Сегодняшнюю ситуацию на российском ИТ-рынке принято обозначать термином «новая реальность». В этой системе координат возвращение рынка к показателям 2005 г. (согласно декабрьскому отчету IDC) не выглядит полной катастрофой.
Напомним, в 2005 г. IDC оценивала российский ИТ-рынок в 12 млрд. долл. В 2014 г. объем отрасли равнялся 26–27 млрд. долл. По мнению экспертов, в 2015 г. рынок остановится на отметке 15–16 млрд. долл. И это, возможно, не предел. По словам вице-президента IDC в России и СНГ Роберта Фариша, российский рынок ИКТ к концу 2015 г. продолжил движение назад, «подталкиваемый ветрами глобальных макроэкономических факторов», и для ИТ-поставщиков «перспектива стабилизации и возврата к росту выглядит такой же далекой, как это было в декабре 2014 г.».
Однако российские эксперты считают, что результаты прогноза связаны прежде всего с курсовой разницей. И если в долларах спад ИКТ-рынка составил 40–50%, то в рублях ситуация не такая драматичная — объем рынка останется примерно на уровне прошлого года.
Для сдержанного оптимизма есть и другие предпосылки. Согласно исследованию Gartner RUS, озвученному на декабрьском заседании Комитета АПКИТ по мониторингу развития ИТ-индустрии, в 2016 г. у 39% крупных российских предприятий ИТ-расходы, выраженные в рублях, по сравнению с 2015 г. увеличатся (в среднем на 31%), а у 37% останутся на прежнем уровне. И лишь у 24% респондентов ИТ-расходы в 2016 г. снизятся (по сравнению с 2015 г. в среднем на 26%). Старший аналитик «Гартнер РУС» (Gartner RUS, ранее Marketvisio Consulting) Григорий Бецков отмечает, что, несмотря на несомненно негативную динамику рынка в 2016 г. ( в долларом выражении), «в большинстве отраслей у компаний существуют области приоритетного развития ИТ. Кроме того, некоторые компании увеличивают ИТ-бюджеты для запуска новых проектов, связанных с использованием информационных технологий».
В № 1/2015 редакция CRN/RE рассказывала об ИТ-игроках, которые в период стагнации и кризиса продолжали расти (в валюте), причем многие демонстрировали прекрасные результаты не только для стагнирующего, но и для растущего рынка.
В прошлом году в опросе приняли участие 13 компаний (хотя первоначально интерес к этому проявили гораздо больше участников). Среди тех, кто тогда говорил об успехах, были в основном компании, работающие на рынке информационной безопасности и облачных приложений. Причем вместе с молодыми игроками, недавними стартапами, росли и некоторые ветераны российского ИТ-бизнеса, а также представительства ряда иностранных вендоров.
В конце 2015 г. редакция решила повторить эксперимент, не слишком веря в успех, однако наши пессимистические настроения не подтвердились. Компаний, которые смогли вырасти (в валютном эквиваленте) на фоне существующего курса и цен на нефть, стало, конечно, меньше, чем год назад. Но они были. Среди участников рынка, согласившихся поделиться своими успехами, есть такие, которые демонстрировали рост и в 2014 г.
В этом году мы предложили ответить на следующие вопросы:
- На сколько процентов вырос оборот вашей компании в 2014 г. по сравнению с 2013 г. в валюте (можно привести предварительные или промежуточные цифры)?
- Как меняется прибыльность бизнеса? Что вы предпринимаете, чтобы увеличить прибыльность?
- За счет чего ваша компания растет?
- Какие направления бизнеса в вашей компании растут? Собираетесь ли вы проводить реструктуризацию?
- В каких отраслях сегодня есть деньги, какие проекты не «заморожены» и не отложены? Ким образом ИТ-компании могут влиять на «разморозку» проектов?
- Как отражается (если отражается) на росте компании политика импортозамещения?
- Изменили ли западные вендоры свою политику, с кем сегодня комфортнее работать — с российскими или с иностранными производителями?
- Изменили ли свои требования дистрибьюторские и дилерские компании (вопрос для производителей)?
Напоминаем, что материал готовился в декабре 2015 г., когда многие участники ИТ-рынка еще не подвели окончательные итоги года. Компании, работающие исключительно на российском рынке, по нашей просьбе пересчитали свои обороты в долларовом эквиваленте по курсу ЦБ на вторую половину декабря.
