2 марта 2015 г.
Изменения на рынке планшетов зрели давно, что при современной динамике означает в течение нескольких последних кварталов. Причины просты: отсутствие значимых инноваций (о чем CRN/RE неоднократно писал, например, тут), что приводило к отсутствию мотивации в покупке нового устройства при еще работающем старом. Кроме того, планшеты оказались вовсе не таким универсальным устройством, как казалось несколько лет назад — их ниша зажата между смартфонами-смартшетами с одной стороны и ноутбуками-ультрабуками-нетбуками с другой, и на проверку, оказалась не такая уж многочисленная.
В результате насыщение рынка наступило быстрее, а обновление парка идет медленнее, вот вам и кризис, который в данном случае выражен как резкое падение темпов роста рынка как в штучном, так и в денежном выражении. Ситуация усугубляется тем, что на рынке «планшетостроения» оказалось большое количество игроков — для производства «таблеток» не нужны прорывные технологии миниатюризации, актуальные для смартфонов, поэтому выпуск планшетов оказался доступен многим компаниям. И много компаний пришли на этот рынок, в расчете на его обещанный аналитиками быстрый рост, а рост практически закончен.
Кризисные явления привели к интересным последствиям. Против ожидания, неплохо чувствуют себя на проблемном рынке дорогие планшеты и «таблетки» на платформе iOS, недорогие решения, которые, казалось бы, должны разлетаться «как горячие пирожки», стремительно теряют свою рыночную долю, а их производители вообще уходят с рынка. Strategy Analitics приводит любопытные данные, согласно которым «withe-box» — недорогие планшеты, которые малоизвестные вендоры поставляют на рынок без брендирования — стремительно теряют свою рыночную долю даже в натуральном выражении. Если брать итоги прошлого года, то все выглядит вполне радужно — на мировой рынок отгружено 74,77 млн таких устройств, что на 16,9% больше, чем итоги позапрошлого года. Только при современной динамике рынка год — слишком большой промежуток времени, значительные изменения ситуации наступают в пределах квартала.
Если посмотреть на результаты последнего квартала прошлого года, то с октября по март было продано 25,20 млн. «таблеток» интересующего нас класса, что на 4,9% меньше по сравнению с предыдущим кварталом (то есть мы видим падение продаж в горячий предновогодний период!) и на 10,9% меньше, чем в последнем квартале позапрошлого года. Если сравнить квартальные отгрузки последней четверти прошлого года withe-box-систем, которые, как уже говорили, составили 25,20 млн устройств, по данным Strategy Analytics, с продажами за тот же период лидера рынка — Apple — отгрузившего 21,9 млн iPad, то становится ясно, что почему производители «уайт-боксов» начали активно покидать этот рынок.
Мы говорили, что работать на прекратившем рост высококонкурентном рынке, продвигая товар низкой маржинальности, не самая лучшая бизнес-идея. При этом для «безымянных» планшетов остаются определенные ниши — наиболее очевидная: их продвижение операторами сотовой связи — но для массового рынка они становятся явно менее интересным товаром. Но какой товар должен прийти на смену недорогим «беспородным» планшетам? Ответ: внешние аккумуляторы.
Как уже отмечали, жизненный цикл всех планшетов увеличивается. А это означает, что расположенные «на борту» батареи в процессе использования вырабатывают свой ресурс, что выражается для пользователя в уменьшении времени автономной работы устройства. Замена бататери в планшете представляет собой нетривиальную задачу — на самостоятельное выполнение пользователем этих действий большинство «таблеток» не рассчитаны, да и не всякий сервис сможет заменить батарею на планшете неизвестной марки (с моделями производства крупных вендоров ситуация по понятной причине несколько мягче). В данном случае внешний аккумулятор — универсальное решение.
По данным Strategy Analytics, многие компании, производившие планшеты в юго-западном регионе Китая, уже массово переключаются на выпуск внешних аккумуляторов. «Батарейный» тренд хорошо заметен и на российских прилавках (см. фото). Батареи являются наиболее дорогим и поэтому наиболее маржинальным продуктом, который можно предложить к планшету, ведь конкурировать они могут разве что с чехольчиками и подставками, на которых много не заработаешь. Кроме того, внешние аккумуляторы универсальны: ведь они актуальны и для других гаджетов — смартфонов, фотокамер, внешней мобильной акустики и т.д.
По прогнозам IDC рынок планшетов в новом году ждет спад. Только некоторые сегменты планшетов могут показать положительную динамику — по мнению аналитиков IDC к таковым относятся, например, — модели с большой диагональю и с поддержкой голосовой связи в дополнение к возможностям работы в сетях 4G. Интересно, что в сложившемся кризисе на рынке планшетов Россия «впереди планеты всей»: на локальном рынке спад уже начался, по данным IDC, итоговые объемы продаж за прошлый год сократились на 5% в штучном и на 30,9% в денежном выражении. Это означает, что российским ритейлерам нужно быть особенно агрессивными, причем фокус маркетинговой активности — на имеющие потенциал роста сегменты рынка, о чем мы также писали ранее.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE