6 августа 2014 г.
Canalys опубликовал статистику за второй квартал текущего года, согласно которой на рынке компьютеров происходят серьезные изменения. Прежде всего, по данным компании, квартальные продажи компьютеров в натуральном выражении возросли на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Под «компьютерами» Canalys понимает не только «десткопы» и ноутбуки, но и планшеты. В сумме за второй квартал было продано 123,9 млн таких устройств. Этот факт указывает на общее оживление рынка и вселяет некоторый оптимизм — возможно, кризисные явления в мировой экономике несколько отступают и объемы продаж компьютеров будут увеличиваться в течение нескольких кварталов.
Из данных по рынку следует еще один интересный вывод: объем продаж ноутбуков (49,1 млн единиц) превысил аналогичный параметр для планшетов (48,4 млн штук). При этом представители Canalys объясняют эту ситуацию особенностями в развитии «железа»: рынок практически насыщен и ноутбуками, и «таблетками», но вендоры планшетов не смогли предложить потенциальным покупателям ничего принципиально нового, в то время как количество ноутбуков с сенсорными экранами быстро растет, причем даже в массовых сегментах. Как видно, ноутбуки и планшеты поменялись местами со времен прошлого года: тогда отсутствие значимых технических инноваций в сегменте привело к спаду продаж ноутбуков, сейчас аналогичная ситуация приводит к сокращению продаж планшетов (на пять процентов по сравнению с результатами аналогичного периода прошлого года, по данным Canalys).
Что это означает для локального российского рынка? Ситуация «тут» отличается от общемировой, притом значительно. Например, в мире компьютерной компанией «номер один» по подсчетам Canalys является Apple, остаться на первом месте которой, заметим, позволил десятипроцентный рост продаж ноутбуков, в то время как объемы продаж iPad сократились. Очевидно, что на российском рынке позиции «яблочной» компании несколько иные, а поэтому рекомендация всем участникам канала начинать активную торговлю MaсBook была бы не совсем правильной.
Стоит ли российским реселлерам обращать особое внимание на ноутбуки? Да, но с осторожностью. Во всяком случае, была бы преждевременной рекомендация создавать складские запасы в ожидании увеличения спроса. Да и кто бы ей последовал после прошлогодних (и не только) приключений с затовариванием складов, которая еще будет долго памятна российским дистрибьюторам и реселлерам... В российских условиях следует разделять поставки по корпоративно-государственным заказам, сильно зависящие от текущего политического момента, который малопредсказуем, и розничные продажи, которые пока развиваются по вполне понятным закономерностям, в том числе и сезонным. Поэтому, например, к приближающемуся сезону «снова в школу» реселлерам нужно тщательно продумывать ассортимент и аккуратно готовить складские запасы, — все же придется! — надеясь на прирост розничных продаж по сравнению с прошлым годом.
В российских условиях мировые данные означают, скорее, необходимость сместить фокус с планшетов. Хотя «таблетки» и популярны сейчас, но сказанное для мирового рынка полностью справедливо и для российского: вендорам нечего предложить пользователям планшетов в плане значимых инноваций. Заметим, что тут разговор именно о пользователях, ведь в рамках закупок по крупным проектам с прямым или косвенным участием финансов государства планшеты приобретают существенно меньше, чем компьютеры. Рассчитывать на массовое появление юзеров-неофитов в ближайшее время было бы странно: совсем недавно крупные розничные сети — прежде всего, операторов сотовой связи, но в этом процессе отметились и другие — активно продвигали ультра-бюджетные планшеты, поэтому в сегменте недорогих решений для начинающих некоторое время ловить нечего. Это означает, что ситуация в сегменте планшетов будет оставлять желать лучшего и даже ежегодный пик продаж сезона «снова в школу» может оказаться не таким высоким, как хотелось бы.
Рассматривая цифры Canalys, можно увидеть еще один важный момент, который является крайне неприятным для российского канала. Если еще недавно тенденции на российском рынке совпадали с мировыми — и глобальный, и локальный рынки падали, только динамика падения была разной — то сейчас картина изменилась, и спад продаж в РФ резко контрастирует с ростом как во всем мире (напомним, он составляет 14%), так и в ЕМЕА (он менее выразителен, но все же впечатляющий — 8%).
Источник: Александр Маляревский