Андрей Чапчаев, генеральный директор «ИнфоТеКС»:
«ИнфоТеКС» («Информационные Технологии и Коммуникационные Системы») — производитель программных и программно-аппаратных VPN-решений и средств криптографической защиты информации. Кроме того, компания обеспечивает их поддержку и обслуживание, ведет научно-исследовательскую и консалтинговую деятельность. Год основания: 1989.
По итогам 2014 г. наша выручка составила около 30 млн. долл. Говорить об окончательных результатах 2015 г. пока преждевременно, но уже сейчас мы можем сообщить, что выручка «ИнфоТеКС» превысила отметку в 39 млн. долл. Следовательно, наш рост составит как минимум 25%, и это не может не радовать.
Прежде всего мы стремимся анализировать потребности рынка и чутко реагировать на них, выпуская соответствующие продукты. Например, сейчас прослеживается тренд, направленный на повышение мобильности бизнеса: все больше сотрудников используют в работе не только стационарный компьютер, но и смартфоны, планшеты — все, что есть под рукой и обеспечивает доступ к рабочим файлам. В этом году мы представили несколько решений, которые позволяют защитить данные при доступе с мобильных устройств. Динамика продаж лицензий на мобильные продукты говорит сама за себя: в 2011 г. мы продали 194 лицензии, в 2015 — уже более 33 тыс. Конечно, мы обязаны ростом не только своим мобильным продуктам; речь об общем подходе и стремлении оставаться востребованными и актуальными. Именно с этим стремлением мы связываем наши успехи.
Наиболее востребованы сегодня программно-аппаратные комплексы линейки ViPNet Network Security: на эти решения приходится больше половины выручки . Мы также видим, что увеличивается спрос на интеграционные продукты — заказчику нужны комплексные решения вместо автономных, поэтому мы развиваем технологическое партнерство с другими вендорами. Как уже говорилось выше, динамично растут продажи мобильных решений: это одно из самых перспективных направлений.
Большая часть заказчиков решений в области информационной безопасности приходится на структуры госсектора, для которых обеспечение сохранности данных — важнейший вопрос соответствия нормам регуляторов, которые нельзя игнорировать. Внешние санкции и предписания зарубежным вендорам ограничить продажи своих решений в России привели к ответным мерам: нормы и требования меняются, и уже не только государственному сектору, но и крупным корпоративным заказчикам приходится пересмотреть свою ИТ-инфраструктуру в соответствии с ними. Поэтому, несмотря на общее сокращение бюджетов, не все проекты будут «заморожены». Также следует отметить серьезное влияние на российский рынок ИБ темы построения государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА), которая активно обсуждалась всем профессиональным ИБ-сообществом в течение 2015 г. Здесь мы также надеемся на деятельное участие в развитии этой системы и новые проекты.
Говорить о влиянии политики импортозамещения на данный момент преждевременно. Текущие показатели компании — это скорее результат работы, которая велась в предыдущие периоды. В 2015 г. внешние санкции и ответная российская политика импортозамещения вынудили рынок замереть в ожидании дальнейшего развития событий. Разумеется, для нас, как российского разработчика, эти тренды открывают благоприятные возможности, но о конкретных итогах можно будет судить только в 2016 г.
Не думаю, что стоит говорить о каких-то масштабных переменах, связанных с изменением требований со стороны дистрибьюторских и дилерских компаний. У дистрибьюторов остается возможность выбирать, с кем работать, ведь с ослаблением позиций западных вендоров конкуренция между российскими поставщиками усилится. Поэтому для тех компаний, которые останутся на рынке, умение предложить лучшие условия и договариваться по-прежнему останется определяющим. Поэтому «ИнфоТеКС» с января 2016 г. обновляет свою партнерскую политику, чтобы предложить действующим и потенциальным партнерам более гибкие и взаимовыгодные условия.
Виктор Вайнштейн, генеральный директор компании «Логика бизнеса» (ГК АйТи) (компания принимала участие в опросе 2014 г.):
«Логика бизнеса» — консалтинговая компания, предлагает решения для управления корпоративным контентом предприятия (Enterprise Content Management, ECM) и управления и автоматизации бизнес-процессов (Business Process Management, BPM). Год основания: 2012.
