На мировом рынке жестких дисков происходит перераспределение сил
Прошло около месяца после того, как Western Digital сообщила о приобретении Hitachi GST (последняя была создана концерном Hitachi для развития бизнеса жестких дисков, выкупленного, в свою очередь, у IBM), и рынок облетела новость — Seagate официально объявила о приобретении направления жестких дисков у Samsung Electronics.
Как считает Сергей Чабин, руководитель производства ПК и серверов компании USN Computers, расширение Seagate за счет приобретения бизнеса жестких дисков Samsung является логичным и предсказуемым: «После объединения Western Digital с Hitachi GST оставшиеся игроки стали искать варианты для укрупнения. Сейчас мы наблюдаем перераспределение сил, и фактически рынок ЖД становится жесткой олигополией с тремя ключевыми производителями».
Действительно, по данным аналитиков iSuppli, в IV квартале 2010 г. на долю Western Digital приходилось 31% глобальных отгрузок ЖД, за ней следовали Seagate с долей 30%, Hitachi GST (доля 18%), Toshiba (11%), замыкала пятерку производителей Samsung с долей 10%. Таким образом, после приобретения Hitachi GST доля Western Digital возрастала почти до половины общего объема выпуска ЖД в мире, и компания становилась крупнейшим производителем этого вида компонентов. Естественно, что бывшая еще полтора года назад лидером Seagate захотела сократить отрыв от Western Digital и использовала для этого уже освоенный конкурентом путь рыночной консолидации.
При этом выбор для Seagate не случаен. Во-первых, Samsung Electronics не сумела развить это направление и в последние годы довольствовалась пятым местом в рейтинге ведущих поставщиков ЖД. Во-вторых, по сведениям ряда неназванных источников, этот бизнес оставался для Samsung заметно менее прибыльным по сравнению с производством микросхем памяти, и продав его, корейская компания сможет сосредоточиться на более маржинальных видах деятельности. Наконец, нельзя забывать, что еще в августе 2010 г. Seagate и Samsung заключили договор о взаимном лицензировании патентов и проведении совместных разработок в области накопителей. То есть почва для достаточно тесных взаимоотношений двух компаний создавалась задолго до объединения их бизнеса ЖД.
Причем, согласно официальному объявлению, Seagate и Samsung Electronics планируют и далее развивать совместные разработки, прежде всего в области систем хранения данных (СХД) корпоративного класса. Это именно то направление, где Seagate удерживает абсолютное лидерство, — по данным iSuppli, в IV квартале прошлого года ей принадлежало более 65% рынка накопителей (ЖД и твердотельных дисков) для серверов и систем хранения, а ее заметными конкурентами были Hitachi GST (27%) и Toshiba (7%), в то время как Western Digital довольствовалась долей менее 1%. Объединение усилий Seagate и Samsung Electronics поможет Seagate удержать лидерство в этом классе накопителей. Кстати, в конце марта Seagate представила новые модели накопителей с высокими показателями производительности и емкости, включая две твердотельные модели семейства Pulsar.
Кроме того, необходимо отметить, что по условиям достигнутого соглашения Samsung Electronics, один из лидеров рынка флэш-памяти, становится официальным поставщиком модулей памяти NAND для твердотельных накопителей и гибридных дисков Seagate, которые начинают все более активно проникать на рынок и использоваться как в серверах и СХД, так и в ПК, ноутбуках и планшетах.
Со своей стороны Seagate обязуется поставлять Samsung накопители для комплектации ее ПК, ноутбуков и потребительской электроники, что, несомненно, будет стимулировать сотрудничество двух компаний.
В то же время возникает вопрос, как уход Samsung с рынка ЖД отразится на российском рынке потребителей и каналах сбыта? По мнению Натальи Цыплухиной, руководителя отдела продаж ELKO, из канала сбыта просто исчезнет предложение одного из производителей, его место поделят между собой оставшиеся игроки. В то же время она говорит: «Конечно, нельзя не отметить, что с уходом Samsung перестанет существовать наиболее „бюджетное“ предложение ЖД. Но я не вижу проблем с „переключением“ реселлеров на продукты Seagate. Закупки участников канала, как правило, отражают текущий рыночный расклад спроса и предложения. Если предложение товара прекратится навсегда, то и спрос быстро сойдет на нет. Как говорится, при всем богатстве выбора другой альтернативы накопителям Seagate, кроме Western Digital или Hitachi (если покупку последней не подтвердит американская антимонопольная служба), просто не будет».
