IDC подвела итоги исследования российского рынка персональных компьютеров за III квартал 2011 г. По данным IDC Quarterly PC Tracker, в Россию за этот период было поставлено около 3,82 млн. настольных и портативных ПК. Это на 12,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Состав пятерки лидеров российского рынка ПК в III квартале 2011 г. остался прежним, поменялись только позиции игроков. Вперед вышла компания ASUS, за ней расположились HP и Samsung. Прежний лидер, компания Acer, оказалась на четвертой строчке. Lenovo — как и год назад — заняла пятое место.
Сегмент настольных ПК вырос на 1,5%, до 1,14 млн. штук. Ведущие позиции здесь принадлежат НР, DNS и K-Systems. Четвертое и пятое места заняли Acer и DEPO Computers соответственно. Доля настольных ПК интернациональных брендов увеличилась до 23,9%. Наибольший рост продемонстрировала Fujitsu, увеличившая объем поставок почти в четыре раза.
Сегмент ноутбуков вырос на 17,3% по сравнению с показателями III квартала 2010 г., поставки достигли 2,68 млн. штук. Первую строчку здесь заняла ASUS, в то время как прежний лидер — Acer — сместился на третью позицию, пропустив вперед Samsung. Четвертую и пятую строчки, как и в прошлом году, занимают Lenovo и HP соответственно.
Сегмент домашних пользователей неизменно является крупнейшим потребителем ПК, его доля увеличилась до 71,5%. Этот рост обеспечивают исключительно ноутбуки, поскольку именно этому форм-фактору отдают предпочтение домашние пользователи. Благодаря реализованным в III квартале проектам по оснащению школ компьютерами значительный рост (38%) по отношению к аналогичному периоду прошлого года зафиксирован в сегменте образования.
«В III квартале отгрузки ПК во многом поддерживались традиционными сезонными факторами, — говорит старший аналитик по рынку персональных компьютеров IDC Россия и СНГ Зарина Камытбаева. — Кроме того, курсовые изменения в середине квартала обусловили уже знакомое состояние настороженности рынка, вследствие чего дистрибьюторы поспешили закупить товар с запасом по «старым» ценам. В настоящий момент курс доллара тревожит участников рынка в меньшей степени, однако появился другой повод для переживаний — надвигающийся дефицит и, как следствие, удорожание комплектующих».
Комментируя появление на втором месте в рейтинге ведущих поставщиков настольных ПК российской компании DNS, Зарина Камытбаева отметила, что у этой компании большая сеть собственных розничных магазинов, что позволяет поддерживать большие объемы продаж ПК под собственной торговой маркой.
Действительно, к 1 июля 2011 г. DNS открыла 248 магазинов в 78 городах России, розничное направление занимало в бизнесе компании 98%. Кроме того, в августе 2011 г. Дмитрий Алексеев, директор компании DNS, заявил: «Сейчас мы вкладываем большие деньги в производство: под Владивостоком строится современный завод компьютерной и цифровой техники, запущены производственные линии в Подмосковье и Новосибирске. Надеемся, что совместно с ДВФУ нам удастся создать собственный инженерный центр. В общем, у нас большие производственные планы, выполнение которых позволит нашей компании стать производителем № 1 в России, сохранить и усилить свою конкурентоспособность».
В текущем году DEPO Computers заявила о смене стратегии и теперь позиционирует себя как «инжиниринговую компанию», а не как производителя ПК. В то время как в первом полугодии доля серверов в выручке DEPO возросла до 50%, в 5 раз компания сократила поставки ПК — с 200 тыс. шт. в 2007 г. до 40 тыс. (прогноз) в 2011 г. Это объясняет, почему в рейтинге IDC поставщиков настольных ПК в 2011 г. DEPO сместилась на пятое место.
Аналитическая компания Context зафиксировала в I квартале 2011 г. значительное падение продаж на рынке компьютеров в регионе EMEA — минус 10,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. При этом наибольшее снижение отмечено у Acer — минус 27,8%, которая понесла большие убытки на европейском рынке, где она потеряла около 148 млн. долл., что негативно отразилось на ее продажах в I–II кварталах на российском рынке, IDC понизила рейтинг Acer в сегменте настольных ПК до четвертого места по сравнению в прошлогодним вторым.
Снижение позиции Acer на российском рынке ноутбуков, безусловно, связано с ее более общими проблемами. По данным агентства Reuters, во II квартале компания понесла крупнейшие за всю свою историю убытки в размере 234,2 млн. долл., включив в свои расходы списание 150 млн. долл. на устранение нереализованных складских запасов и задолженностей в Европе. Как сообщило агентство Electronista, в III квартале Acer вновь объявила об убытках, в денежном выражении составивших 36,3 млн. долл. Продолжающийся спад продаж ПК Acer, включая ноутбуки, оказался достаточным для того, чтобы Acer пропустила вперед Dell и Lenovo в рейтинге IDC на мировом рынке и вышла из пятерки крупнейших вендоров ПК на рынке США. Все это не преминуло отразиться на позиции Acer на российском рынке ноутбуков: с первого места в I квартале компания «скатилась» на третье в III квартале в рейтинге IDC и заняла четвертое место в рейтинге аналитиков за III квартал в целом на рынке ПК в России.
Что касается таких брендов, как ASUS, HP и Samsung, то, по мнению Зарины Камытбаевой, их результаты и перемещение на верхние позиции в исследовании IDC во многом определяются поставками в крупные розничные сети.