Оборот компании «Логика бизнеса» вырос за год примерно на 9% в долларовом исчислении. Мы используем для расчетов следующие параметры: средний курс за 2014 г. — 38,614 руб./долл., средний курс за 2015 г. на середину декабря — 60,148 руб./долл. Таким образом, оборот нашей компании немного вырос даже в валюте, несмотря на существенный скачок обменного курса (в рублях, по предварительным данным, рост составил 70%). Мы оказались на растущем рынке. Например, в недавнем исследовании Gartner «Приоритетные области развития ИТ в России 2016» ECM (Enterprise Content Management, управление корпоративным контентом) названа наряду с BI самой большой статьей ИТ-бюджетов российских организаций в 2016 г. Заказчики готовы тратить деньги на ECM, потому что хотят перейти на современные платформы, в т. ч. с заменой импортных решений на отечественные, а также тиражировать те решения, фундаменты которых мы заложили у них в 2014 г.
Безусловно, прибыльность бизнеса немного падает — клиенты считают деньги. Чтобы увеличить прибыльность, мы стараемся повысить в продажах долю лицензий на наши «коробочные» продукты, в разработку которых инвестировали в прошлом. Продажи таких продуктов повышают прибыльность.
Сегодня в нашей компании идет реструктуризация. Ее цель — помочь выделиться растущим бизнесам. А растут те направления, которые связаны с внедрением наших продуктов, полностью соответствующих критериям импортозамещения. В частности, решения для электронного документооборота на СПО-платформах Alfresco и JBoss. Еще одним перспективным направлением бизнеса я бы назвал использование в наших ECM-продуктах инновационного решения ABBYY Compreno, позволяющего понимать и анализировать содержание текста. Мы уже сделали демонстрационный стенд, показывающий, как с помощью Compreno можно автоматически сортировать обращения клиентов и граждан. Уже есть пресейлы и запросы с рынка, готовится первый проект внедрения.
Если говорить о проектах, то по-прежнему деньги есть у госструктур и компаний нефтегазовой отрасли. Но времена, когда ИТ-проект реализовался ради самого проекта, прошли. Только положительный экономический эффект от внедрения ЕСМ может влиять на расширение использования подобных технологий в организациях. А этот экономический эффект заказчики уже научились хорошо рассчитывать.
Импортозамещение оказывает на наш бизнес положительное влияние. Западные решения для российской рублевой экономики стали очень дорогими. Поэтому заказчики по объективным причинам начинают переходить на максимально локализованные продукты. Многие из них были сильно озабочены этим вопросом уже в 2015 г.
Нельзя сказать, что западные вендоры никак не приспосабливаются к текущей ситуации. Безусловно, скидки стали глубже; чтобы компенсировать долларовые цены, вендоры охотнее идут на какие-то специальные условия. Что касается российских производителей, с одной стороны, с ними работать менее комфортно, поскольку они в меньшей степени структурированы, зато цены зафиксировали в рублях. С нового года они могут повысить свои цены на 10—15—20%, но сделано это будет один раз за год.
С импортозамещением связан еще один момент в поведении западных вендоров. Чтобы создать качественный продукт, нужно стоять на чьих-то плечах — не с нуля же все разрабатывать. Некоторые из вендоров интересны тем, что у них есть наработанные решения для встраивания в отечественные продукты. Поэтому те западные вендоры, которые смогут встроиться в российскую законодательную базу (отечественными ИТ-продуктами считаются те, доход от которых содержит не больше 30% лицензионных отчислений западному вендору), по-прежнему будут предлагать свои решения по ASL-модели. Это модель предусматривает не просто формальную переупаковку чужих продуктов (как в OEM), а их встраивание в наши решения с добавлением своей интеллектуальной собственности. Мы по-прежнему будем использовать в наших продуктах западные и Open Source-технологии, и работаем мы только с теми вендорами, которые готовы на сложение лицензий в наших продуктах по модели ASL.
Сергей Орлик, генеральный директор компании «МобилитиЛаб» (ГК АйТи):
Компания «МобилитиЛаб» создана как центр разработки и коммерциализации решений корпоративной мобильности в одной группе компаний «АйТи». «МобилитиЛаб» является членом AllSeen Alliance и резидентом Сколково. Год основания — 2011.
