Об истории создания CRN/RE, о сегодняшнем дне издания и его перспективах рассказывает глава Издательского дома «СК Пресс» Евгений Адлеров.
CRN/RE: Расскажите, пожалуйста, об истории создания CRN/RE. С чего все начиналось?
Евгений Адлеров: Наверное, сначала стоит вкратце напомнить историю Издательского дома «СК Пресс», которому в этом году исполняется 20 лет. Первый журнал — PC Magazine/RE — издается с 1991 г. В 1995 г. была приобретена лицензия на издание PC Week. Этот еженедельник был ориентирован в основном на корпоративных пользователей, а в те времена в эту категорию попадали ИТ-сотрудники любых компаний, где насчитывалось с десяток компьютеров.
Оба издания оказались довольно успешными. Их читали, в том числе и руководители многих ведущих ИТ-компаний. Но таких людей не мог удовлетворить контент PC Magazine/RE и PC Week/RE, поскольку эти издания не были на них рассчитаны. Нам постоянно говорили о том, что было бы неплохо уделять больше внимания именно ИТ-бизнесу, чаще публиковать материалы на эту тему. Так возникла идея выпустить издание, ориентированное на руководителей и владельцев компаний, то есть на ИТ-бизнес как таковой.
Ведущим мировым изданием, посвященным этой тематике, был еженедельник Computer Reseller News, тогда он назывался именно так. Выпускала его частная американская компания СМР, и мы обратились к ней с предложением об издании российской версии. Приехал ее представитель, чтобы ознакомиться с нашим бизнес-планом, в ходе переговоров он более детально разъяснил нам специфику Computer Reseller News. Это не компьютерное издание, а в большей степени деловое — оно направлено на людей, занимающихся ИТ как бизнесом, и удовлетворяет их потребности в информации о том, что происходит в мире ИТ-бизнеса.
В США Computer Reseller News был весьма авторитетным и, можно сказать, в какой-то степени эксклюзивным изданием. Соответственно лицензия на него стоила очень дорого — в разы больше, чем лицензия на PC Week, и уж во много раз дороже, чем на PC Magazine. Американское издание было очень толстым, в нем размещалось громадное количество рекламы. По словам лицензиата, оно приносило хорошую прибыль, так как расходы на него были умеренными, а доходы — высокими. Какое-то время мы раздумывали, опасаясь входить в столь дорогую лицензию. Но в итоге все же согласились.
CRN/RE: Были ли вы уверены в успехе, когда принималось решение о выпуске издания, сфокусированного не на технологиях, а на проблемах организации и развития довольно специфического компьютерного бизнеса?
Е. А.: Мы были уверены, что ИТ-рынок позитивно воспримет это издание. Потребность в нем ощущалась. Конечно, оно казалось нам очень дорогим из-за высокой стоимости лицензии, и были некоторые сомнения — сможет ли Computer Reseller News/RE приносить доходы, которые позволяли бы его окупать.
Кроме того, стояла еще одна непростая задача — формирование штата редакции, которая могла бы выпускать полноценное бизнес-издание для ИТ-рынка. Конечно, для наполнения контента можно было использовать переводные материалы из американского издания Computer Reseller News. Но бизнес в России и сейчас существенно отличается от бизнеса в США, а в то время различия были еще сильнее. Все прекрасно понимали, что нужно готовить собственные материалы о ситуации на российском ИТ-рынке. В «СК Пресс» работало немало талантливых и известных компьютерных журналистов, но необходимо было найти или «натренировать» такую команду, которая могла бы писать грамотные статьи на темы, связанные именно с бизнесом.
CRN/RE: Как вам удалось привлечь к работе не только известных компьютерных журналистов, но и ведущих менеджеров ИТ-отрасли?
Е. А.: Незадолго до выхода первого номера русской версии Computer Reseller News в «СК Пресс» на должность издателя PC Magazine/RE был приглашен Николай Федулов, известный и авторитетный человек в ИТ-сообществе. Это был правильный выбор. Он пришел в наш Издательский дом непосредственно из ИТ-бизнеса, был «изнутри» знаком с ситуацией на рынке, сочетал в себе качества опытного менеджера и маркетолога. Вскоре Николай «взял в свои руки» и издание Computer Reseller News/RE. В основном именно он формировал редакционную политику и внес огромный вклад в становление и развитие издания.
