В 1996 г. с момента создания «Техносерва» прошло всего четыре года. Оборот и численность компании были в 20 раз меньше сегодняшних показателей. В команде было порядка 100 человек, а за год мы заработали 50 млн. долл. Однако 1996 г. стал ключевым в развитии «Техносерва». Именно тогда мы заключили прямые эксклюзивные соглашения с EMC и StorageTek, получили от IBM эксклюзив на работу с мэйнфреймами нового поколения по технологии CMOS. В результате в 1996 г. мы начали развивать направление, связанное с открытыми системами. Год стал переломным с точки зрения выбора новых путей и подходов к развитию «Техносерва» как полноценного гетеросистемного интегратора, в структуре которого затем появились консалтинговые практики.
В 1999 г. стартовал стратегически важный проект для российских железных дорог по разработке и внедрению ERP-системы на базе продукта SAP R/3 — с него и начинается развитие серьезной консалтинговой практики «Техносерва». Годом позднее наша выручка превысила 100 млн. долл., и компания превратилась в полноценного интегратора — ключевого российского партнера ведущих мировых производителей — Cisco, Sun, EMC, IBM, SAP, HP, APC и пр. Тогда же был выполнен ряд серьезных проектов для межрегиональных компаний «Связьинвеста».
С 2002 г. «Техносерв» принимает самое активное участие в проектах «Электронная Россия», в следующем году компания реализует проект по развертыванию Технологического комплекса печати и рассылки так называемых «писем счастья» для Пенсионного фонда РФ. Система успешно работает и сегодня, отправляя более 60 млн. уведомлений ежегодно.
В 2005 г. выручка «Техносерва» превысила 500 млн. долл., тогда же в компании появляются направления OSS/BSS, конвергенция систем мобильного и фиксированного доступа. В следующем году активно развивается региональная сеть — Екатеринбург, Краснодар, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт-Петербург, открываются первые представительства в СНГ — в Узбекистане и на Украине. Тогда же «Техносерв» создает единый центр предоставления аутсорсинговых услуг и входит в top100 Business Partners IBM как «Лучший поставщик решений — PartnerWorld».
В 2007 г. мы разработали стратегию до 2012 г., предусматривающую развитие интеграционного бизнеса на основе учета отраслевой специфики заказчика и применения собственных компетенций в инфокоммуникационных технологиях с акцентом на опережающий рост сервисно-ориентированных направлений.
В следующем году в соответствии со стратегией мы провели ребрендинг и приобрели компанию Sputnik Labs — лидера в сфере управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) и 74% акций компании «Рексофт» — ведущего российского поставщика услуг разработки ПО. В том же 2008 г. были открыты представительства в Армении и Азербайджане, в следующем — в Белоруссии.
В 2009 г. завершается формирование двух основных бизнес-вертикалей: «Техносерв Интеграция» и «Техносерв Консалтинг». Теперь «Техносерв Интеграция» объединяет все департаменты продаж, структурированные по отраслевому принципу, и инженерно-технические подразделения. В «Техносерв Консалтинг» вошли все консалтинговые практики «Техносерва», а также приобретенные в 2008 г. компании Sputnik Labs и «Рексофт».
Группа компаний «Техносерв» образца 2010 г. — это системный интегратор, работающий в России, СНГ и Европе, с оборотом более 1 млрд. долл., специализирующийся на решениях для госорганов и ведущих корпораций телеком-отрасли, ТЭК, промышленности, банков, транспорта.
История ИТ-рынка во многом связана с экономическим развитием страны, и реперные точки — это кризисные годы. Первый знаковый момент — кризис 1998 г., когда экспоненциальное развитие рынка впервые замедлилось, хотя для некоторых этот год стал точкой роста. Например, мы существенно расширили свой бизнес из-за качественно иной базы клиентов, основу которой составляли фиксированные операторы и транспортники. Понимая, что бизнес наших заказчиков быстро восстановится, мы ввели для них лизинговые схемы, в результате выручка увеличилась почти вдвое. Следующим рубежом стал банковский кризис 2004 г. Многие ИТ-компании, не имевшие собственного оборотного капитала, в первую очередь дистрибьюторы, были вынуждены опять «притормозить». Следующим стал кризис 2008 г., значительно отбросивший весь ИТ-рынок назад. Вообще, с моей точки зрения, рост ИТ-рынка не является самодостаточным. Если говорить о технологиях, российский рынок «ест с рук» западных вендоров, а с точки зрения темпов развития ИТ, как сервисной отрасли, мы плетемся в конце национальной макроэкономической конъюнктуры.
Чем ИТ-рынок 1996 г. отличается от сегодняшнего? Отвечу так: тем же, чем Россия 1996 г. отличается от России наших дней.