В 2015 г. по сравнению с 2014 г. оборот нашей компании вырос в 10 раз, что не удивительно для быстрорастущего успешного стартапа.
Для увеличения прибыльности в настоящий момент мы разрабатываем и внедряем маркетинговые онлайн- и офлайн-инструменты и программы, которые позволяют находить новых заказчиков и партнеров как в России, так и за рубежом.
Точки роста компании «МобилитиЛаб» связаны прежде всего с созданием экосистемы, включающей партнеров на глобальном рынке. В 2015 г. у нас появилось более 20 партнеров в Москве и в других городах России, а также первые компании за рубежом.
Продуктовый портфель «МобилитиЛаб» включает в себя продукты одного семейства — интегрированного корпоративного мобильного рабочего места WorksPad с привычным функционалом ПК, и потенциал роста мы видим именно на рынке корпоративной мобильности. Реструктуризация — обычный ответ на недостаточно эффективную структуру компании. Мы молодая фирма, которая изначально развивается как полноценный вендор, работающий через партнерскую сеть. Сейчас компания растет в части продаж и маркетинга. Это позволяет нам эффективно и взаимовыгодно выстраивать партнерские отношения.
В ситуации волатильности курса рубля, неопределенности выделения бюджетов на те или иные проекты организации начинают задумываться об эффективности инвестиций и наверняка будут корректировать свои ИТ-бюджеты не только в январе-феврале, но и на протяжении всего 2016 г. Мы считаем, что это открывает определенное окно возможностей для ИТ-директоров и профессиональных игроков рынка к переходу от пресловутых «Мега-проектов» (будь то «Мега ГИС» или «Мега ЦОД») к внедрению действительно необходимых технологий и решений, повышающих эффективность работы сотрудников организаций. Такие решения и такие подходы как раз и способны разморозить бюджет.
Если посмотреть на объявления о закупках решений Microsoft, IBM, Oracle и других ведущих игроков рынка, складывается впечатление, что на ИТ-рынке деньги есть во всех областях, а импортозамещения как будто бы и не существует. Мы работаем на корпоративном рынке как с коммерческими, так и с государственными заказчиками и не можем не отметить, что при обилии разговоров об импортозамещении и необходимости поддерживать инновационные российские продукты, которые должны опережать конкурентов на мировом рынке, факторы «российское» и «инновационное» не являются императивными при принятии решения. Поэтому мы делаем ставку прежде всего на конкурентоспособность WorksPad не только на российском, но и на глобальном рынке. Наша уверенность основана, во-первых, на увеличивающейся потребности заказчиков в средствах повышения корпоративной мобильности, во-вторых, в уникальности нашего продукта по обеспечению полнофункциональной, удобной и безопасной работы с корпоративной информацией на мобильных устройствах.
Алексей Тимашов, генеральный директор компании AXELOT:
AXELOT — российская ИТ-компания с разветвленной структурой, специализируется в области разработки, внедрения и сопровождения информационных систем автоматизации бизнеса. Филиальная сеть компании насчитывает 7 представительств на территории РФ и СНГ. Год основания: 1998.
Объем продаж у нас вырос на 25% по сравнению с прошлым годом — и я считаю, что это хороший показатель в кризисных условиях.
Дело в том, что, несмотря на сложную экономическую обстановку в России, рынок автоматизации складской логистики чувствует себя довольно уверенно. В трудных условиях бизнес всегда стремится максимально сократить издержки и повысить эффективность бизнес-процессов в компании, а ИТ-инструменты в такой ситуации наиболее востребованы, поэтому рынок логистических решений продолжает расти. Внедрение систем класса WMS не требует столь значительных вложений, как, например, ERP, поэтому заказчики готовы вкладываться в автоматизацию складов. Кроме того, оптимизация и автоматизация складской деятельности способны дать быстрый и вполне ощутимый результат с точки зрения ее прибыльности в ближайшей перспективе, а высокий ROI — это самый лучший аргумент для бизнеса сегодня.
