В 2006 г., готовя юбилейный выпуск CRN/RE, посвященный 10-летию издания, мы перелистали подшивку архивных номеров за 1996–1998 гг. Удивлению нашему не было предела, когда обнаружилось, что некоторые материалы выглядят так, как будто написаны вчера. Несколько статей из подшивки 1996 г. мы опубликовали в том юбилейном номере.
Спустя 5 лет, приступая к очередному юбилейному выпуску — теперь уже к 15-летию CRN/RE, — мы вновь перечитали старые статьи. И вновь удивились тому, что есть темы, которые были актуальны как в 1996–1998 гг., так и сегодня. По этой причине мы решили опубликовать лучшие материалы тех лет в разделе «Репринтные издания».
Мне, как, несомненно, и большинству читателей CRN, регулярно приходится слышать утверждения о том, что компьютерный рынок в России — наиболее цивилизованный из всех, что взаимоотношения здесь более всего соответствуют принятым среди культурных людей нормам и принципам и т. д. Некоторые объясняют это высокотехнологической природой товара, другие — тем, что в данном секторе с самого начала работали интеллигентные люди, совсем недавно (в масштабах продолжительности жизни человека, но не новейшей российской истории) вышедшие из НИИ и КБ, третьи пускаются в рассуждения в духе отставного гимназиста, имя которого вынесено в заголовок. Причина, конечно же, есть. Не случайно, в самом деле, корпорация МММ, сделавшая значительную часть своего начального капитала именно на торговле компьютерами, пустилась в сомнительные махинации совсем в других отраслях.
Задумавшись на эту тему и поговорив с несколькими лидерами российского компьютерного рынка, я пришел к выводу, что причины у рассматриваемого явления далеки от метафизических. Если отложить до другого случая рассмотрение исконно российской специфики с ее непредсказуемым законотворчеством, людоедской налоговой политикой и чиновничьей самодеятельностью, то основная проблема, которую приходится разрешать компьютерным реселлерам всех уровней, — это отсутствие определенности в сроках поставки. Все начинается, естественно, с зарубежных партнеров. В общем обороте иностранной фирмы — изготовителя компьютеров доля России составляет пренебрежимо малую величину. В таких условиях вполне естественно, что нашу державу снабжают «по остаточному принципу»: даже если в соответствии с прогнозами спрос на какое-то оборудование в России в ближайшее время повысится вдвое, это будет означать, что поставки в нашу страну составят в общем обороте фирмы не две тысячных, а целых четыре (цифры, естественно, условные, но близкие к реальным). Вполне очевидно, что такой «всплеск деловой активности» ни в коем случае не заставит фирму расширить производство. К нам по-прежнему будет поступать столько оборудования, сколько останется после удовлетворения запросов более богатых стран. Я здесь, разумеется, несколько упростил ситуацию, но общий принцип выглядит именно так.
В то же время клиенты российских реселлеров тоже не лыком шиты. Они стараются формальными и неформальными способами зафиксировать сроки поступления оборудования к себе: иногда оговаривают неустойки в договоре, иногда полагаются на знаменитое «купеческое слово» (которое в прежние времена, читайте пьесы Островского, действительно было нерушимо). Что же делать реселлеру? Держать большой запас товаров на складе, омертвляя капитал, в наше время никто себе позволить не может. Речь, конечно, идет не о гигантах, у которых чуть ли не тысячи дилеров, так что все, что есть на складе, будет раскуплено не одним, так другим, а если и «залежится» партия на сотню-другую тысяч долларов, на благосостоянии корпорации это никак не скажется. А дистрибьюторам помельче остается одно — быть цивилизованными. В данном случае это означает: дружить с конкурентами. Если у меня товара нет, а у друзей-соперников затоваривание, они меня выручат. Я, в свою очередь, когда придет время, окажу им такую же услугу. Где-то манипуляции этого рода проделываются с ведома и согласия руководителей самого высокого ранга, где-то президенты и генеральные директоры закрывают глаза на подобные инициативы своих подчиненных, но джентльменские сделки описанного типа в порядке вещей практически во всех компьютерных фирмах. В общем, все происходит, как в кафе и ресторанах крупных западных городов. Если напиток, который заказал посетитель, в ассортименте отсутствует, официант ни в коем случае об этом не скажет. Он сбегает в соседнее кафе и принесет то, что затребовано. В дальней перспективе это окупается. Кстати, сотрудничать заставляет не только «необязательность» зарубежных поставщиков; иногда приходится вступать в альянс в связи с тем, что какой-то проект реализовать в одиночку (например, из-за специализации) ни одна из небольших фирм не в состоянии, вместе же обе зарабатывают неплохие деньги.
Что же касается интеллигентности, в компьютерной революции она играет свою роль — эпизодическую. Те, кто не умел себя вести цивилизованным образом, были вынуждены уйти с этого рынка, иначе на нем работать нельзя.