В моем активном лексиконе странные иностранные слова «зумить», «зазумить» и т. д. живут уже давно. В своем первом значении — приблизить что-то — они вошли в мою жизнь вместе с подаренным цифровым фотоаппаратом.
Второе его значение (которое, кстати, отличается от первого так же сильно, как в случае со ссылкой и Лениным, см. врезку ниже) я приняла лишь в начале июня 2020 г. Я консерватор с безграничной верой в офлайн и очень долго не решалась сделать шаг в онлайн-неизвестность. Зато весь остальной мир перешел в новый формат общения с поразительной легкостью. Те, кто раньше скептически относился к «видеоконференциям», теперь считают, что не пользоваться Zoom, Webex, Teams и т. д. и т. п. (или чем-то одним из перечисленного) — это как забыть о ноже и вилке во время званого ужина.
В онлайн переехали не только встречи, но и маркетинговые активности. Компаниям пришлось в срочном порядке придумывать, на какой платформе, в каком формате и как быстро запустить то, что привлечет клиентов. И, конечно же, что именно их привлечет. Те, кто уже применял в работе эти инструменты, проводил вебинары, собирал виртуальные совещания, получили фору. Но очень небольшую: современные технологии стали настолько простыми, что достаточно быстро ими стали пользоваться все. В буквальном смысле этого слова.
Оказавшиеся на «удаленном всём», люди были рады любой возможности не просто поговорить, но и увидеть близких, друзей, коллег, партнеров — и во встречах один-на-один, и в формате многотысячных онлайн-конференций. И технологии позволили нам «соединиться». А еще — собирать на мероприятия такое количество людей из разных уголков мира, которое раньше не вмещали самые крупные ивент-площадки. И кроме того — растянуть время «проведения» форумов, которое раньше имело естественное ограничение (не может же человек без сна и отдыха сидеть в зале и слушать даже самых интересных докладчиков бесконечно) на несколько суток, недель, месяцев.
Более того, с приходом «зумирования» в нашу жизнь стало возможным принимать участие одновременно в нескольких мероприятиях — учиться, слушать выступления спикеров, готовить с друзьями в онлайне пиццу. А если что-то не успел в «живом» эфире — можно чуть позже посмотреть запись.
Но лично я и не посмотрела большую часть из того, что отложила в папки «Избранное», «Интересно» и «Обязательно изучить». Ни на следующий день (так как на следующий день появлялось что-то новое), ни через месяц (нового появилось еще больше)... И даже на новогодних каникулах не стала их открывать, даже чтобы очистить от устаревших как по контенту, так и по сроку доступа ссылок. Просто потому, что захотелось потратить время отдыха на реальные встречи с друзьями и прогулки на свежем воздухе, а не на поглощение информации из интернета — я очень устала быть «зазумленной». И не только я.
Уже летом друзья начали жаловаться, что «онлайна» слишком много. И мне кажется, это не только потому, что поток информации из интернета стал в разы насыщеннее и агрессивнее. Подозреваю, что она и поглощается, и перерабатывается как-то по-другому. И мозг просто не успел так быстро перестроиться на новую для него информационную нормальность. Но это лишь мои догадки. Так это или нет — скажут специалисты.
Я же хочу просто безоценочно поделиться парой самых ярких наблюдений за полгода жизни в «зуме».
1. Привыкнув к общению в онлайн, мои знакомые разделились на две неравноценные группы. Одни считают, что эти технологии повысили эффективность работы их компаний (как минимум совещаний: правило одного микрофона позволяет выслушать каждого — никто никого не перебивает, как при общении в офлайн).
Вторые (и их пока большинство) уверены, что работа стала менее эффективна. Так как для того, чтобы обсудить маломальский вопрос из тех, которые раньше решались в курилках, при «здрасте» в коридоре или «заглянув» в отдел, надо договориться о встрече онлайн. И даже тот факт, что теперь с любым сотрудником можно «поговорить» в любой момент (в командировки не ездят, доступны в онлайн), время, потраченное на предварительные переговоры, имеет значение.