Чистая прибыль у нас осталась на том же уровне, как и в 2014 г. Что касается факторов, которые влияют на увеличение прибыльности, я бы отметил два ключевых для нашей компании. Во-первых, сокращение издержек (мы постарались оптимизировать все свои расходы в этом году). Во-вторых, появление в нашей команде новых высококлассных профессионалов. Сейчас на рынке труда кризис, и таких людей стало проще найти и привлечь. А наличие в команде по-настоящему профессиональных специалистов — это хороший стратегический способ повысить рентабельность бизнеса.
Можно сказать, что у нас одно ключевое направление — разработка и внедрение информационных систем автоматизации бизнеса, которое и развивается хорошими темпами. Конечно, когда компания быстро растет, какие-то организационные изменения в ней неизбежно происходят, но о глобальной реструктуризации речь пока не идет.
Среди отраслей, в которых сегодня есть деньги, в первую очередь стоит отметить госструктуры. Кроме того, это энергетические компании, нефтяные (которые по-прежнему чувствуют себя хорошо, несмотря на ощутимое снижение стоимости за баррель), крупные коммунальные хозяйства. Последний год мы также ощутили повышение интереса к своим решениям со стороны агропромышленного комплекса и оборонной промышленности. Не могу сказать, что какие-то наши клиенты хотели бы заморозить свои проекты, но если бы это произошло, я думаю, лучшим способом аргументации стал бы высокий ROI: рынок автоматизации логистики действительно очень быстро приносит реальную отдачу, и все это можно наглядно продемонстрировать клиенту.
Политика импортозамещения, безусловно, влияет на рост компании, и влияет положительно. В связи со сложившейся ситуацией много крупных коммерческих компаний и госструктур, которые ранее в силу различных причин не ориентировались на российское ПО, все чаще смотрят в сторону отечественных разработок на платформе «1С». В первую очередь мы наблюдаем рост интереса к решениям по управлению нормативно-справочной информацией (НСИ) и интеграционным решениям, а также к логистическим решениям.
Что касается политики вендоров, то могу отметить, что в текущих условиях они стали более лояльными и клиентоориентированными, стали предоставлять более гибкие условия работы. Так что сегодня и с российскими, и с иностранными производителями одинаково комфортно работать.
Инна Прошкина, директор по маркетингу Bell Integrator:
Bell Integrator — российский ИТ-интегратор, реализирующий комплексные масштабируемые бизнес-критичные решения для корпораций из телекоммуникационной, финансовой, транспортной и медицинской отраслей. У компании 8 представительств, как в странах СНГ, так и за его пределами. Год основания: 2003.
В 2015 г. оборот нашей компании в долларовом выражении вырос на 15%.
Несмотря на влияние негативных рыночных тенденций, финансовые показатели компании на протяжении нескольких лет демонстрируют положительную динамику. Во многом этому способствует реализация стратегии оптимизации затрат, открытие региональных офисов и зарубежных представительств, а также постоянный рост квалификации сотрудников — нашего главного капитала .
Основными драйверами роста стали проекты и сервисы, реализованные для компаний телекоммуникационного и банковского сектора. В частности, мы добились трехкратного роста числа проектов относительно 2014 г., а штат компании пополнили более 700 высококвалифицированных специалистов и экспертов. Также позитивное влияние на развитие бизнеса оказало укрепление позиций компании на американском рынке.
Несколько лет назад мы уже провели реструктуризацию компании, оптимизировав ее организационную структуру. Таким образом, был создан надежный фундамент для ее развития на российском и зарубежном рынках. Лучшим подтверждением успеха этого мероприятия являются показатели нашего роста.
Наша компания сервис-ориентированная, поэтому политика импортозамещения оказывает на бизнес лишь косвенное влияние. Однако в силу наметившейся тенденции перехода ряда государственных и коммерческих организаций на свободное ПО мы смогли заключить ряд контрактов на его обслуживание и модернизацию.
Ян Скасырский, глава представительства CommVault:
CommVault — компания-производитель программных продуктов, предназначенных для защиты, архивирования, репликации данных, управления ресурсами и поиска информации. Год основания: 1996. В России работает с 2007 г.
Точно сказать, насколько вырос наш оборот в России нельзя, так как год еще не закончился (напоминаем, опрос проводился в конце 2015 г.). Приблизительно, речь идет о 57–60%.
