«Умные» гаджеты сегодня у всех на слуху: этот сегмент высокотехнологичного рынка растёт внушительными темпами. По оценке IDC, только за 2018 г. объём мировых отгрузок таких устройств вырастет по сравнению с предшествующим годом более чем на четверть, достигнув почти 550 млн единиц. Это поистине поразительный рост — особенно если вспомнить о том, как в самом начале 2000-х у рынка стремительно пробудился и столь же быстро угас интерес к концепции «умного дома».
В наши дни называть гаджеты умными без кавычек можно с куда большим основанием. И не столько потому, что встраиваемые в них процессоры за два десятка лет стали заметно мощнее, сколько по причине развития облачных технологий. Повсеместно доступные беспроводные коммуникации, мощные вычислительные ресурсы в облаках, ставшие неотъемлемой частью повседневной жизни смартфоны создали предпосылки для самого главного: для объединения разрозненных гаджетов в цельную экосистему.
Умными электророзетки, жалюзи или роботы-пылесосы называют теперь благодаря их способности действовать в слаженном ансамбле — автономно или полуавтономно, получая команды из облачного центра управления или через приложение на пользовательском смартфоне. Голосовой интерфейс и предиктивные алгоритмы машинного обучения значительно упрощают жизнь владельцу умных гаджетов, создавая для него пространство невиданного прежде комфорта, в котором его желания могут исполняться даже прежде, чем будут явно сформулированы.
Не случайно львиную долю рынка умных гаджетов, 71% по данным IDC в 2018 г., образуют умные колонки, смарт-телевизоры и адаптеры цифрового мультимедиа. «Умными» эти устройства делает готовность анализировать предпочтения владельца, формировать картину его пристрастий — и в соответствии с ней предлагать ему тот или иной мультимедийный контент.
По схожему принципу действуют и прочие умные устройства: выявляют посредством приложений и облачных сервисов определённые закономерности в поведении человека — после чего подстраивают под них свою активность и функциональность. Как умная система климат-контроля, например, которая к известному ей времени возвращения хозяев домой выставляет в каждой из комнат квартиры комфортную именно для её обитателя температуру. При этом время возвращения, даже если человек не указал его явно через смартфонное приложение, может подсказать системе умный фитнес-трекер — который сам определит по GPS, что его носитель покидает офис и направляется в сторону дома.
Очевидно, что чем больше в распоряжении пользователя оказывается разнородных умных устройств, тем сложнее ему выстраивать с ними коммуникации посредством множества отдельных фирменных приложений. Да и самим умным гаджетам разных брендов в отсутствие единого отраслевого стандарта практически невозможно оказывается взаимодействовать друг с другом.
Редакция CRN/RE побеседовала об этой проблеме и возможных путях её решения с Юрием Кацияевым, руководителем департамента экосистемы Xiaomi в компании diHouse (группа компаний ЛАНИТ), который рассказал об интересе российского потребителя к интеллектуальным гаджетам, о преимуществах модульной экосистемы умного дома, а также о широком спектре предложений под брендом Xiaomi, нацеленных на максимальный охват этого бурно развивающегося рынка.
CRN/RE: Каковы объёмы рынка гаджетов и умных устройств в России и в мире? К этому сегменту причисляют в высшей степени различные продукты, от умных колонок и фитнес-трекеров до поперечных электроскутеров. Как, на ваш взгляд, определяются границы этого рынка? Какие конкретно категории электронных товаров к нему относятся?
Юрий Кацияев: Всё дело в том, что объём рынка гаджетов вычислить достаточно сложно: до сих пор многие спорят, что именно входит в этот рынок. Некоторые причисляют к гаджетам не только различные цифровые фотоаппараты, плееры, часы и трекеры, но также смартфоны и мобильные телефоны, в то время как другие эксперты считают, что смартфоны — это отдельный рынок, и смешивать его с рынком гаджетов не стоит. Поэтому и оценки самого рынка гаджетов могут значительно разниться. Ведь только мировой рынок смартфонов составляет порядка 1,5 млрд шт., а в России — около 30 млн шт.
То же самое можно сказать и о рынке умных устройств. Считать ли таковыми только те, что входят в состав «умных домов»? Или же следует прибавить к ним различные отдельные «умные приборы» — розетки, чайники, кондиционеры и т. д.? А ведь есть ещё такие «умные устройства», как фитнес-трекеры и часы, «умные» колонки и много других категорий товаров со встроенными «умными» функциями, включая телевизоры с элементами искусственного интеллекта (ИИ).
