В 1996 г. мы (тогда компания Lizard — реализация компьютерных комплектующих) занимали здание детского сада на Щукинской. Компания была небольшая, менее 100 человек (включая склад). Цель стояла одна — заработать. Когда наши объемы стали стабильно расти, мы исследовали рынок, проанализировали его потенциал, поставили перед собой планы и приступили к их выполнению.
Стоит отметить, что рынок наш начинался с нуля, на нем не было действующих государственных компаний. Поэтому преуспевали компании, которые создавались технически грамотными специалистами, нередко — выпускниками физтеха, как и в случае с Merlion. Эти люди были сильными студентами, с лидерскими качествами, свободным мышлением, склонностью к легкому авантюризму и даже риску.
На первом этапе рынок развивался по примитивной схеме «купил-продал». Кстати, любопытный факт: первая сделка одного из основателей компании Merlion состояла в перепродаже большой партии настенных часов. Взяли их на реализацию где-то в регионе, на нашем отечественном заводе, привезли в Москву, продали, неплохо заработали.
А потом мы в числе первых начали продавать компьютеры и комплектующие для их сборки. Первые партии закупали в Москве. Тогда, в начале 90-х, своего рода Меккой ИТ-продуктов был рынок у метро Тушинская (впоследствии Митинский рынок). Чуть позже возник Савеловский. Аналогичные рынки, но гораздо раньше и, главное, с другими ценами возникли в азиатских странах. Иногда находились там нужные поставщики. И постепенно мы стали закупать в странах Юго-Восточной Азии: на Тайване, в Корее, Сингапуре. В то время там уже проводились выставки, ярмарки для покупателей и продавцов ИТ-продукции. Знакомства с юго-восточными партнерами чаще всего именно там и происходили: основатели компании Merlion посещали эти выставки.
Сбыт в те времена часто организовывался через печатные издания, уже выходила газета «Из рук в руки». Кроме нее существовали несколько специализированных изданий на простой, дешевой бумаге. Достаточно было дать объявление, и люди звонили и покупали. И не только из Москвы, покупатели стекались со всей страны.
Вообще, если вспоминать 1996 г., вырисовывается интересная особенность. Компании, которые были в те годы для нас небожителями и, как тогда казалось, непотопляемыми, сейчас сохранились далеко не в полном составе. Многие из них тогда были дистрибьюторами ведущих вендоров, и мы смотрели на них снизу вверх...
Merlion под своим нынешним именем работает на рынке с 2004 г., однако история развития насчитывает еще более 10 лет.
1992 г. Компания Elsie специализировалась на сборке компьютеров и работе с розничными сетями, впоследствии сфокусировалась на продажах компьютерных комплектующих.
1993 г. Компания Lizard занималась продвижением компьютерных комплектующих производителей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (специализация — системные платы и видеокарты).
1995 г. Нишевая дистрибьюторская компания Citilink специализировалась на поставках компьютерной памяти.
1996 г. Компании Lizard и Citilink расширяют ассортимент и начинают заниматься широкопрофильной дистрибуцией компьютерной техники и комплектующих. Именно тогда в компанию пришел Вячеслав Симоненко, сегодня он генеральный директор Merlion.
1998 г. Для более эффективной работы Citilink на внутреннем рынке создана компания «Деникин». В этом же году происходит объединение Citilink, «Деникин» и Elsie в Группу компаний Citilink.
Знаковым для нашей компании стал 2000 г. В результате слияния Группы компаний Citilink и компании Lizard появляется новый игрок — компания LC-group, крупный широкопрофильный дистрибьютор компьютерных комплектующих, периферии, сетевого и офисного оборудования.
Поглощение было дружественным. Это были родственные проекты, мы шли к синергии для развития. У собственников компаний была четкая цель — стать лидером на рынке. Как видим, такой путь себя оправдал.
С 1 января 2004 г. LC-group начинает работать под новым именем — Merlion. Компании, входящие в LC-group, становятся структурными подразделениями Merlion для работы с внутренними партнерами. 1 сентября оптово-дистрибьюторское подразделение компании Taisu входит в состав Merlion. Это подразделение обслуживает дилерские компании из Москвы и Московской области.
2005 г. Начинает работу Merlion System Solutions (MSS) — подразделение, специализирующееся на проектных поставках.
2006 г. Merlion вместе со своими партнерами запускает федеральную сеть специализированных компьютерных магазинов «ПОЗИТРОНИКА».
2007 г. В течение года компания начала два новых проекта: федеральная «Сеть компьютерных клиник» и системный интегратор Merlion Projects.
2008 г. Стартовал новый розничный проект СИТИЛИНК.
2009 г. Запущен новый образовательно-консалтинговый проект для партнеров — Центр компетенций Merlion. В декабре Merlion начинает развивать новое направление «Бытовая техника». В ассортименте теперь новые товарные категории: «мобильные телефоны», «аудиовидеотехника» и «бытовая техника».
Сегодня Merlion — это в первую очередь широкопрофильная дистрибуция, а также VAD-составляющая — серверы, системы хранения данных, телеком и ПО. Помимо дистрибьюторской деятельности в бизнесе компании есть ряд смежных направлений: производство персональных компьютеров, системная интеграция, сервисное обслуживание, активно развиваются два розничных проекта и образовательно-консалтинговый проект для партнеров.
В портфеле Merlion 15 тыс. товарных позиций, более 170 вендоров, по 110 из них — прямые дистрибьюторские контракты, более 3,7 тыс. партнеров (40% Москва, 60% регионы).
Совокупная выручка компании в 2010 г. составила свыше 2,5 млрд. долл., штат — 2650 чел. (на конец 2010 г.).
В эти годы российский рынок (и не только ИТ) рос стремительно, в разы увеличился потребительский спрос населения. Бизнес стал более цивилизованным и структурированным. Важную роль сыграло государство — в 2000-х правительство стало уделять больше внимания сфере ИТ: были образованы государственные структуры, отвечающие за развитие отрасли, началась реализация национальных проектов в сфере образования, здравоохранения и т. п.
На заре своего развития рынок был стихийным, не регулируемым законодательством, находился под давлением определенных негосударственных структур. Сейчас рынок «созрел». Игроки, кто выжил, дружат и открыты. Российский рынок стал интересен вендорам и они сюда пришли. Он ушел от «серых схем», прозрачность бизнеса выросла в разы.