24 мая 2013 г.
Информация о том, что в 2012 году рост российского ИТ-рынка составит не более 4% (IDC называет предварительную цифру 3,9%) подтвердила, что ситуация изменилась и точки дальнейшего роста придется искать исключительно внутри ИТ-компаний.Группа компаний Softline свои приоритеты определила еще несколько лет назад. Итоги работы холдинга в 2012 финансовом году впечатляют. Совокупный оборот за отчетный период составил 805 млн долл., что на 34% превышает показатели 2011 финансового года (600 млн. долл.). По словам руководства группы, рост в рублях за счет курсовой разницы еще выше - более 40%. В компании уверяют: на протяжении последних десяти лет Softline растет в среднем на 55%.
В этом году группа компаний продолжит работать в соответствии с выбранной стратегией. В России акцент делается на повышении эффективности бизнеса. Прежде всего, за счет увеличения такого показателя как выработка на каждого сотрудника. В 2011 году она составляла 300 тыс. долл., в 2012 – 365 тыс. долл., а в 2015 должна превысить 750 тыс. долл.
По словам председателя совета директоров Softline Игоря Боровикова, стратегия развития компании кроме традиционного направления, связанного с поставками ПО, подразумевает также развитие сервисного направления и ИТ-консалтинга. Сейчас Softline предлагает клиентам весь комплекс решений и услуг для эффективного построения ИТ-инфраструктуры. В том числе, в рамках проектов компания стала поставлять не только программное, но и аппаратное обеспечение, а также оказывать услуги по консалтингу, аутсорсингу, информационной безопасности, виртуализации и др. В 2012 финансовом году рост оборота группы по ИТ-сервисам составил 150%. При этом доля ИТ-услуг в прибыли увеличилась на 25%.
Вторая точка роста Softline связана с одним из самых обсуждаемых и модных трендов - облаками. По словам Игоря Боровикова, это направление на российском рынке уже вполне востребовано. Просто компаний, которые могут полностью выстроить cloud-инфрастуктуру, не так много. Softline пошла по пути расширения сотрудничества с вендорами, предлагающими облачные решения, такими как Google и Microsoft. Кроме того построила собственное внешнее облако Softcloud и стала предлагать SaaS-услуги. В прошлом году бизнес компании по направлению SaaS показал рост 400%. Также Softline предлагает свои собственные сервисные платформы для сегмента СМБ – ActiveCloud by Softline и для EPG – Softcloud Platform. Рост данного направления в прошлом финансовом году составил 30%.
По словам Боровикова, развитию облачных технологий в России (а также в других развивающихся странах) способствует и изменение подхода к продажам со стороны производителей облаков. Еще несколько лет назад некоторые вендоры стали активно продвигать прямую модель поставки онлайновых облачных сервисов. Это вызвало жаркую дискуссию о том, окончательно ли новая модель работы заменит старую, будет ли в новой реальности нужен канал поставок как такой и как изменится ландшафт ИТ-рынка через несколько лет. Однако, по словам Игоря Боровикова, довольно быстро выяснилось, что у подобного подхода нет будущего. Сегодня все основные поставщики облачных сервисов занялись построением классического канала.
По мнению Игоря Боровикова, пересмотр позиции связан с рядом объективных причин. Во-первых, программное обеспечение - товар во многом «виртуальный», его цена зависит от множества факторов. Стоимость софта для корпоративного и частного пользователя различна, отличия могут быть очень существенными. Кроме того, лицензия – это сложный юридический документ, предусматривающий много разных нюансов. И, наконец, использование софта предполагает наличие специального человека (или подразделения), который будет осуществлять закупку, сервисную поддержку и т.п., а также (в случае если речь идет о государственных организациях) участвовать в тендерах. В результате заказчику оказывается гораздо проще работать с компаниями–посредниками, заключать с ними договора, понимать, с кого можно спросить за результат, кому предъявлять претензии.