Перечислять все категории можно очень долго, поэтому правильнее, на мой взгляд, было бы обозначить общий критерий для устройств этого рынка. Таким критерием является возможность объединения «умных» устройств в экосистему, призванную улучшить качество жизни потребителя.
CRN/RE: Если смартфоны прочно вошли в нашу жизнь, то умные весы или робот-пылесос пока не являются теми устройствами, которые, по мнению покупателей, должны быть в каждом доме. Как продавать такие гаджеты и умные устройства? Какую стратегию продаж выбрать ритейлеру, как в этом ему может помочь вендор?
Ю. К.: Вы правы, покупатели ещё не успели привыкнуть к «умным» устройствам так, как привыкли к смартфонам. Но ведь надо понимать, что «умные» устройства всё-таки пока только набирают популярность — и их продажи растут каждый год, в отличие от рынка смартфонов, который в количественном выражении уже стабилизировался.
Ритейлеры могут выбирать свои стратегии продаж таких «умных» устройств, здесь всё зависит от каждого ритейлера индивидуально. Некоторые ещё боятся заниматься подобными товарами: выставляют и пробуют продавать их только через свои Интернет-сайты. А другие понимают, что такие товары для них важны стратегически, и стараются иметь их на своих полках и демонстрировать их своим покупателям. Такие ритейлеры понимают, что сейчас важно «застолбить» в сознании покупателей имидж магазинов, где всегда продаётся всё новое и интересное, так что вслед за ростом рынка «умных» устройств будут расти и продажи в этих магазинах.
В то же время Xiaomi активно работает над популяризацией умных устройств. Обратите внимание: в 2019 году в прессе часто станут появляться статьи «для домохозяек» о том, как удобно пользоваться такими устройствами. Возможно также появление демонстрационных стендов в ритейле.
CRN/RE: В чём привлекательность гаджетов и умных устройств для ритейла, прежде всего — российского? Насколько высока может быть маржинальность этих продуктов, хороша ли их оборачиваемость? Заставляют ли они покупателей, случайно приобретших товар один раз (скажем, в подарок), возвращаться за ним снова, теперь уже для себя?
Ю. К.: Я начну отвечать с конца: да и ещё раз да! Покупатель, который приобрёл одно умное устройство, непременно купит ещё. Большим преимуществом Xiaomi является не только модульная экосистема «умного дома», но также широкий ассортимент различных устройств и приборов, подключаемых к одному приложению Mi Home, а также простота и удобство пользования самим приложением. Модульность даёт покупателю возможность поэтапного построения своего личного «умного дома», который он настраивает под свои потребности; при этом нет необходимости тратить сразу большое количество денег на все необходимые датчики и устройства. А работа «в одном окне» просто удобнее для пользователя, так как не нужно переключаться между несколькими приложениями и помнить, как работает каждое.
Для ритейла в экосистеме умных гаджетов привлекательны прежде всего два фактора. Во-первых, то, что это растущий рынок, и рост его будет продолжаться еще несколько лет. Ритейлерам важно закрепиться на этом рынке и показать своим покупателям, что у них есть такой товар, что они следят за последними тенденциями и предлагают не только традиционные смартфоны, но и всяческие интересные новинки. Во-вторых, так как рынок умных устройств ещё достаточно молод, такие товары сейчас легче продавать через традиционную розницу, чем через Интернет-канал, поскольку для потребителя важны правильная демонстрация и личный подход.
Умные устройства, пожалуй, нельзя назвать высокомаржинальным товаром. Всё-таки это не простые чехлы или кабели, защитные стёкла или зарядные устройства, которые стоят дёшево, но позволяют притом ритейлеру много зарабатывать. Это довольно сложные устройства. К тому же, это новые товары, поэтому высокая цена на полке может отпугнуть покупателей. Что, в свою очередь, приведёт к снижению показателей оборачиваемости. Поэтому зачастую приходится выбирать между высокой маржинальностью и приемлемой оборачиваемостью.
CRN/RE: Не секрет, что стараниями китайских сайтов-агрегаторов российскому потребителю доступен огромный ассортимент товаров непосредственно с фабрик КНР, в том числе гаджетов и умных устройств, по чрезвычайно привлекательным ценам. Понятно, что официальные поставки через канал отличаются полноценным сопровождением, гарантией и сервисом, но для многих покупателей цена имеет первостепенное значение. В чём особенности «серого», внеканального импорта именитых брендов из КНР, а также откровенно дешёвых функциональных аналогов популярных гаджетов? Чего от них можно ждать конечному пользователю?
