Разработка и внедрение приложений для мобильных устройств — относительно новый и быстро растущий сегмент ИТ-рынка. До недавнего времени в России речь шла в основном о разработке пользовательских приложений, продуктов: от игр до словарей и переводчиков.
В последние годы появились разработки приложений для использования социальных сетей на гаджетах. Но сегмент разработки корпоративных мобильных приложений был заполнен слабо. Он, конечно, не пустовал: были и есть решения «ST-Мобильная торговля», Vector-M, «Нео Матрикс», «Наполеон», «Моби-С», MTrade PRO. Но массовым этот сегмент никак нельзя было считать, скорее довольно узкой нишей. С появлением и быстрым распространением доступных по цене мобильных устройств положение начинает меняться.
Здесь чувствуется натиск крупнейших игроков международного рынка ПО. На последнем форуме SAP в мае 2011 г. в Москве значительная часть пленарного заседания была посвящена возможностям ERP-системы в мобильном варианте для применения пользователями, работающими где угодно, кроме офиса, в частности ремонтными бригадами. Однако организаторы форума честно признали: все продемонстрированные чудеса оперативности реальны только в организациях, где уже развернуты продукты SAP, и остается лишь дополнить их мобильными возможностями.
Мероприятия Microsoft также изобилуют демонстрациями многообразных мобильных устройств и приложений, однако о сопоставимом числе коммерческих российских проектов речь не идет. И неудивительно.
Такие серьезные изменения образа жизни, когда с работы уйти просто невозможно, воспринимаются в обществе неординарно. Например, исполнительный директор одного из крупнейших в стране автомобильных заводов говорит: «На свой смартфон я постоянно получаю все необходимые управленческие данные. С одной стороны — явный плюс. С другой — работать приходится 24 часа в сутки: выйдешь ночью в онлайн — а ситуация требует вмешательства...»
Есть и иное мнение (владелец средней по размеру компании — производителя пластиковых окон, Подмосковье): «Мобильные приложения? Это бред. Мне и дома, и в отпуске есть чем заняться, кроме работы. Должны же и сотрудники без меня отдохнуть, твердо зная: всю неделю его не будет». Возможно, принципиальное отличие в том, что на производстве окон порядок уже наведен, а на автомобильном заводе до него еще очень далеко.
«Скоро все будут вести бизнес на планшетах? Мы относимся к этим идеям достаточно скептически, — говорит Светлана Завьялова, эксперт аналитической группы Smartmarketing. — Все-таки планшет — система для потребления информации, тогда как в корпоративном секторе ее приходится вводить и изменять. Ниша планшетов в итоге ограничена специальными применениями (как автоматизированные системы мобильной торговли) и „рабочим местом руководителя“, и еще не факт, что он действительно будет работать с устройством, а не использовать его для повышения статуса. Заметим, что вообще, если возникает необходимость в управлении „откуда угодно, когда угодно“, то, наверное, у этой компании что-то неладно с управлением... Но мода есть, и следует ожидать появления соответствующих возможностей в крупных ERP-системах».
Заметны по крайней мере три направления развития корпоративных мобильных приложений. Одно — для нужд торговли, включая склады и логистику, традиционные продажи с колес (ван-селлинг), работу торговых представителей. Второе — автоматизация работы сервисных и ремонтных организаций, в том числе в ЖКХ, в нефтегазовой отрасли и энергетике. Третье — офисные коммуникации, обмен документами, сообщениями, данными ERP- и CRM-систем.
Еще несколько лет назад обсуждались первые проекты по разработке мобильных приложений для медиков, в частности для применения в клиниках. Но до сих пор недостаток инвестиций в эту область и дороговизна самих устройств сдерживали развитие. Пока это направление никто из экспертов даже не упоминает как перспективное, но потенциально оно должно быть интересным.
Кроме того, для мобильных устройств и приложений пока не устоялись стандарты, каждый производитель мобильных платформ пока еще «тянет одеяло на себя», что тормозит, разумеется, развитие приложений.
На рынке корпоративных внедрений происходит революция: если в течение 10 последних лет бал здесь правила платформа Windows Mobile (и именно на ее базе разрабатывались программно-аппаратные комплексы корпоративного класса), то в 2011 г. рынок определился с «наследницей» Windows Mobile. Ею стала вовсе не Windows Phone 7, которая по целому ряду технических, стоимостных и идеологических причин не годится на эту роль, а платформа Android, считает Михаил Фадеев, независимый эксперт-аналитик рынка мобильных платформ и гаджетов.
