В 1996 г. мы представляли собой софтверное подразделение компании КАМИ, которая на тот момент занималась не только «железом», но и ПО. В 1997 г. было принято решение о выделении антивирусного проекта в независимую компанию. Нас было всего человек десять, с примерно нулевым оборотом :).
На начальном этапе у компании была самая главная задача — выжить. Конечно, и планы мы строили, и новые пути искали для реализации своих проектов. Это было круто — коллектив собрался амбициозный! Партнерская сеть на тот момент была малоэффективной, потому что за пределами СССР нас практически никто не знал.
Очевидно, что для раскручивания нового бренда на западных или восточных рынках нужны значительные инвестиции, которых у нас не было. Но мы выбрали свой путь — активизировали новый вид бизнеса, а именно лицензирование технологий, лицензирование нашего движка. По сути, компания предлагала свои разработки другим игрокам рынка, занимающимся компьютерной безопасностью. В результате в 1997–1998 гг. у нас уже появились первые контракты. Эти деньги не только спасли бизнес во время кризиса 1998 г., поскольку средства были экспортными, но и дали толчок для дальнейшего развития технологий и продуктов и в целом для роста компании.
А после получения необходимой финансовой подпитки основные ресурсы были направлены на разработку консьюмерских продуктов и экспансию на зарубежные рынки. Тогда, еще в начале пути, в конце 90-х, главный фокус был сделан на Германии (спасибо выставке «Цебит» :)), Франции, Англии и других странах Западной Европы. Затем мы не смогли остановиться — перепрыгнули океан и начали развивать бизнес в Северной Америке и немного позднее на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, Австралии, т. е. везде.
Сегодня «Лаборатория Касперского» — глобальная компания, которая фокусируется на технологиях, продуктах и сервисах по защите информации, с головным офисом в Москве, где работают примерно 1 тыс. сотрудников, и локальными офисами по всему миру, насчитывающими в общей сложности еще 1 тыс. человек.
Мы поднялись на лицензировании технологий, затем нашими «убойными» продуктами стали домашние антивирусные решения, с помощью которых мы буквально прорвали рынки Западной Европы, Азии, Северной Америки. А сейчас наступает этап развития продуктов для корпоративного сегмента, когда наши системные комплексы и сервисы дозрели до того уровня, когда на них все больше внимания обращают не только средние, но и крупные зарубежные компании.
Пожалуй, финансовый кризис 1998 г. полностью перекроил картинку ИТ-отрасли и выявил компании, которые оказались максимально приспособлены к работе в экстремальных условиях. Среди них была и «Лаборатория Касперского». Кстати, кризис 1998-го нам здорово помог, потому что рынок труда стал спокойным и дружественным для компаний-экспортеров.
Конечно, никто не станет отрицать, что ИТ-рынок в прошлом и современное его состояние — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. За 15 лет произошли коренные изменения в раскладке игроков, появились совершенно новые технологии, сервисы. Эти изменения происходили раньше и будут происходить в будущем. На сегодняшний день самое главное изменение — это фантастический взрыв мобильных технологий.