CRN/RE: Проект с самого начала стал успешным? Если не секрет, как быстро он окупился?
Е. А.: ИТ-рынок сразу проявил интерес к новому изданию, в этом плане старт можно назвать успешным. Что касается финансовой стороны, то первые полгода были непростыми. Однако затем ситуация заметно улучшилась. В какой-то момент проект действительно «выстрелил», издание стало приносить довольно высокие доходы, которые позволили ему окупиться примерно на полгода раньше, чем планировалось.
CRN/RE: Можете ли вы выделить какие-то вехи в истории развития CRN/RE?
Е. А.: Вряд ли можно четко и однозначно разбить его историю на какие-то конкретные периоды...
Пожалуй, первым важным этапом можно считать становление редакции, формирование команды. Сложность заключалась в том, что авторы, как я уже говорил, должны были не только профессионально разбираться в деловой тематике, но и быть при этом в какой-то степени и ИТ-специалистами, поскольку это бизнес-издание выпускалось именно для ИТ-рынка. На мой взгляд, основной костяк команды, способной грамотно выполнять стоящие перед ней задачи, сформировался через год-полтора после выхода первого номера.
Второй важный этап завершился, когда удалось окупить инвестиции, вложенные в это издание. Дальше, как мне кажется, CRN/RE развивался стабильно и планомерно, без каких-то особых потрясений. И это приятно, не все наши издания могут этим похвастаться.
CRN/RE: Часто ли вы берете в руки свежий номер CRN/RE? Что вам нравится, над чем, по вашему мнению, «стоит поработать»?
Е. А.: Я регулярно просматриваю свежие номера. Считаю, что в целом издание правильно отражает ситуацию на ИТ-рынке. Не могу сказать, что мне что-то не нравится, но, на мой взгляд, в нем не хватает острых материалов. В общем-то, редакционная политика CRN/RE изначально подразумевала некое табу на публикацию скандальных, резко негативных критических статей. Действительно, на ИТ-рынке происходит множество позитивных событий и тенденций, и все это адекватно освещается в CRN/RE. Но мне кажется, что на этом же рынке можно найти поводы и причины для подготовки более острых публикаций. Хотя, конечно, я понимаю, что это сложно...
CRN/RE: Для многих Интернет стал одним из основных источников информации. Некоторые популярные компьютерные издания, особенно во время кризиса, полностью «уходят в Сеть», прекращая выпуск бумажных номеров. Не грозит ли это и CRN/RE?
Е. А.: Мне кажется, что в первую очередь многие ищут в Интернете какие-то оперативные новостные заметки. CRN/RE никогда не был новостным изданием, в нем публикуются более серьезные и глубокие материалы. Кроме того, его основных читателей (руководителей и владельцев ИТ-компаний) вряд ли можно отнести к интернет-поколению, которое лет на 15–20 моложе, чем та таргет-аудитория, на которую мы рассчитываем. Поэтому думаю, что если CRN/RE и «грозит» Интернет, то в меньшей степени, чем другим изданиям.
Я не говорю, что Интернет не нужен. У CRN/RE есть сайт, на котором также публикуются все материалы. Мы будем и дальше его развивать. Но мне кажется, что в обозримом будущем бумажная версия CRN/RE останется востребованной.
CRN/RE: Каким вы видите CRN/RE через пять лет?
Е. А.: Конкретных прогнозов у меня нет. Пять лет — срок большой, и ИТ-рынок, естественно, за это время сильно изменится. Надеюсь, CRN/RE продолжит идти в ногу с рынком.
CRN/RE: Что вы можете пожелать редакции CRN/RE и нашим читателям?
Е. А.: Редакции — продолжать прекрасно работать. Читателям — оставаться на ИТ-рынке, внимательно следить за его тенденциями (в том числе с помощью нашего издания), развивать бизнес, богатеть. И нас не забывать.