Журналистам принято не доверять. Особенно в России. Некоторое время назад гриф «Для немедленного распространения» на пресс-релизе вызывал даже недоумение — а для чего же еще рассылаются пресс-релизы. Все просто: дело в том, что в других странах принято оповещать ведущие издания о готовящихся событиях заблаговременно, чтобы репортеры успели подготовиться. При этом всякий раз делается оговорка — предоставляемая информация не должна предаваться огласке до оговоренного срока. В таких случаях пресс-релиз снабжается совсем другим грифом: «Не подлежит публикации до ДД-ММ-ГГ». Если же оговорки нет или в явном виде указано, что публиковать можно немедленно, значит, событие секрета уже не составляет.
К сожалению, в России подобное заблаговременное оповещение не практикуется. В условиях, когда каждый журналист, в особенности в компьютерной прессе, имеет доступ к Сети, доходит до смешного. Иной раз, придя на пресс-конференцию, с удивлением обнаруживаешь, что тебе за новость выдают нечто, о чем уже было известно неделю назад, причем не из каких-то «конфиденциальных источников», а из размещенных в Интернете публикаций западных СМИ.
Впрочем, сотрудников российских представительств западных фирм в этом винить не приходится. Они порой и сами узнают новости о своей фирме из газет. Говорят, что именно так было в момент недавнего слияния Compaq и Digital. Наших журналистов подобное положение дел вынуждает больше времени посвящать поиску информации, ее фильтрации и т. д., но страдает от этого все равно читающая общественность: новости неизбежно запаздывают, а качество материалов зачастую оставляет желать лучшего. Важен и психологический момент: как по-вашему, что интереснее, писать о чем-то, что нашел и придумал сам, или переписывать своими словами чужие заметки на чужом языке? Руки как-то не лежат...
Недавно мне случилось столкнуться еще с одним аспектом сокрытия информации. Мне довелось быть участником одного совещания вендоров и дистрибьюторов, работающих на российском рынке. Вендоры пеняли дистрибьюторам на то, что последние плохо прогнозируют динамику спроса, в результате чего держат у себя несбалансированные складские запасы, а дистрибьюторы отвечали на это, что они не в курсе планов своих поставщиков по выпуску на рынок новинок, и поэтому просто не в состоянии делать серьезные прогнозы. А дальше один из участников обронил замечание, которое для меня сразу многое прояснило. Дело в том, что предоставление дистрибьюторам подобной информации временами и не в интересах изготовителей оборудования. Если дистрибьютор не знает, что в ближайшем будущем на рынок должны выбросить новинку, более совершенную технически и имеющую более низкую цену, ему можно «выгодно» продать партию изделий предыдущего поколения. И пусть потом уповает на страхование складских запасов... Вполне естественно, что далее потенциальные неликвиды (тоже по кажущимся выгодными ценам) будут предлагать рядовым реселлерам. Из дальнейшего разговора выяснилось, что подобное происходит сплошь и рядом, причем с самыми разными фирмами.
Что же делать? К сожалению, рецепт простой и малодейственный: следить за прессой (увы, преимущественно западной) и строить свои конфиденциальные прогнозы. Со временем, когда Россия перестанет, наконец, рассматриваться как второстепенный рынок, ситуация переменится, а пока что, если авторитетный вендор или дистрибьютор предлагает вам выгодно закупить большую партию компьютеров, принтеров, сетевых модулей или чего-то еще, задумайтесь, а не бесплатный ли это сыр?
Статья опубликована в Computer Reseller News, № 6, 1998 г.