В этот раз номинация «Ноутбуки» оказалась одной из самых динамичных. Не только потому, что в ней изменился состав участников. Но и потому что за 2022−2023 гг. этот сегмент рынка вновь от души покачался на волнах «затоваривание — дефицит». Но рассказ о том, как это отразилось на численных показателях объема рынка и кто по итогу 2023 г. стал лидером продаж, оставим аналитикам. Мы же посмотрим, как события последних двух лет повлияли на отношение партнеров второго уровня к вендорам, работающим в этом сегменте.
Напомним, что в рейтинге 2020 г. в номинации «Ноутбуки» было 17 «охотников» за званием «Чемпион канала»: Acer, Apple, ASUS, Dell Technologies, Depo Computers, Digma, Fujitsu , Honor (внесен респондентами), HP Inc., Huawei, IRBIS, iRu, Lenovo, MSI, Prestigio, Xiaomi (внесен респондентами), «Аквариус»*. А вот получить реальный шанс на победу тогда смогли семь производителей: Acer, Apple, ASUS, Dell Technologies, HP Inc., Lenovo, MSI*.
В этом году список производителей ноутбуков, с которыми работает хотя бы один из наших респондентов, состоял из 21 компании (перечислены в алфавитном порядке): Acer, ASUS, Dell, Depo Computers, Digma, Fplus, Haier, Hiper, Honor, HP, Huawei, ICL, IRBIS, iRu, Lenovo, MSI, Nerpa, Prestigio, Xiaomi, «Аквариус», «Сила»**. А вот перешагнуть порог канальности нашего опроса смогли почти в 2 раза больше вендоров, чем в 2020 г., 13 компаний: Acer, ASUS, Depo Computers, Digma, Fplus, Hiper, Huawei, ICL, IRBIS, iRu, MSI, Nerpa, «Аквариус»*.
Можно предположить, что прошедшие 2 года стали для партнеров второго уровня временем для изучения предложения от вендоров и реакции клиентов (как частных, так и корпоративных) на предложения производителей. Надо же было не просто убедить пользователей, которые привыкли покупать продукцию лидеров 2020 г., обратить внимание на новых игроков рынка. Пользователи и партнеры должны были еще и поверить, что им предлагают хороший продукт. Это предположение подтверждается рейтингом важности критериев работы вендора.
Критерии и оценки
Напомним, что в 2020 г. наши респонденты поставили оценку выше 0,8 балла сразу трем критериям. Тогда самым важным для них оказалось «Соотношение цены и качества», он получил 0,89 балла. И в условиях всеобщего дефицита 2020 г., когда уходящие на удаленку пользователи, были готовы купить «Жигули» по цене «Боинга», именно продавцы ноутбуков оказались самыми требовательными к данному критерию, поставив ему самый высокий балл из всех респондентов нашего рейтинга.
В 2023 г. этот критерий не вошел даже в тройку лидеров. Оценка 0,83 балла позволила ему занять лишь 4 место в рейтинге важности. Правда, надо признать, что отрыв от первого места у этого критерия работы вендора в пределах статистической погрешности — 0,018 балла. И вообще, в 2023 г. пять критериев работы производителей ноутбуков заработали более 8 баллов. И среди них два «новичка»: «Скорость реакции вендора на запрос партнера» (третье место, 0,8323 балла) и «Сроки поставки/наличие на складе» (пятое место, 0,8097 балла).
Ну а самым важным критерием 2023 г. для партнеров оказалось «Качество продукции». Три предыдущих рейтинга он располагался на втором месте. Хотя в 2020 г. его отрыв от лидера был минимальный. Тогда партнеры оценили его важность в 0,881 балла. По итогам 2023 г. этот критерий 0,8484 балла, что не помешало ему обогнать все остальные критерии.
