Николай Федулов, издатель ИТ-группы издательского дома «СК Пресс»
В Издательский дом «СК Пресс» я пришел 15 лет назад, весной 1996 г. К тому моменту я примерно год работал генеральным директором компании СSM. Эта компания входила в холдинг Merisel и занималась поставками оборудования крупным корпоративным клиентам. Бизнес был на подъеме, вместе с Михаилом Красновым, президентом Merisel, мы строили большие планы, готовили реорганизацию компании. Но как-то раз мне позвонил Евгений Адлеров и предложил встретиться. Я ожидал, что предстоит очередной разговор издателя с потенциальным рекламодателем, но неожиданно он заговорил совсем о другом: предложил заняться издательским бизнесом.
Можно сказать, что это предложение попало на подготовленную почву. Да, я много лет успешно занимался продажей компьютерной техники, но ощущал, что мне этого мало. Меня очень интересовал маркетинг, хотелось работать с информацией. Я всегда с большим уважением относился к прессе, давно поддерживал дружеские отношения с Рубеном Герром, главным редактором PC Magazine/RE, и многими другими редакторами и журналистами. Да и сам с удовольствием писал статьи, когда предоставлялась такая возможность. Работа в «СК Пресс» позволяла заняться именно тем делом, которое было мне интересно. Я долго не раздумывал и принял предложение стать издателем PC Magazine/RE. Хотя, честно говоря, плохо представлял, чем конкретно буду заниматься...
Вскоре я узнал, что «СК Пресс» собирается выпускать и русскую версию Computer Reseller News, и это стало для меня чрезвычайно приятным известием. Ведь еще в 1990 г., когда мы только создавали Merisel, а само понятие «дистрибуция» было практически неизвестно на российском рынке, мы регулярно получали это американское издание и прочитывали его «от корки до корки». Там было множество полезных материалов, которые помогали понять модель абсолютно нового бизнеса. Американский Computer Reseller News в то время был для нас практически «настольной книгой». По делам бизнеса Merisel я ездил в регионы с лекциями и использовал почерпнутую из этого издания информацию, рассказывал местным компьютерным фирмам о дистрибуции, о канале и т. п.
Редакция Computer Reseller News/RE была уже сформирована. Главным редактором был Илья Липкин, его заместителем — Михаил Новиков. Огромную помощь в становлении издания оказал и Рубен Герр. Это была хорошая команда, состоявшая из приятных творческих людей с высоким интеллектом и прекрасным чувством юмора. Но все же мне казалось, что у редакции не было четкого понимания, какой должна быть русская версия издания. Официально я тогда им не занимался, но все это было чрезвычайно интересно, и поэтому я постоянно вклинивался во все редакционные дискуссии. Они касались в том числе и терминологии. Я, например, настаивал, что, несмотря на название газеты, слово «реселлер» в публикациях употреблять не стоит — лучше заменять его на «дилер». В свое время мы исключили слово «реселлер» из оборота и в Merisel, поскольку в дословном переводе оно означает «перепродавец», то есть, грубо говоря, «спекулянт». К тому же слово «дилер» за эти годы уже прижилось в нашей стране.
Даже публикация переводных материалов из американского издания оказалась нетривиальной задачей. Знание английской компьютерной терминологии плохо помогало в понимании и правильной интерпретации бизнес-терминов. Их обсуждение порой могло длиться часами. Это теперь стали расхожими такие понятия, как, к примеру, «мультивендорные» или «нишевые» дистрибьюторы, а в то время и слов-то таких не было.
При любом удобном случае я с энтузиазмом рассказывал знакомым руководителям ИТ-компаний о том, что готовится выпуск русской версии Computer Reseller News. Они проявили к этому интерес, поскольку многие уже давно были знакомы с американским изданием. Проникшись моим энтузиазмом, руководитель одной из уважаемых ИТ-компаний даже выделил на рекламу в нем 5 тыс. долл., которые ему удалось «сэкономить» в ходе подготовки к выставке «Комтек-1996». Как раз к этой выставке и был приурочен выход первого номера Computer Reseller News/RE. Но реакция этого рекламодателя стала для меня своеобразным «холодным душем»: «Вообще-то это совсем не то, о чем ты мне рассказывал и чего я ожидал...» Я понял, что должен либо ничего не говорить об этом издании, либо начать управлять процессом...
Я предложил Евгению Адлерову дать мне возможность заняться и Computer Reseller News/RE. Понимая, что я неплохо разбираюсь в этом бизнесе и смогу сделать издание более успешным, он с радостью согласился. С третьего номера я официально стал издателем CRN/RE, получив формальное право не только «дискуссии дискутировать», но и «указания указывать».