Что же касается российских сборщиков компьютеров, то, по ее мнению, им придется переориентировать своих отличающихся консерватизмом заказчиков на продукцию действующих производителей. «Но опять же это „выбор без выбора“», — подчеркивает Наталья Цыплухина.
Антон Лукьянов, директор департамента закупок компании Merlion, отмечает: «Несмотря на то что Samsung является единственной компанией — производителем жестких дисков, которая имеет локальный склад в России и возможность отгружать продукты напрямую любому партнеру (минуя склад дистрибьютора), рыночная доля вендора стала заметной лишь в последние несколько кварталов и росла от 4–5% до 8–10%.
Он также подчеркивает, что внутренние жесткие диски марки Samsung использовало ограниченное число реселлеров, а сборщики применяли их редко, поэтому замещение этого бренда для канала внутренних накопителей должно пройти ровно. Поскольку, в отличие от конкурентов, маркетинговая активность Samsung в канале была равна нулю, то, по его мнению, вендор мог рассчитывать лишь на ценовую привлекательность своих устройств.
«Правда, несколько иная картина наблюдается с внешними накопителями Samsung — их поставки напрямую в федеральные розничные сети превышали 60% всех продаж внешних накопителей этого вендора в России. С учетом популярности и узнаваемости марки в розничных сетях, а также достаточно жестких требований со стороны сетевых партнеров замена марки может пройти по-иному. Полагаю, что марка Samsung сохранится для внешних накопителей, а внутренние будут поставляться под брендом Seagate», — предполагает Антон Лукьянов.
Как считает Александр Савельев, менеджер по продукции компании «Аквариус», сложностей с поставками и доступностью ЖД не будет, поскольку рынок насыщен, и у Seagate явно нет планов по снижению выпуска продукции.
Однако он, как и Алексей Крутицкий, генеральный менеджер ASBIS Russia, отмечает, что соглашение о сделке Seagate—Samsung интересное и предусматривает участие компаний в бизнесе друг друга с большим набором оговорок и обязательств, поэтому сложно оценивать возможные изменения модельного ряда ЖД объединенной компании в будущем и прогнозировать реакцию рынка.
В то же время уход одного из заметных игроков приведет к изменению условий поставок продуктов и, как следствие, возникновению на нашем рынке комплектующих столь часто наблюдаемых проблем с дефицитом устройств и их сервисным обслуживанием. Как уверяет Наталья Цыплухина, пока каких-либо трудностей с поставками дисков Seagate, Western Digital, а также Hitachi не наблюдается: «Если дефицит и возникнет, то только в сегменте накопителей для настольных ПК, где позиции Samsung были более или менее заметными. Полагаю, освободившееся место с удовольствием займут указанные компании, которые совместными усилиями быстро обеспечат возросшие потребности канала. В то же время в сегменте продуктов для корпоративного рынка Samsung никогда не играла заметной роли».
Александр Савельев твердо уверен, что проблем с поставками и сервисом у Seagate не будет — компании такого уровня по определению не могут допустить подобного. Алексей Крутицкий с ним согласен: «Все компании уделяют огромное внимание сервису».
Алексей Чебатко, менеджер по маркетингу и PR компании Wexler, также считает, что наш рынок и сейчас, и в отдаленном будущем будет обеспечен продуктами Seagate: «Все-таки Samsung и Seagate крупные игроки, которые не могут не предусмотреть возможные проблемы с обслуживанием. Тем более что та же Western Digital всегда готова „взять под свои знамена“ тех, кого не устроит сервис объединенной компании».