К концу 2011 г. Android будет играть ключевую роль на рынке систем автоматизации предприятий, полагает Фадеев. Альтернатив платформе Google, по сути, нет: на базе Android сегодня предлагаются и смартфоны, и планшетные компьютеры от десятков брендов стоимостью от 5 и 7 тыс. руб. соответственно, а для оснащения мобильных сотрудников, как правило, требуются именно бюджетные решения, напоминает он. Важно еще и то, что Android будет присутствовать на рынке даже в отделенном будущем — очевидно, что сегодня это утверждение можно воспринимать как факт, уверен Фадеев. Это значит, заключает он, что «корпоративщики» всегда будут иметь доступ к поддержке разработчика платформы и новым аппаратным решениям (т. е. устройствам). Ведь корпоративный рынок весьма консервативен и инерционен — и если он перейдет на новую платформу, то останется на ней в течение многих лет.
«Особенностью программного обеспечения корпоративного класса является то, что крупные компании, как правило, используют системы типа „терминал + сервер“ (то есть проекты со множеством компонентов). В качестве терминала может выступать смартфон или планшетный компьютер. Для новых внедрений все чаще и чаще используются устройства на базе Android», — отмечает президент группы компаний CDC Хусейн Аз-Зари.
Платформа Windows Mobile по-прежнему актуальна, считает он, на рынке до сих пор есть ряд достойных смартфонов ведущих производителей, хотя количество устройств постепенно уменьшается, а новые модели практически не анонсируются. Что касается Windows Phone 7, говорит Хусейн Аз-Зари, то приложения для нее обновляются только централизованно через магазин Windows Phone Marketplace, что крайне неудобно и неприемлемо для крупных корпоративных клиентов. Это в буквальном смысле «блокирует» внедрение корпоративных систем в текущей версии Windows Phone 7.
«Возможно, в следующей версии Windows Phone корпорация Microsoft откроет возможность разработчикам и корпоративным клиентам самим управлять установкой ПО и обновлений, т. е. это будет происходить не централизованно, а независимо от удаленных серверов Windows Phome Marketplace, которые находятся вне зоны клиента, и тогда Windows Phone 7 сможет стать альтернативой Windows Mobile и Android», — предполагает Аз-Зари.
Михаил Фадеев отмечает, что в 2011 г. группа компаний CDC — один из ведущих российских игроков рынка корпоративных внедрений с долей более 60% — начала миграцию на Android. Это весьма показательный факт, означающий, что процесс миграции корпоративного сегмента стартовал и обратного пути уже нет.
В использовании традиционных устройств для бизнес-целей Microsoft будет, скорей всего, искать нишу для Windows Phone 7 — больше просто негде, потребительский рынок занят Apple, бюджетный сегмент — Android, считает Светлана Завьялова. «Если Microsoft сумеет интегрировать мобильные решения в свои продукты и создать такую ситуацию, чтобы компания, имеющая инфраструктуру на базе решений Microsoft, задумалась о мобильности, поняла, что ей проще и дешевле купить парк устройств на базе WP7, сразу получив решение проблемы управляемости, безопасности, интеграции с корпоративными системами и т. д., то у WP7 есть очень хорошие шансы». Завьялова считает, что здесь компания действует не очень активно, скорее наблюдаются «непонятные рывки в стороны, что делает позицию WP7 достаточно слабой. Но в то же время от глобальной корпоративной ориентации Microsoft следует ждать, что и WP7 станет частью „инфраструктуры Microsoft“».
«В нашей компании мобильные разработки технологически развиваются в сторону различных платформ — iOS, Android, Symbian, — говорит технический директор компании „Артезио“ Денис Романовский. — Ожидаем появление спроса на Windows Phone 7. Есть проекты по созданию Web-приложений, специально предназначенных для мобильных телефонов и планшетов. Сейчас проекты в области мобильных разработок для смартфонов и планшетов составляет примерно 20–25%. Причем еще полгода назад доля таких проектов составляла 10%».