Должен признаться, что это новое назначение очень поддержало меня психологически. PC Magazine/RE, куда я пришел на должность издателя, тогда уже был весьма успешным, состоявшимся журналом. Добавить туда что-то новое, не повредив «старое», было практически невозможно. Приходилось лишь «держать знамя», высоко поднятое другими. Я не вполне понимал — зачем, собственно, я тут нужен?
Если бы не Computer Reseller News/RE, я, как достаточно самолюбивый человек, не остался бы в Издательском доме. Работа над новым изданием мне очень помогла — я реально мог ему что-то дать и увидеть результат. Я принял CRN/RE в июне, а уже осенью мы не только начали выпускать два номера в месяц (вместо одного, как было ранее), но и удвоили обороты издания. При этом объемы каждого номера не уменьшились.
А в 1999 г. я передал CRN/RE «с рук на руки» Марине Никитиной, которая стала сначала главным редактором, а затем издателем газеты. С Мариной мы знакомы с 1990 г., вместе работали в Merisel и в RUI Apple, и я был абсолютно спокоен за дальнейшую судьбу издания. Этап «Марины Никитиной» в CRN/RE продлился до 2005 г.
В 2006 г. главным редактором (а позже, в 2007 г., и издателем) CRN/RE стала Элина Золотова. И последние пять лет издание развивается под ее руководством. Элина, как и я сам, как и Марина Никитина, — «человек с ИТ-рынка». На тот момент, когда я пригласил ее в CRN/RE, мы были знакомы более 10 лет.
Я считаю, что такая «передача эстафеты», прилив новых сил в руководство CRN/RE позволяет ему не застаиваться, оставаться всегда актуальным. Каждый из нас внес что-то свое в развитие издания, при том что его концепция, направленность остаются неизменными уже на протяжении 15 лет.
Конечно, ИТ-рынок пятнадцатилетней давности был совершенно не похож на тот, который мы наблюдаем сейчас. Но уже тогда предпринимались какие-то попытки структурировать его по направлениям бизнеса. Модель чистой дистрибуции, подразумевающая прямые контакты с вендорами и продажи исключительно через канал, лишь начинала осознаваться как отдельный вид бизнеса. Но называться дистрибьютором стало уже модно.
Основная читательская аудитория состояла из партнеров дистрибьюторских компаний. Последние прекрасно понимали, что их партнеры тоже должны правильно организовывать и развивать свой бизнес. Собственно, этому мы их совместно и учили. Мы стремились убедить людей, которые приезжали со всей страны, чтобы купить какое-то компьютерное оборудование и затем его перепродать, что это абсолютно нормальный и цивилизованный бизнес, что они носят гордое звание дилеров.
Модель распространения CRN/RE также способствовала формированию некоего «элитарного круга» его читателей. Фирмы, специализирующиеся на ИТ, включались в базу рассылки и получали издание бесплатно. Вместе с тем на него можно было и подписаться, но стоила такая подписка достаточно дорого.
Неким новым этапом, когда CRN/RE стал гораздо ближе к своим читателям, можно считать организацию ежегодных IT-форумов, которые мы начинали проводить совместно с Algorithm Group. Первый из них состоялся в 2000 г. Даже странно, что изначально это была не наша идея... Мы получили возможность вживую общаться со многими людьми, которых раньше просто не знали. Обменивались информацией, обсуждали текущие проблемы ИТ-рынка, все это было очень полезно как для нас, так и для наших читателей.
Я уверен, что CRN/RE реально способствовал формированию российского ИТ-рынка. Нормального Интернета в стране в то время практически не было, как не было и информации по темам, освещавшимся только в CRN/RE. Вендоры и дистрибьюторы довольно быстро поняли, что с помощью нашего издания можно влиять на канал, повышая эффективность бизнеса. Они получали от нас не только PR, но и информацию о том, что и как происходит на ИТ-рынке.
За прошедшие 15 лет целевая аудитория CRN/RE практически не изменилась. Мы по-прежнему работаем для тех, кто занимается ИТ как бизнесом, и надеемся, что наша работа помогает читателям делать его более эффективным. Как мне кажется, кардинальных перемен не произошло и в составе «старой гвардии» наших уважаемых читателей. Что, пожалуй, изменилось — так это их отношение к бизнесу. Уровень компетенции и подготовки топ-менеджеров ИТ-компаний существенно вырос. Энтузиасты и любители, которых мы знали в 90-е годы, стали настоящими профессионалами. Надеюсь, что в какой-то степени к этому «приложило руку» и наше издание.