Важным элементом стратегии Softline является геоэкспансия. По этому пути компания начала идти еще в 2008 году, когда по словам Игоря Боровикова, все рынки ближнего зарубежья «закончились». Сегодня такой рост «вширь» позволяет компаниям получать дополнительные конкурентные возможности. На рынки других стран начинает выходить все больше российских компаний. Softline при этом продолжает развивать бизнес и в странах СНГ, в прошлом году рост там составил 127%. Направление ИТ-сервисов в СНГ выросло в 10 раз, в Беларуси, Азербайджане, Узбекистане, Казахстане компания также начала поставки аппаратного обеспечения.
В сегодняшних рыночных условиях глобальный подход к ведению бизнеса, несомненно, помогает компании развиваться. На новых рынках Softline начинает работу с поставок лицензионного ПО (так же, как 20 лет назад в России). Главным партнером холдинга по-прежнему является Microsoft (в прошлом году рост бизнеса по направлению «решения Microsoft» составил более 100%). На данный момент компания имеет представительства в 68 городах 25 стран. В 2013 году собирается открыть представительства в Мексике, Эквадоре и ЮАР. А также присматривается к таким странам как Бразилия, Панама, Пуэрто-Рико, ОАЭ, Катар, Кувейт, Индонезия, Сингапур, Канада.
По итогам отчетного периода представительства Softline в Перу, Коста-Рике и Чили получили статус Microsoft Large Account Reseller, что позволяет компании получать определенные преимущества от вендора и успешно конкурировать как с локальными, так и глобальными фирмами. Бизнес компании в странах дальнего зарубежья в прошлом году вырос на 700%.
Игорь Боровиков рассказал, что хотя в каждой новой стране Softline начинает с поставок ПО, однако на этом останавливаться не собирается и планирует также развивать сервисное направление.
Конечно, новые рынки существенно отличаются как от российского, так и друг от друга: бизнес в азиатских странах не похож на латиноамериканский. Председатель совета директоров Softline признал, что рынок Латинской Америки кажется ему очень благоприятным для развития бизнеса, по сути он похож на рынок Европы. В Азии необходимо учитывать местную специфику, ментальность довольно сильно отличается от нашей. Однако компания планирует добиться успеха вне зависимости от ментальных особенностей, привлекая к работе исключительно местные кадры.
В структуре группы компаний развиваются и другие новые направления. В прошлом году портфель Softline Venture Pertners пополнился рядом новых проектов: Smart Start, Apps4All, IT-man, «Контекстный брокер», Express Patent. По данным Venture Business News, фонд по итогам года вошел в пятерку наиболее активных инвесторов на российском рынке венчурного капитала.
В рамках департамента разработки Softline было запущено направление разработки мобильных и десктопных приложений, на сегодняшний день в работе находится более 50 проектов для российских и международных заказчиков. Офисы подразделения работают в шести городах России: Таганроге, Оренбурге, Воронеже, Красноярске, Новосибирске, Москве.
Кроме того компания планирует развивать направления, связанные с информационной безопастностью, вирутализацией, аутсорсингом разработки ПО и приложений, разработкой ИТ-стратегий и консантинга.
Направление электронной дистрибуции Softline развивает продажи ПО через Интернет: интернет-магазин allsoft.ru обслуживает заказы частных лиц, store.softline.ru – корпоративных клиентов. Порядка 95% заказов обоих магазинов составляют электронные лицензии ПО. За прошлый год оборот интернет-магазина Softline вырос более чем в два раза, оборот allsoft - в полтора раза.
Игорь Боровиков сообщил, что стратегические планы компании предусматривают рост бизнеса на 40% ежегодно в течение ближайших трех лет. В 2013 году компания планирует преодолеть планку в 1 млрд. долл. и к 2015 году превысить цифру в 2 млрд. долл. Это оптимистический сценарий развития.
Председатель совета директоров подчеркнул, что ГК Softline будет считать планы реализованными, если в следующем году вырастет на 35%. При этом ГК собирается сохранять прежние приоритеты: развивать направления ИТ-услуг и комплексных проектов, осуществлять дальнейшую геоэкспансию в страны Латинской Америки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. И не забывать о своем основном бизнесе – поставке ПО. В следующем году Softline планирует сделать бизнес-акцент на сегменте EPG, активно развивать деятельность в регионах России, ряде стран дальнего зарубежья и СНГ.
Источник: Наталья Басина, СRN/RE