А Антон Лукьянов обращает внимание на иную сторону дефицита: «Сделка Seagate—Samsung является следствием, а не причиной дефицита. После землетрясения в Японии в большей степени пострадали фабрики компонентов, которые поставляли детали для накопителей Samsung, поэтому последняя выигрывает от продажи своего бизнеса жестких дисков». В то же время, по его мнению, на фоне снижения темпов роста сбыта настольных компьютеров слияние позволит Seagate занять более прочную позицию на рынке.
Seagate еще в 2008 г. под влиянием кризиса пересмотрела свою стратегию, отказавшись от борьбы за максимальную долю рынка накопителей в пользу повышения прибыльности своего бизнеса. В то же время, согласно условиям приобретения Hitachi GST, Western Digital обязана выплатить кредиторам 2,5 млрд. долл. заемных средств, а следовательно, также будет бороться за прибыльность. Не приведет ли сокращение числа основных производителей ЖД до двух с 90%-ной долей рынка к замедлению процесса удешевления накопителей и соответственно снижения удельной стоимости хранения на них 1 Тбайт данных?
Сергей Чабин полагает, что многое будет зависеть от того, какой курс выберет оставшаяся тройка производителей ЖД: «Думаю, в будущем ценовая политика лидеров будет тесно взаимосвязана. И здесь могут возникать колебания как в сторону снижения, так и повышения. Сейчас у двух игроков — Western Digital и Seagate наступил период перестройки бизнес-процессов с учетом объединения ресурсов с Hitachi GST и Samsung соответственно. Такие масштабные изменения могут к осени-зиме вызвать небольшие перебои в поставках некоторых моделей дисков и ценовые коррективы. Однако в течение ближайших двух лет „проблемы роста“, скорее всего, останутся позади и мы увидим качественный скачок в области производства жестких дисков».
По мнению Александра Савельева, в последние несколько лет все сильнее прослеживалась тенденция к удешевлению накопителей, что он объясняет усиливавшейся конкуренцией между основными игроками рынка ЖД: «Теперь же здесь осталось всего три крупных игрока, следовательно, конкуренция будет слабее. Поэтому теоретически возможность замедления темпов снижения цен на жесткие диски существует. Впрочем, время покажет...»
Более определенно высказывается Наталья Цыплухина: «Оставшиеся основные производители по меньшей мере попытаются в краткосрочной перспективе развернуть возникшую ситуацию в сторону роста стоимости своих продуктов или более медленного падения цен. Относительно возможности долго удерживать от снижения уровень удельной стоимости хранения в связи с уходом с рынка одного из игроков лично я сильно сомневаюсь».
Антон Лукьянов отмечает, что на фоне резкого увеличения спроса со стороны ОЕМ-производителей (они из-за событий в Японии наращивали складские запасы комплектующих, в том числе жестких дисков) в последние несколько недель действительно наблюдается повышение цен на самые популярные модели накопителей: «Но не стоит забывать, что впереди самый слабый по уровню спроса квартал и, возможно, именно он сведет на нет спекулятивную составляющую такого роста цен. При общем замедлении мировой экономики сокращение числа производителей в меньшей степени может сказаться на цене. В то же время даже значительный дефицит и рост цен, например на диски для мобильных систем, не приведет к замещению жестких дисков твердотельными накопителями».
Алексея Чебатко «смущает» сам процесс укрупнения игроков рынка жестких дисков: «Есть определенные опасения, что уменьшение конкуренции на этом рынке может привести к его стагнации, чего бы мне не хотелось. Я имею в виду даже не столько проведение определенной ценовой политики, сколько более медленное развитие технологий».
Хотя он сразу приводит в пример производителей процессоров (Intel и AMD) и чипов для видеоускорителей (AMD и Nvidia): два производителя также могут успешно конкурировать друг с другом: «Поэтому я надеюсь, что консолидация игроков на рынке жестких дисков будет иметь только положительные последствия».
Напомним, что еще в конце прошлого года на рынке жестких дисков действовали пять производителей, сейчас их осталось три. Сможет ли выдержать Toshiba, как третий, заметно более слабый игрок, давление со стороны укрупнившихся Western Digital и Seagate?