Группа компаний re:Store, входящая в состав ECS Group, 27 апреля 2011 г. отметила пятилетний юбилей. За эти годы re:Store из монобрендовой сети стала компанией, объединяющей четыре сети фирменных магазинов (Apple, LEGO, Sony и Nokia), работающих в России и трех государствах Западной Европы (Германии, Дании и Норвегии). Сегодня re:Store — самая большая сеть Apple Premium Reseller в Европе. На нее приходится треть всех продаж продукции Apple в России и четверть — в Германии, Дании и Норвегии.
На пресс-конференции, посвященной пятилетию компании, руководители re:Store особо отметили активный рост и развитие компании: в 2006 г. продажи составляли 8 млн. долл., в то время как в 2010 г. этот показатель достиг уже 295 млн. долл.
В настоящее время в состав сети входит 116 магазинов, из них 92 расположены в России. 47 российских точек занимаются продажами продукции Apple, 8 — продают товары Sony, 11 фирменных салонов реализуют продукцию Nokia и 26 — продают конструкторы LEGO. За рубежом re:Store занимается пока реализацией только продукции Apple. Число фирменных салонов в Германии достигло 10, а в Дании и Норвегии — в сумме 14. Общая торговая площадь всех салонов re:Store составляет 10,8 тыс. м2.
Несмотря на то что салонов re:Store за рубежом существенно меньше, нежели в России, по объемам продаж первые несколько обгоняют вторых. По данным на 2010 г., объем продаж в Европе составил 130 млн. долл., в то время как в России эта цифра не превысила 120 млн. долл. Среднегодовые продажи в Европе с 1 м2 также оказались выше, причем существенно. В 2010 г. этот показатель составил 63 тыс. долл. для зарубежных магазинов и 34,6 тыс. долл. — для наших. В то же время флагманские магазины re:Store в России и Европе выручают с одного квадратного метра в 2010 г. по 150 тыс. долл.
Судя по оценкам руководства re:Store, наша страна действительно обладает определенной и весьма существенной спецификой. Например, продажи с помощью интернет-порталов в России куда популярнее, чем в Европе. Именно через Сеть re:Store продает более 8% продукции Apple, в Европе же аналогичный показатель составляет всего 3%. Дополнительные услуги в России тоже оказываются более востребованными: в российском бизнесе re:Store на них приходится 2,5% продаж, в Европе же всего 0,7%. Число посетителей российских салонов почти в два с половиной раза больше, нежели европейских (5 млн. человек и 2 млн. соответственно). Средний размер чека покупателя из России также больше и составляет 350 долл. Для европейца этот показатель равняется 273 долл.
Отмечая все эти особенности, руководители re:Store обратили внимание на различные подходы к ведению бизнеса в странах Западной Европы и России. Для нашей страны характерна так называемая «молловая модель», т. е. огромные торговые центры. Именно в них чаще всего и можно встретить магазины сети re:Store. По замечаниям генерального директора re:Store Retail Group Тихона Смыкова, здесь необходимо грамотно выстраивать систему навигации. По мнению Смыкова, re:Store удалось в полной мере овладеть этой методикой. Об этом красноречиво свидетельствуют и факты: в 2010 г. магазины сети посетило 10 млн. человек. Для стран же Западной Европы более характерной является модель торговых коридоров. В таком случае магазины располагаются прямо на улице.
Если же говорить о глобальной специфике ведения бизнеса в России и Западной Европе, то, по замечаниям руководства re:Store, работать в РФ гораздо сложнее. «После того как мы научились делать здесь бизнес, мы можем траву на скалах выращивать», — пошутил президент ECS Group Евгений Бутман.
Годовая текучесть кадров в российских салонах re:Store оказалась существенно выше — 18%, в зарубежных — 8–12%. Однако, по оценкам Евгения Бутмана, этот показатель нельзя назвать высоким по сравнению с другими ретейловыми компаниями. «У нас персонал полностью сменяется за пять с половиной лет, а в некоторых гипермаркетах электроники это происходит за полгода-год», — подчеркнул он. По мнению Бутмана, это происходит из-за того, что людям нравится работать с продукцией таких известных брендов, как Apple, Nokia, Sony и LEGO. На сегодня в штате re:Store 840 сотрудников, 240 из которых работают в Европе.
В ближайшие годы компания планирует расширить число представляемых брендов до 6–8. Стоит отметить, что re:Store очень требовательно подходит к выбору партнеров и выбирает тех вендоров, которые лидируют в области потребительской электроники и развлечений, их продукция должна быть технологичной, инновационной, модной и красивой. Евгений Бутман также отметил, что компания сейчас изучает стили ведения бизнеса в других европейских государствах, так что в будущем салоны re:Store можно будет найти еще в нескольких странах. При этом объем продаж планируется поднять до 750–1250 млн. долл., количество магазинов увеличится до 150 в 2011 г. и до 200 — в 2012 г.