамотная аналитика, которая позволит определять «узкие места» задолго до того, как они начали тащить ваш корабль на дно.

Об авторе. Дмитрий Кузнецов — предприниматель и профессиональный арбитражный управляющий. За время своей карьеры провел более 400 процедур банкротства и выполнил финансовый анализ свыше 400 предприятий.

Источник: Дмитрий Кузнецов, предприниматель и профессиональный арбитражный управляющий