В 2020 г. казалось, что эта номинация к 2022 г. может и не остаться в нашем рейтинге. Еще бы... Беспрецедентная ситуация на рынке, вызванная вспышкой эпидемии COVID-19, заставила поставщиков и потребителей в срочном порядке адаптироваться к внезапно изменившимся условиям жизни и работы. Во втором квартале 2020 г. в России происходила масштабная смена условий работы практически во всех отраслях, связанная с внезапно возникшей необходимостью перехода на удаленную работу. И в этом переходе, казалось, есть место ноутбукам и системам ВКС, а вот принтеры туда совсем не вписывались. И было ощущение, что вот-вот случится та самая революция, о которой нам так долго твердили — переход с бумажного на электронный документооборот. Но все это лишь казалось. Реальность гораздо интереснее, чем мы ее могли придумать.
В 2020 г. несмотря на все вышесказанное в список претендентов на звание «Чемпиона канала» вошли 14 производителей, с продукцией которых работали наши респонденты: Brother, Canon, Epson, HP Inc., Konica-Minolta, Kyocera, Lexmark, OKI, Panasonic, Pantum, Ricoh, Sharp, Toshiba, Xerox*. Из них 11 компаний смогли переступить порог канальности: Brother, Canon, Epson, HP Inc., Konica-Minolta, Kyocera, Lexmark, OKI, Pantum, Ricoh, Xerox*.Но даже при таком конкурсе на звание чемпиона канала среди производителей печатающих устройств (2 компании на место)в номинации «Устройства печати» не было интригой.
А вот в 2023 г. интриги было хоть отбавляй, так как основные игроки рынка и чемпионы канала прошлых лет официально покинули нашу страну, а их российские подразделения далеко не все успели «наладить» прежнюю регулярность бизнеса.
Тем не менее, в 2023 г. в список вендоров, чью продукцию покупал хотя бы один респондент нашего рейтинга, вошло больше компаний, чем в 2020 г. — 17: Avision, Brother, Cactus, Canon, Dell, Epson, Fplus, Hiper, HP Inc., Huawei, Konica-Minolta, Kyocera, Lexmark, Pantum, Ricoh, Xerox, «Катюша»**. Как видно из списка, наши респонденты до сих пор поставляют своим клиентам устройства, завезенные по параллельному импорту. Тем не менее, несмотря на заявления о том, что российского принтера до сих пор не создали, приятно видеть в этом списке отечественные компании, которые еще в 2020 г. даже не упоминались как претенденты на победу.
Еще более приятно, что в этот раз они смогли войти в число тех, кто перешагнул порог канальности. В 2023 г. набрать не менее 30% голосов наших респондентов смогли всего пять компаний: Avision, Fplus, Konica-Minolta, Pantum, «Катюша»*.
Петр Горбей, «Марвел-Дистрибуция»: в следующем списке чемпионов будет больше российских вендоров
Из победителей мы работаем с Fplus и Konica-Minolta, которых поздравляем с заслуженным признанием.
Konica-Minolta — один из немногих иностранных вендоров, которые остались на нашем рынке и продолжают осуществлять официальную поддержку. Компания сохранила сервисную сеть в России и обеспечивает гарантийное и постгарантийное обслуживание печатной техники.
Fplus — это российский производитель, который обладает широкой линейкой актуальных моделей принтеров и МФУ. Для наших партнеров это означает хорошую защиту их проектов у заказчиков. Кроме того, Fplus предлагает расходные материалы не только для своей техники, но и для печатных устройств многих других брендов. Важно, что это не просто совместимые, а полноценные расходные материалы, за качество которых Fplus отвечает как вендор.
Присутствие крупного отечественного производителя в пятерке лучших — это закономерность, учитывая ситуацию с уходом крупнейших иностранных брендов из России. В дальнейшем количество российских вендоров будет только увеличиваться. Уже сейчас многие компании занимаются производством собственных принтеров, и скоро мы увидим результаты их трудов. За последние годы рынок печатной техники изменился кардинально. В ближайшие пару лет он должен стабилизироваться, после чего российские производители в условиях нормальной конкуренции будут работать над качеством и технологичностью своих продуктов. Сейчас для них есть много точек роста. Если раньше они работали в узком сегменте, например, выпуская лазерные монохромные принтеры формата А4 со скоростью печати до 40 страниц в минуту, то после ухода лидеров многие ниши пустуют: не охвачен сегмент цветной печати, принтеры формата А3 и т.д.