Кроме того, по ощущениям некоторых руководителей, эффективность обсуждения (по сравнению с офлайн-форматом) падает при использовании систем видеосвязи в 2 раза, при телефонном разговоре — еще в 2 раза. А при использовании почты, она составляет
Что же касается правила одного микрофона, то, как сказал один из руководителей достаточно крупной компании, в этом случае обсуждение схлопывается до формата «селекторного совещания» или отчетно-выборного собрания. Когда говорит один человек, не очень понятно, слушают его другие участники собрания, или с выключенным микрофоном и видеокамерой картошку жарят.
Да и когда все «присутствуют» на экране в режиме «плитки», заметить, что у кого-то из участников «есть что сказать», гораздо труднее, чем на живой встрече. Ведь не все рвутся высказать свое мнение. А иногда оно бывает очень важным. Предоставлять слово каждому по списку — тоже не выход: а вдруг сказать нечего, а пока говорит один, все уже забыли, что хотели сказать по предыдущему вопросу, тема ушла и т. д.
И оказывается, это становится настолько серьезной проблемой, что поговаривают о возникновении новой специализации на рынке — профессиональный модератор онлайн-совещаний (именно совещаний, когда все могут высказаться, и именно онлайн).
Бабушка подралась с внуком, доказывая ему, что:
чайник — посуда,
мышь — животное,
лайки — собаки,
а ссылка — это Ленин в Шушенском.
(источник неизвестен)
2. Усталость людей от «зумирования» заметила не только я. Теперь тем, кто хочет активности и вовлеченности участников онлайн-мероприятий, приходится придумывать не только как удержать их внимание за счет предлагаемой информации, но и как повысить лояльность именно к этому мероприятию. Не секрет, что раньше выбор, на какое партнерское мероприятие (или пресс-конференцию) пойти (если в одно время проходит несколько одинаково важных и интересных), часто определялся местом проведения — чем вкуснее и пафоснее кафе, тем больше участников можно было «отжать» у конкурента по ивенту.
В условиях, когда «все заперты» по домам, этот аргумент перестает быть актуальным. Но... Остались сервисы доставки еды.
Впервые о том, что всем участникам пресс-конференции будет присланы «продуктовые наборы», я услышала в октябре. Насколько мне известно, затем «съедобная» часть программы была просто заменена на сертификат, позволяющий оформить карту на одной из платформ-агрегаторов, чтобы каждый участник мог сам выбрать что любит. Организаторы объясняли такую замену тем, что «у всех вкус разный».
А после обсуждения темы в кулуарах с представителями разных компаний я поняла, что все совсем не просто.
Во-первых, несмотря на то, что доставочные сервисы хорошо развиты, организовать доставку одинакового набора блюд без накладок к мероприятию на 10 человек и более — задача не из простых. Тем более, если участники находятся в разных регионах. Чтобы быть уверенными, что к началу зум-конференции у
Во-вторых, вкусы, и не только по напиткам, у всех действительно разные. Это по тому же принципу «средней температуры» учитывается при составлении меню офлайн-конференций — «рыба, курица, мясо» на выбор. А вот в условиях онлайн приходится узнавать предпочтения каждого и формировать индивидуальные «наборы».
В-третьих, скорее всего, во время прямого эфира участники вряд ли будут жевать присланные продукты. И если участник «заперт дома» не один, а с супругой, детьми и прочими членами семьи, вряд ли он будет все это потреблять втихаря, отдельно от домочадцев. Это в офлайне можно сказать «Приходи в ресторан один». А дома к столу «придут» все. И что же? Присылать продуктовый набор на каждого члена семьи (а это уже существенно удорожает инициативу) или один на всех? Тот же вопрос встает и когда принимается решение об отоваривании по карточкам.
Ну и четвертый момент. Далеко не все участники готовы сообщить (или реально знают) адрес, по которому будут находиться, когда начнется мероприятие.
И это те немногие вопросы, на которые нам рано или поздно надо будет найти ответы. Потому что слова «зазумить» и «зумить» теперь уже окончательно поселились в нашем лексиконе.