Наименее важными критериями в этой номинации (логично) стали «Маркетинговая поддержка партнеров» (11 место, 0,5323 балла), «Обучение и сертификация партнеров» (10 место, 0,5333 балла) и «Активность вендора в продвижении продукции» (9 место, 0,5484 балла). 10 место, которое заняло «Обучение...» — легко объяснимо: ноутбуки — не самый сложный товар, и глубокого обучения для партнеров не требуется. Заметим, что девять рейтингов подряд (в том числе и в 2020 г.) это был самый неважный для этих респондентов критерий.
«Марвел-Дистрибуция»: рынку интересны не только иностранные ноутбуки
Среди зарубежных игроков тайваньская MSI — это однозначно один из самых узнаваемых и популярных брендов. Секрет успеха компании достаточно прост: мощное «железо», высокая производительность, а главное — большой диапазон цен и широкий модельный ряд. С одной стороны, в линейке есть топовые ноутбуки для работы с требовательным софтом и запуска самых современных игр, а с другой — бюджетные ультрабуки, которые хорошо справляются со стандартной ежедневной нагрузкой и подойдут для офиса или поездок.
При этом на рынке есть клиенты, заинтересованные именно в российских устройствах. В первую очередь это представители корпоративного сегмента и госсектора. Часть заказчиков переходит на отечественную технику по требованию законодательства, другая часть делает осознанный выбор, потому что уже «обожглась» на сотрудничестве с иностранными вендорами. В то же время российские производители уже готовы удовлетворить спрос. Например, Fplus делает ставку на реестровые офисные ноутбуки, совместимые с отечественным софтом. Свою технику компания собирает на собственных площадках в РФ и постоянно наращивает локализацию. Так, две модели этого производителя стали первыми ноутбуками, вошедшими в реестр Минпромторга по проходному порогу 2024 года в 140 баллов.
Реклама ООО «МКТ», ИНН: 7811365157
А вот то, что «Активность вендора в продвижении продукции» переместилось с пятого места в 2020 г. на девятое — факт, заслуживающий внимания. Есть ощущение, что если раньше эти действия вендоров воспринимались как помощь в выборе ноутбуков конечным пользователям (партнеру было гораздо проще объяснить преимущества ноутбука А1 перед А2 или Н), то теперь, при резком увеличении количества игроков в сегменте, активное поведение каждого из них создает избыточный «шум», в котором даже партнеры не всегда могли расслышать доводы, приводимые производителями.
Поэтому большая часть наших респондентов в прошлом году выбирала эти устройства по принцу «Качество первично».
Таблица 1. Критерии и оценки
Место в 2023 г. | Критерии | Место в 2020 г. | Оценка в 2020 г. | Оценка в 2023 г. |
---|---|---|---|---|
1 | Качество продукции | 2 | 0,881 | 0,8484 |
2 | Прибыльность продукции | 3 | 0,831 | 0,8333 |
3 | Скорость реакции вендора на запрос партнера | 0,8323 | ||
4 | Соотношение цена/качество | 1 | 0,89 | 0,83 |
5 | Сроки поставки/наличие на складе | 0,8097 | ||
6 | Сервисное обслуживание заказчиков | 4 | 0,751 | 0,7774 |
7 | Техническая поддержка партнеров | 6 | 0,673 | 0,6871 |
8 | Наличие четкой партнерской программы | 0,6452 | ||
9 | Активность вендора в продвижении продукции | 5 | 0,681 | 0,5484 |
10 | Обучение и сертификация партнеров | 8 | 0,529 | 0,5333 |
11 | Маркетинговая поддержка партнеров | 7 | 0,67 | 0,5323 |
* Компании указаны в алфавитном порядке.
** Несмотря на то, что в предварительном списке для голосования были только те вендоры, которые официально работают в России, в итоговый список вошли ВСЕ производители, отмеченные или добавленные хотя бы одним респондентом рейтинга, в том числе и те, чья продукция поставляется по параллельному импорту. Почему было принято такое решение — читайте в вводной статье.
erid: 2SDnje6vFBE