2 сентября 2009 г.
Прошел год, как мы живем в кризисе. В связи с этим CRN/RE обратился к ведущим игрокам ИТ-рынка с просьбой поделиться своим взглядом на то, каким был для них этот кризисный год. Рассказывает Владимир Ламков, коммерческий директор EuroBusiness.CRN/RE: Что принципиально изменилось в вашей компании в связи с кризисом?
Владимир Ламков: Принципиально, пожалуй, ничего. Направление деятельности – дистрибуция офисной техники и компьютерной периферии было и остается нашим делом. И в период кризиса мы стремимся к тому, чтобы он минимально возможным образом повлиял на наши отношения с партнерами.
CRN/RE: Какие уроки вы извлекли из кризиса?
В.Л.: Это не первый кризис на рынке. Причины и формы предыдущего и настоящего экономических потрясений разные, но сказать, что появилось что-то совершенно новое в базовом наборе антикризисных мероприятий в российских компаниях, нельзя.
У нас были сценарные планы действий компании. В соответствии с ними мы и работали. Наши предположения о развитии ситуации подтвердились. Ну а какие-то особенности именно этого кризиса мы, безусловно, взяли на заметку. Например, продажи моделей премиального сегмента довольно быстро и существенно сократились, в то время как в 1998 г. по многим таким товарам если и был спад, то незначительный, а порой и росли продажи.
CRN/RE: Все говорили, что кризис – это еще и возможности. Какими возможностями, возникшими в связи с кризисом, воспользовалась ваша компания?
В.Л.: Не следует считать возможностями те действия, которые надо было сделать давно, да все руки не доходили. Это не возможности, а управление компанией и реализация стратегии развития.
Что же касается открывшихся непосредственно от кризиса путей, то надо помнить, что кризис еще не закончился. Полагаем, что все впереди, хоть бы из-за того, что в некоторых случаях отдача от сделанного видна не сразу. Большинство возможностей проявится в период выхода рынка из кризиса, когда компании смогут использовать наработанное с наибольшей эффективностью.
CRN/RE: Какие из проблем, возникших в связи с кризисом, оказались наиболее сложными для вашей компании? Как вы их решали?
В.Л.: На первом этапе наиболее важным было удержать дебиторскую задолженность в заданных рамках и снизить риски неплатежей, оптимизировать складские запасы, с чем мы довольно оперативно справились. Также нужно было не допустить кассового разрыва, но в этом нам помогла взвешенная политика сочетания объемов собственных и заемных средств, проводимая и до кризиса.
CRN/RE: Как кризис повлиял на обороты вашей компании во второй половине 2008 г.? В первой половине 2009 г.?
В.Л.: Компания специализируется на поставках устройств печати и обработки изображений, офисной техники. Занимает существенную долю рынка в этом сегменте и, соответственно, ощутила его изменения. Во второй половине 2008 г. ослабление спроса привело примерно к 10% спаду в продажах принтеров и незначительному, на уровне 4%, росту продаж МФУ. В 1 полугодии 2009 мы почувствовали 35-45% сокращение сегмента hardcopy. (Цифры даны применительно к продажам в штуках.)
CRN/RE: От каких планов пришлось оказаться в связи с кризисом?
В.Л.: Отказались от части краткосрочных планов развития товарного портфеля. Перенесли на более поздний период реализацию одного из проектов.
CRN/RE: Какие прогнозы вы делали в начале кризиса в отношении российского ИТ-рынка? Оправдались ли они?
В.Л.: Основные прогнозы делались о существенном сокращении спроса, изменении структуры рынка и о том, что это кризис будет глубоким и долгим. Полностью оправдались.
CRN/RE: Любые другие ваши мысли по поводу развития ИТ-рынка в кризис.
В.Л.: Сложно назвать происходящее развитием. Скорее, похоже на «спящий режим», если пользоваться компьютерными терминами. Однако кризис стал катализатором многих процессов, происходивших и до его начала.
Источник: CRN/RE