10 мая корпорация Microsoft объявила о том, что покупает Skype у инвестиционной группы, которую возглавляет компания Silver Lake. Сумма сделки составила 8,5 млрд. долл. наличными. В тот же день стало известно, что сделка получила одобрение советов директоров обеих компаний. Разумеется, эта покупка должна быть санкционирована регулирующими органами, но каких-либо осложнений стороны не предвидят и рассчитывают, что все формальности будут улажены до конца текущего года.
Купленная компания станет новым бизнес-подразделением Microsoft, а генеральный директор Skype Тони Бейтс займет должность президента Microsoft Skype и будет напрямую подчиняться Стиву Балмеру.
Наблюдатели сразу же отметили, что данное приобретение — самое крупное за всю историю Microsoft. Напомним, в мае 2007 г. Microsoft выложила 6 млрд. долл. за aQuantive, и уже во время кризиса, в августе 2008 г., купила Greenfield Online за 486 млн. долл.
Нынешняя сделка привлекает повышенное внимание финансовых аналитиков и представителей деловых кругов тем, что Microsoft получает Skype не только с ее технологиями и клиентской базой, но также и с долгами: несмотря на высокую популярность своих сервисов, в течение последних четырех лет Skype была убыточной компанией. Лишь однажды за это время флагман интернет-телефонии смог получить прибыль. Вот и минувший год оказался для Skype далеко не самым удачным. При общей выручке в 860 млн. долл. убытки компании составили 7 млн. долл.
Почему же Microsoft решилась на эту сделку? Эксперты полагают, что приобретение Skype поможет Microsoft в борьбе за рынок мобильных устройств, где корпорация заметно отстает от своих главных конкурентов — Apple и Google. «Skype — феноменальный сервис, который нравится миллионам людей во всем мире, — заявил исполнительный директор Microsoft Стив Балмер. — Вместе мы будем создавать будущее в онлайн-коммуникациях и станем делать это так, чтобы людям было еще проще оставаться на связи с семьей, коллегами, друзьями и клиентами в любой точке планеты».
Сделав ставку на Skype, Microsoft рассчитывает упрочить позиции на рынке интернет-сервисов. Ведь до сих пор все усилия корпорации в этой сфере не приносили ощутимых результатов. Сейчас Microsoft работает над созданием коммуникационной платформы Lync, которая объединит функции электронной почты, голосовой связи и сервиса мгновенных сообщений. Ожидается, что покупка Skype не только придаст новый импульс развитию платформы, но и поможет увеличить стоимость бренда Microsoft, что само по себе очень важно. Сегодня Microsoft занимает лишь пятое место среди самых дорогих брендов, уступая Apple, Google и IBM.
По мнению аналитиков, интеграция технологий Skype с такими продуктами Microsoft, как Linc, Xbox Live, Outlook, Kinect, мобильными устройствами создает отличные предпосылки для развития бизнеса на многие годы. Кроме того, ресурсы Microsoft могут сделать Skype реальной альтернативой домашней и корпоративной телефонии.
Но все это отдаленные перспективы, а сегодня специалисты задаются вопросом, не переплатил ли софтверный гигант за Skype? В СМИ просочились сведения, что ближайший конкурент Microsoft, компания Google, вела переговоры о покупке Skype за 4 млрд. долл., и если бы в Microsoft знали об этом, они не выложили бы почти вдвое большую сумму.
Непонятно также, как быстро и за счет чего Microsoft компенсирует свои затраты. С покупкой Skype корпорация приобретает более 663 млн. пользователей интернет-телефонии по всему миру. Получается, что за каждого Microsoft заплатила более тысячи долларов. При этом, учитывая стоимость платных услуг, среднестатистический пользователь Skype сегодня сможет принести лишь 97 долл. дохода.
Возможно, в Microsoft рассчитывают, что число пользователей и объем платных услуг в ближайшее время заметно вырастут. Но где гарантия, что завтра не появится очередной амбициозный стартап и не предложит новые бесплатные сервисы?