Для увеличения прибыльности бизнеса мы нарастили продажи сервисов. Расширяем партнерские взаимотношения с OEM-каналом (в число OEM-партнеров помимо Hitachi входят NetApp, Fujitsu и Huawei).
Росту бизнеса компании в России способствует несколько факторов. Во-первых, в российский офис компании в 2014 г. пришла новая опытная команда. Во-вторых, с лета 2014 г. у нас действует новая модель лицензирования, которая позволяет решению быть конкурентным по цене. В-третьих, ощутимую отдачу дает партнерство с OEM-каналом, в первую очередь с Hitachi Data Systems. Наконец, хорошие показатели роста показывает бизнес с ведущими облачными провайдерами.
Сегодня особенно активно растут объемы бизнеса в таких «вертикалях», как финансы, производство, телеком и облачные провайдеры.
Сейчас приоритеты заказчика в первую очередь смещены на повышение эффективности текущей инфраструктуры и на снижение совокупной стоимости владения. Компания Commvault имеет уникальную практику, которую мы проводим в формате «воркшопа» с бизнес- и ИТ-подразделениями заказчика. По итогам работы мы выдаем рекомендации: говорим о том, что необходимо улучшить в существующей инфраструктуре, чтобы сделать ее более защищенной и эффективной.
На текущий момент мы не чувствуем на себе действие политики импортозамещения, так как платформа Commvault не имеет аналога среди российских производителей.
Серьезных изменений в части требований со стороны дистрибьюторских и дилерских компаний мы не заметили.
Алексей Бессарабский, руководитель отдела брендинга и PR Mango Office (компания принимала участие в опросе 2014 г.):
«Манго Телеком» — провайдер облачных коммуникационных сервисов. Решение Mango Office включает три облачных интегрированных продукта: виртуальная АТС, центр обработки вызовов, облачная CRM-система. Год основания: 2000.
Если считать в рублях, то рост оборота Mango Office за 2015 г. по отношению к 2014 г., по предварительным оценкам, составит 34%. На протяжении последних четырех лет мы сохраняем высокие темпы роста, на уровне 40–50% ежегодно. В евро годовой рост будет, безусловно, меньше. За первое полугодие он составил порядка 4%, за второе, по предварительным расчетам, — около 1–2%.
Прибыльность нашего бизнеса растет. Итоги года еще не подведены, но навскидку можно сказать, что EBITDA растет, причем еще быстрее, чем выручка. Про рост выручки на 34–35% я уже сказал. Мы добились этого не только за счет интересной продуктовой линейки, но и за счет значительного улучшения процесса продаж и повышения конверсии лидов. Что касается расходов, то мы, конечно, подходим сейчас к тратам более вдумчиво, время обязывает. Стараемся не допустить слишком быстрого роста штата, еще до начала кризиса оптимизировали свою техническую и ИТ-инфраструктуру, удешевив будущее развитие, избавились от непрофильных активов, упорядочили процессы. Наша прибыльность растет не за счет какой-то «золотой пули», а как результат планомерной работы по всем направлениям при общем движении правильным курсом .
Наш рост обеспечивает расширение клиентской базы и увеличение показателя ARPU. ARPU растет прежде всего за счет увеличения глубины использования клиентами сервисов Mango Office. Наши облачные сервисы помогают решить ряд бизнес-задач. Во-первых, усовершенствовать процесс коммуникаций с клиентами и, таким образом, увеличить рост клиентской базы, прибыли и уменьшение оттока. Во-вторых, сделать ключевые процессы в компании более прозрачными, управляемыми на основе объективных данных. В-третьих, сократить затраты на внедрение и поддержку сервисов ИТ-инфраструктуры. Кроме того, облачная модель обеспечивает компании гибкость, которая особенно актуальна в кризис, — без проблем открывать/закрывать филиалы, менять местоположение офиса, изменять количество сотрудников и т. д.
Также происходят структурные изменения в нашей клиентской базе. Мы замечаем увеличение количества средних или крупных предприятий с филиальной сетью, что обеспечивает рост ARPU. Расширение клиентской базы происходит во многом за счет региональной экспансии. В 2015 г. мы на 50% увеличили количество филиалов на территории России и открыли представительство в Германии, Кроме того, на рост числа клиентов влияет активная деятельность PR и маркетинга как в Москве, так и в регионах. Мы рассказываем про возможности облачных сервисов в статьях, на семинарах, конференциях, организуем собственные мероприятия для среднего и малого бизнеса.