Рынок мобильных приложений находится в стадии начального развития, полагает Романовский. Спрос на приложения только начинает формироваться, в особенности в среде корпоративных заказчиков. Бюджеты разработок ограниченны из-за неуверенности в сроках окупаемости проектов. В целом бизнес еще не нащупал, как использовать мобильные приложения, чтобы получить хороший возврат инвестиций, считает он, в особенности, что делать с планшетами. «Остаются технологические риски. Мешает большое количество различных программных и аппаратных платформ», — подчеркивает Романовский.
Технический директор компании R-ID Дмитрий Филатов полагает, что в области мобильных приложений для реакции на запросы, которые сейчас есть, предложений достаточно. Ситуация с мобильными приложениями очень напоминает положение на рынке WMS-систем лет десять назад, считает он. Тогда в России в этой нише действовали 5–6 компаний, лидировал российский пакет Solvo, западных вендоров практически не было, они только начали приходить на рынок. «И казалось — ну куда больше-то? Уже есть пять компаний, они полностью закрывают все потребности клиентов... Сейчас системами автоматизации складов занимается более семидесяти фирм, и никто не бедствует, поскольку за эти годы произошел серьезный рывок спроса», — говорит Филатов. Точно так же, скорей всего, будет и с мобильными приложениями: резкое повышение спроса, и тогда в этот сегмент придет еще множество поставщиков, кроме тех, кто работает в нем сейчас.
Филатов считает, что самыми популярным приложениями пока остаются решения для продаж, и так будет еще долго, особенно в регионах, где торговый бизнес растет, а никаких мобильных средств автоматизации еще не применяется. А затем будет бум спроса на мобильную автоматизацию сервисов и ремонтов. Но, конечно, прогнозировать, когда именно это случится, не возьмется никто.
Проект, в котором уже сейчас принимает участие R-ID, выполняется для московской энергетической компании и подразумевает использование мобильных устройств ремонтными бригадами. Приложение должно быть интегрировано с учетными системами предприятия для обращения к исторической информации о ремонтах данного узла или агрегата, с оборудованием АСУТП для считывания данных прямо на месте ремонта, с навигационными системами для точного позиционирования, иметь онлайн-доступ через GPRS и допускать сохранение данных на моменты отключения связи для последующей синхронизации. Филатов отмечает, что мобильные приложения такого типа имеют ряд особенностей, в частности должны обеспечивать более высокое быстродействие, чем при работе на настольных системах. И ввод, и вывод информации должен происходить практически мгновенно, задержки в секунду-две недопустимы. Высокие требования по быстродействию характерны и для складских приложений, где важна минимальная производительность каждой операции отбора, что непросто, учитывая меньшую, чем у настольных компьютеров, «мощность» мобильных устройств.
Пример действующего приложения другого типа приводит Эдуард Редин, руководитель проектов компании «Роснано-Информ»: разработка мобильных клиентов системы электронного документооборота для iPhone/iPad. В проекте предполагается создание мобильного рабочего места для ключевых участников бизнес-процессов организации. В частности, реализован просмотр файлов документов всех офисных форматов, создание поручений и отчетов по заданиям, полная совместимость с базовым клиентом платформы электронного документооборота. Внедрение планируется в рамках ОАО «Роснано» и дочерних предприятий (в том числе ОАО «Роснано-Информ»). В проекте участвуют «Артезио», как партнер по разработке мобильных клиентов, и ЛАНИТ.
«В течение следующих нескольких лет российский рынок мобильных приложений будет развиваться постепенно, — полагает Романовский. — Спрос на мобильные приложения у населения будет расти пропорционально росту продаж смартфонов. Большое влияние также будет оказывать удешевление мобильного доступа в Интернет и развитие мобильных платежных систем, GPS/GLONASS-навигации. Очевидно, что получат дальнейшее развитие бизнес-приложения в таких областях, как офисные приложения, продажи, документооборот, управление проектами, совместная работа (collaboration)».
Разработка и внедрение корпоративных приложений для мобильных устройств — сегмент настолько юный, что даже нет смысла оценивать его объемы, во всяком случае в России. Но, безусловно, один из быстрорастущих. Несколько лет назад прогнозы о том, что именно форм-фактор, вид и свойства личных коммуникаторов будут играть решающую роль в развитии приложений и серьезно изменят стандарты бизнес-коммуникаций, казались фантастичными и преждевременными. Больше они такими не кажутся.