Ю. К.: Помимо уже названных вами отличий официальных поставок, «серый» импорт несёт ряд существенных рисков для пользователя. И, на мой взгляд, самый неприятный из них — возможность получить бракованный товар или подделку, которая не только не будет выполнять своих функций, но и может навредить потребителю или его имуществу. Даже если её вам поменяют на нормально функционирующий товар, вы будете ждать несколько месяцев, пока это произойдёт.
А для многих потребителей может оказаться очень неприятным сюрпризом то, что такие «умные» устройства, покупаемые напрямую в Китае, нередко реализуют на практике в России лишь часть своей функциональности — или же попросту не могут интегрироваться с другими, официально ввезёнными, устройствами. Такое возможно для умных устройств, которые используют зарубежные облачные сервисы для обмена данными. Приведу лишь один из возможных сценариев: поддержка устройства в Китае прекращена, в результате чего покупатель теряет возможность управлять своим гаджетом. В более мягком сценарии потребитель не сможет объединить такое устройство с уже налаженной в его доме экосистемой, теряя в результате все преимущества «умной» техники, действующей в рамках единого пространства информационных коммуникаций.
Поэтому мы настоятельно рекомендуем всем, кто планирует такие покупки, ещё раз взвесить все «за» и «против». Всё-таки лично я не рекомендовал бы покупателям экономить, покупая «умные» устройства Xiaomi — даже Xiaomi! — в Китае, ведь наличие официального сервиса и гарантии однозначно сэкономит время, деньги и нервы.
CRN/RE: Насколько давно Xiaomi интересуется сегментом гаджетов и умных устройств? В каких направлениях ведёт разработки, чего успела уже достичь в этом плане на домашнем рынке КНР и в мире?
Ю. К.: Xiaomi вышла на рынок умных устройств в 2014 году с самым первым своим фитнес-трекером Mi Band, для настройки и использования которого применяется фирменное приложение MiHome. Этот фитнес-трекер был продан в количестве 20 млн шт. за первые два года и принес бренду Xiaomi большую популярность на этом рынке. Сейчас компания занимает второе место в мире на рынке умных часов и трекеров, её доля составляет порядка 14%, уступая только Apple Watch. На рынке Китая Xiaomi является непререкаемым лидером, занимая около 30% и более чем вдвое опережая ближайшего из своих конкурентов. Компания отслеживает все свои подключённые устройства (так называемые connected devices) и считает себя лидером в мире по их числу (более 110 млн шт.)
Столь впечатляющих успехов компания достигла за счет того, что смогла объединить своими приложениями Mi Fit и Mi Home продукцию многих производителей, создав наиболее полную экосистему «умных» устройств.
Сейчас основными направлениями разработки компании являются: носимые устройства, «умный дом», электротранспорт (самокаты, велосипеды и сегвеи), различные товары бытовой техники (пылесосы, очистители воздуха, весы и т. д.). Стоит отметить, что производимые Xiaomi внешние аккумуляторы являются лидерами рынка в нескольких странах, включая Китай. Также у компании есть целое семейство вспомогательных устройств «умного дома»: переключатели, розетки, датчики движения, открытия окна/двери, влажности и температуры. Сейчас компания интенсивно работает над реализацией поддержки всех этих устройств по всему миру, в том числе в России.
CRN/RE: Расскажите о семействе Eco Xiaomi, о входящих в него гаджетах и умных устройствах, об их отличительных чертах и особенностях, которые делают их уникальными на рынке.
Ю. К.: Уникальность товаров, входящих в экосистему Xiaomi в том, что предлагаемые устройства легко интегрируются друг с другом при помощи одного приложения и не требуют каких-либо значительных денежных трат от пользователя. Ведь уже сегодня на рынке представлено множество умных устройств от различных производителей. Представьте, что у вас дома есть «умный» кондиционер, «умный» свет, «умный» тёплый пол, стоит «умная» система безопасности — и все это от разных производителей и управляется различными приложениями на смартфоне. Скажем честно, что всем этим «набором умных устройств» не очень удобно пользоваться, а раз так — нужен ли такой «умный» дом? Устройства Xiaomi же лишены этого недостатка — все они управляются одним приложением Mi Home и интегрируются друг с другом. Кроме того, список поддерживаемых устройств будет постоянно расти, тем самым расширяя возможности потребителей.
diHouse
Web: www.di-house.ru
E-mail: e: marketing@di-house.ru
Статья на правах рекламы