Сегодня мы сосредотачиваем свое внимание на облачных бизнес-приложениях для коммуникаций. В нашей продуктовой линейке есть сервисы, которые позволяют компаниям не терять клиентов на всех уровнях воронки продаж. Сами решения достаточно универсальны, поэтому подходят компаниям разных сфер и масштабов бизнеса. Кроме того, мы являемся вторым крупнейшим SaaS-провайдером в нашей стране, а наш рынок активно растет. У нас нет непрофильных активов, от них мы избавились несколько лет назад. Фактически то, что надо делать в кризис, мы сделали еще до его начала. Поэтому задача реструктуризации перед нами сейчас точно не стоит. Мы чувствуем себя уверенно и намерены наращивать темпы роста.
Ответ на вопрос «В каких отраслях сегодня есть деньги?» неоднозначен. Если под этим понимать готовность заказчиков инвестировать в длинные проекты с непонятной окупаемостью, то денег сейчас нет нигде. Даже предприятия, у которых все в порядке с финансами, чувствуют общую атмосферу и тратят осторожно. Но в то же время деньги есть везде, это лишь вопрос приоритетов и отдачи от инвестиций. Наши клиенты относятся к самым разным отраслям, и мы видим, что они не скатываются к потреблению базового набора услуг с минимальным чеком, а наоборот, стали использовать больше дополнительных сервисов и больше тратить. Дело в том, что облачные сервисы Mango Office придают бизнесу необходимую в кризис гибкость, избавляют от риска инвестиций, помогают экономить, наращивать продажи, повышать профессионализм сотрудников и контролировать их работу. Причем цикл внедрения изменений достаточно короткий. Видимый эффект и короткий цикл — на это деньги находятся.
Политика импортозамещения слабо влияет на рост. Mango Office — полностью российская компания, мы используем платформу собственной разработки, так что риски, связанные с недоступностью импортного «железа» и ПО, нас затрагивают меньше, чем многих наших коллег. Кроме того, мы предпринимаем действия, чтобы максимально минимизировать финансовые риски, уменьшить зависимость расходов от курса рубля и ценовой политики вендоров. Так, в этом году мы реализовали крупный проект по переносу базы данных на открытое ПО PostgreSQL. Среди целей проекта: снизить стоимость владения ПО и затрат при масштабировании бизнеса Mango Office, полный контроль за развитием ИТ-инфраструктуры, сокращение сроков решения технических проблем без привязки ко времени отклика технической поддержки производителя ПО. Что касается финансовой выгоды, то реализация проекта позволит нам сэкономить 5 млн. долл. в ближайшие четыре года.
С другой стороны, выгоды от «выдавливания» зарубежных конкурентов мы тоже не получаем. Мы не пользуемся господдержкой для получения преференций. Фактически нас выбирают за качество продукта и сервиса. Конечно, курс рубля тоже способствует выбору наших сервисов, а не зарубежных. Многие наши клиенты столкнулись с увеличение стоимости покупки и обслуживания «железа» и софта. В этом случае перевод некоторых систем или полностью ИТ-инфраструктуры в облако — один из вариантов решения проблемы. Но это лучше назвать стихийным импортозамещением, а не политикой. Клиенты, по нашим ощущениям, тоже не воспользовались «зачисткой» рынка и не выросли на волне импортозамещения.
За прошедший год мы реализовали ряд крупных инфраструктурных проектов, которые снижают финансовые риски и уменьшают зависимость расходов от ценовой политики вендоров. Среди них: перенос базы данных на открытое ПО и разделение баз данных биллинга и коммутатора. Реализация этих проектов позволяет нам безболезненно масштабировать бизнес и запускать ресурсоемкие аналитические сервисы без значительных финансовых вложений. Для клиентов такая политика означает прежде всего сокращение сроков решения технических проблем и стабильность в области ценовой политики Mango Office. Безусловно, решения многих прежних вендоров-лидеров становятся менее доступными из-за курса валюты и политических неопределенностей.