Партнеры «Марвела» ждут от нас как от дистрибьютора стабильности и прогнозируемости. Им нужно официально поставляемое оборудование со всеми сервисами и гарантиями, так как на параллельном импорте невозможно строить и защищать крупные проекты. Нужны стабильные поставки с прогнозируемыми ценами. Рано или поздно все уйдут от параллельного импорта в сторону официально работающих в нашей стране вендоров.
Реклама ООО «МКТ», ИНН: 7811365157
Критерии и оценки
В 2020 г. продавцы принтеров и МФУ при выборе, с каким вендором работать, в первую очередь оценивали предлагаемые устройства по качеству. Тогда они поставили этому критерию 0,881 балла. А на втором месте по значимости располагался критерий «Соотношение цена/качество». Его оценка значимости в 2020 г. была 0,863 балла. Спустя три года этот критерий спустился на четвертое место (0,85 балла). А главным критерием работы производителя в номинации «Устройства печати» вновь признано «Качество продукции». В этот раз участники рейтинга оценили его в 0,9 балла.
На второе место наши респонденты поставили «Прибыльность продукции». Оценка этого критерия — 0,8643 балла против 0,856 балла в 2020 г., когда он занимал третье место.
Но самое интересное в рейтинге значимости критериев то, что в тройку лидеров вошел критерий, которого в 2020 г. даже не было в списках: партнеры второго уровня, продающие печатающие устройства, оценили важность «Скорости реакции вендора на запрос партнера» в 0,8552 балла. И это одна из немногих номинаций рейтинга, где новые критерии оценки работы вендора смогли войти в первую тройку.
Интересно еще и то, что в предыдущем рейтинге продавцы принтеров оказались самыми чувствительными к маркетинговой поддержке со стороны вендоров. Именно они в 2020 г. отвели этому критерию пятое место из восьми и поставили ему самую высокую оценку во всех номинациях — 0,715 балла. Заметим, что и в рейтинге 2018 г. они поставили этому критерию оценку выше, чем их коллеги в других продуктовых категориях (0,643 балла). В 2023 г. «Маркетинговая поддержка» переместилась на 10 место (из 11 возможных) — настолько резко ее важность упала (до 0,569 балла) в глазах продавцов принтеров. Ниже в этом рейтинге располагается только критерий «Активность вендора в продвижении продукции», который смог заработать 0,5621 балла.
А вот постоянный аутсайдер прошлых рейтингов, критерий «Обучение и сертификация партнеров» (0,592 балла в 2020 г.) в этот раз хоть и сохранил за собой восьмое место, но набрав 0,6179 балла, поднялся на четвертую строчку снизу.
Таблица 1. Критерии и оценки
Место в 2023 г. | Критерии | Место в 2020 г. | Оценка в 2020 г. | Оценка в 2023 г. |
---|---|---|---|---|
1 | Качество продукции | 1 | 0,881 | 0,9 |
2 | Прибыльность продукции | 3 | 0,856 | 0,8643 |
3 | Скорость реакции вендора на запрос партнера | 0,8552 | ||
4 | Соотношение цена/качество | 2 | 0,863 | 0,85 |
5 | Сервисное обслуживание заказчиков | 4 | 0,78 | 0,8414 |
6 | Сроки поставки/наличие на складе | 0,7862 | ||
7 | Техническая поддержка партнеров | 6 | 0,712 | 0,7 |
8 | Обучение и сертификация партнеров | 8 | 0,592 | 0,6179 |
9 | Наличие четкой партнерской программы | 0,6069 | ||
10 | Маркетинговая поддержка партнеров | 5 | 0,715 | 0,569 |
11 | Активность вендора в продвижении продукции | 7 | 0,697 | 0,5621 |
* Компании указаны в алфавитном порядке.
** Несмотря на то, что в предварительном списке для голосования были только те вендоры, которые официально работают в России, в итоговый список вошли ВСЕ производители, отмеченные или добавленные хотя бы одним респондентом рейтинга, в том числе и те, чья продукция поставляется по параллельному импорту. Почему было принято такое решение — читайте в вводной статье.
erid: 2SDnjcmptXJ